жк днепропетровская 37 евротрешка

Лифтовая революция

Небоскребы становятся обыденностью для мегаполисов из-за нехватки земельных ресурсов. С развитием высотного строительства появилась потребность не только в совершенствовании подъемных машин, но и во внедрении инноваций в процессе проектирования высоток.

ЛифтЛифтовое оборудование, изобретенное Элайшей Грейвсом Отисом в середине XIX века, исправно служило людям в последующие 140 с лишним лет, практически не меняясь. И только в конце XX века финская компания KONE запустила массовое производство лифтов MonoSpace, не требующих машинного помещения.

Создание безредукторного привода EcoDisc позволило возводить компактные лифтовые шахты и способствовало ускоренному развитию вертикального транспорта с большими скоростями и внешним управлением. Произошла, таким образом, настоящая лифтовая революция.

По информации главного архитектора ЗАО «ГОРПРОЕКТ» Филиппа Никандрова, средняя высота зданий в последние годы стремительно растет. Если в 2000 году этот показатель для 20 самых высоких башен мира составлял 375 м, то к 2010 году он достиг уже 439 м, а к 2020 году ожидается повышение до 598 м.

«Но высота не отражает реального обитания всего здания, – подчеркнул Филипп Никандров. – В гонке за высотой девелоперы и архитекторы, находящиеся у них на службе, пытаются увеличить ее различными способами, в основном «доращивая» здания шпилями или иными архитектурными «излишествами». Скажем, обитаемое пространство известного небоскреба «Бурдж-Халифа» (Дубай) составляет первые 600 м, а следующие 244 м – это необитаемая часть, созданная для престижа».

Наиболее распространенная сегодня схема движения лифтов в высотках, впервые использованная в азиатских странах, – это скай-лобби

Впрочем, иногда верхние этажи используются: здесь располагается техническое оборудование. Но, как правило, вертикальный транспорт до верхней точки все же не ведут: высота лифта ограничивается целесообразностью его использования и ограничениями, связанными как с технологиями самих лифтов, так и с возможностями высотных зданий.

По мнению архитектора Никандрова, для оптимизации трафика необходимо использовать лифты разного класса. Поэтому усечение периметра верхней части здания оправданно: до верхней отметки тянут не все лифты.

Как только высотки стали превышать 30 этажей, была разработана схема работы лифтов, ставшая классической: в здании выделяется главный посадочный этаж (чаще всего это первый), все лифты разделяются на группы, обслуживающие только часть этажей. Например, первая группа предназначена для транспортировки жильцов и грузов с 1-го Зданиепо 20-й включительно; вторая группа – с 21-го по 40-й включительно и т. д.

Зону со 2-го по 20-й этаж лифтовые кабины второй группы проходят транзитом (так называемая «слепая» зона). Это позволяет реализовать преимущество высокой скорости движения лифтовых кабин, и чем выше обслуживаемая зона, тем с большей скоростью кабины могут проходить «слепую» зону.

Но и подобной организации вертикального транспорта стало недостаточно из-за растущего пассажиропотока. Потому наиболее распространенная сегодня схема движения лифтов в высотках, впервые использованная в азиатских странах, – это скай-лобби (промежуточные вестибюли). Лифты-шаттлы, идущие транзитом и набирающие скорость более 10 м/с, поднимаются на скай-лобби, а уже оттуда локальные подъемные машины перевозят пассажиров на нужный этаж.

На лифтах-шаттлах, как правило, используется система стабилизации давления, чтобы пассажиры не испытывали боли в ушах при резком спуске или торможении, и уже этим современные лифты отличаются от тех, что служили людям предыдущие полтора века.

Лифт становится легче и умнее

Еще одно изобретение компании «Коне» – UltraRope, композитный УльтраТрос (высокофрикционное полиуретановое покрытие с основой из углеволокна) – направлено на снижение веса лифта. Новый трос не только легче, но и прочнее привычного стального. Новинка позволит машинам подниматься на высоту до одного километра, что вдвое превышает нынешние возможности вертикального транспорта. Актуальность изобретения в том, что нивелируются недостатки стальных тросов, в том числе главный – высокое потребление энергии. Вес УльтраТроса в 17 раз меньше стального: для башни высотой 400 м понадобится углеволоконный трос весом 1170 кг, тогда как стальной для подобного сооружения весит 18,5 т.

НебоскребВ свою очередь, швейцарская компания Schindler использует в производстве лифтов программное обеспечение PORT, позволяющее лифтам самостоятельно регулировать процесс подачи и организацию пассажиропотока.

«В 1992 году компания запатентовала способ, который кардинально перевернул понимание об организации транспортного движения, – рассказал генеральный директор Schindler-Liftas (Литва) Айвиюс ЧЕРАУСКАС. – Технология Schindler PORT произвела революцию в сфере оптимизации пассажиропотока в здании, обеспечивая индивидуальный подход к управлению доступом. Уже внедрено третье поколение системы, позволяющее за 30 секунд добраться до нужного этажа. Суть системы в том, что пульт управления вынесен за пределы шахты.

Внутри лифта всего три клавиши, позволяющие закрыть и открыть двери и вызвать аварийную службу. А пульты вызова этажа находятся снаружи, на лифтовых площадках, что дает возможность группировать пассажиров по лифтам с разной этажностью остановок. В результате каждая машина делает не более двух остановок и быстро доставляет пассажиров на нужный им этаж. За счет скорости движения и минимума остановок время циркуляции лифта (снизу вверх и обратно) составляет примерно 23 секунды. А движение без лишних остановок увеличивает срок эксплуатации оборудования».

В этом году в «Москве-Сити» в «Башне Федерация. Восток» заработал самый «высокий» в Европе скоростной лифт Schindler. Он поднимается с минус второго на 94-й этаж. Общая высота лифтовой шахты составляет 365 м. Всего в «Башне Федерация» будут введены в эксплуатацию 10 лифтов S7000, 4 лифта S5400, 14 commodities и 16 эскалаторов S9300 компании Schindler.

ЛифтНаконец, последняя новинка, о которой рассказал Филипп Никандров, принадлежит компании ThyssenKrupp. Два года назад она запатентовала лифты, позволяющие перемещаться в здании и вертикально, и горизонтально, и наклонно. «Это та революция, которая превратила карету в автомобиль, – пояснил эксперт. – Нет ни тросов, ни противовесов, линейный двигатель, кабина перемещается сама в любом направлении (по принципу маглев поездов). Это прорыв для архитекторов».

Двухэтажные лифты и одна шахта для нескольких кабин

В высотных зданиях с большим пассажиропотоком улучшить трафик помогают двухпалубные лифты. Двухэтажная кабина была изобретена в первой половине прошлого века. Но тогда расстояние между кабинами должно было четко соответствовать расстоянию между этажами, чтобы пассажиры могли одновременно заходить-выходить из двух кабинок. Понятно, что посадка на четные этажи осуществлялась со второго этажа, а на нечетные – с первого.

Инновация компании «Отис» усовершенствовала двухпалубные лифты таким образом, что во время движения расстояние между кабинами может уменьшаться или увеличиваться. Появилась возможность использовать двухпалубные лифты в зданиях с разными расстояниями между этажами, которые изначально не были предназначены для таких подъемных машин.

Разработка инженеров ThyssenKrupp Elevator и вовсе привела к революции в лифтовом оборудовании. Теперь в одной шахте можно эксплуатировать две независимые лифтовые кабины. Благодаря инновации лифтовая система TWIN позволяет сэкономить пространство, повысить производительность вертикального транспорта и тем самым открывает простор для архитектурного творчества.

Такие лифты обеспечивают высокую эффективность передвижения как в новых высотных зданиях (до 200 м), так и при модернизации уже существующих. Лифты системы TWIN также управляются прогрессивной интеллектуальной программой Destination Selection Control (DSC), отвечающей за распределение вызовов в группе.

Программа способна рассчитать для каждого пассажира и всего лифтового комплекса эффективный маршрут. Сенсорные экраны системы управления лифтами DSC также расположены в лифтовых холлах и предназначены для интерактивного вызова кабины. Они сообщают пассажиру, какой именно лифт из группы доставит его на необходимый этаж. Компьютерное управление существенно снижает влияние человеческого фактора, регулирует пассажиропоток с максимальной эффективностью и сокращает время в пути к рабочему месту.

Всего 160 лет назад изобретение лифта привело к строительству небоскребов. Последние разработки в этой сфере уже в недалекой перспективе позволят снабдить высотные здания настоящим вертикальным транспортом, умеющим в том числе передвигаться по кругу.

Лилиана Глазова

Другие материалы по теме

X