жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Лестница в небо: о строительстве Лахта Центра

Петербургский Лахта Центр будет достроен только в следующем году, но уже начал ставить рекорды. Не так давно самый северный небоскреб мира занял второе место в международном рейтинге супертоллов, обладающих закрученной формой. Он приближается к рубежу самого высокого здания в России и Европе и обещает быть супертехнологичным. Ряд методик и материалов, применяющихся в строительстве комплекса, разработаны специально для этого проекта.

Лахта Центр
Фото: lakhta.center

Эстетика и функция

Сейчас строители заканчивают монтаж фасада небоскреба, а перед входом в Лахта Центр монтируют парящую арку, через которую можно будет попасть в саму башню. Безопорный пролет арки – поистине гигантский, он составляет 98м. Это первое сооружение такого рода в России. Его удалось создать с помощью четырех разных видов металлических ферм особой формы.

Для остекления фасада башни использовано более 72 000 кв. м холодногнутого стекла. «85% поверхности здания будет состоять из 16 000 комплектов различных по форме стеклопакетов, – говорит главный инженер АО «МФК Лахта Центр» Сергей НИКИФОРОВ.– Из-за сложной геометрии здания размеры многих элементов фасадов с высотой меняются. Причем каждый стеклопакет имеет форму параллелограмма, один угол которого загибается на три-четыре сантиметра».

Опыт применения холодногнутого стекла в строительной практике в России пока невелик. Но именно оно способно придать фасаду заданные проектом свойства – как с точки зрения функциональности, так и эстетические. По словам Сергея Никифорова, использование холодногнутого стекла и технологии незначительного искривления элементов стеклопакетов позволяет создать плавную форму здания и добиться целостного отражения окружающего пространства.

«Этот прием дает возможность добиться визуального эффекта объема, подчеркнуть форму здания, показать его красоту и геометрию, гармонично вписать его в окружающее пространство», – говорит главный инженер АО «МФК Лахта Центр».

Культурный код

Для сборки небоскреба в Лахта Центре понадобилось свыше 22 000 т металлоконструкций. Еще 2000 т пойдет на шпиль и 24 000 – на мультифункциональное здание, которое обрамляет супертолл. А количество конструкций, необходимых для строительства одной только башни, составляет 189 000 штук. Каждая из этих деталей уникальна. Чтобы не запутаться в таком многообразии, каждую конструкцию отметили своим штрихкодом и данные внесли в специально созданную онлайн-базу. Таким образом, все детали оказались под контролем: в любой момент можно увидеть, где каждая из них находится, когда и какое место должна занять.

Эта система маркировки в России пока используется нечасто. Она основана на технологии BIM (информационное моделирование сооружений) и применяется не только в процессе строительства здания, но и на протяжении всего жизненного цикла объекта. Умная технология позволяет сформировать надежную основу для принятия решений, без которых не обойтись в процессе эксплуатации объекта. Она не только дает возможность с максимальной эффективностью организовать процесс создания и эксплуатации здания, управлять им и контролировать его, но и повышает культуру строительства и изготовления материалов для строительной сферы.

Высота Лахта Центра составляет 462 м, а закручивается он на 90 градусов

Выпуском металлоконструкций для лахтинской высотки заняты 12 заводов, из которых 10 – российские. Детали, которые они изготавливают для строительства петербургского небоскреба, маркируются прямо на производстве. Многие предприятия в ходе работы на этот проект столкнулись с BIM-технологией впервые в своей практике, успешно ее освоили и готовы использовать и в дальнейшем.

«Большая часть конструкций находится на стройплощадке, некоторые – монтируем «с колес», – говорит Сергей Никифоров. – Стараемся укрупнять сборку на земле для упрощения и ускорения монтажа на высотных отметках».

Крутой поворот

Высота Лахта Центра составляет 462м, а закручивается он на 90 градусов. Именно благодаря сочетанию этих двух показателей петербургский супертолл занял второе место в рейтинге самых высоких зданий мира, имеющих закрученную форму.

На первом оказалась знаменитая Шанхайская башня, высота которой составляет более 600м. Эта высотка закручивается на 120 градусов. «Если рассматривать все небоскребы, в том числе на Ближнем Востоке, то наше здание уникально с точки зрения «закрученности», – говорит Сергей Никифоров.

По его словам, каждый типовой этаж состоит из пяти лепестков, которые поворачиваются и имеют свою ось. «Оси, в свою очередь, закручиваются вокруг центральной оси здания, постепенно стремясь к центру. Это сложная геометрия, и аналогов в мире нет», – констатирует Сергей Никифоров. При строительстве каждая плита этажа поворачивается на 0,82 градуса относительно оси здания. То есть каждый этаж имеет небольшой угол поворота – это и создает эффект закручивания высотки до самого верха.

Строители
Фото: lakhta.center

Сергей Никифоров подчеркивает, что при строительстве спиралевидного здания возникает много вопросов, связанных с естественными силами гравитации. Эти вопросы приходится решать на самых ранних этапах проектирования и строительства. «Прежде чем снять временные раскрепления, необходимо конструкции жестко прикрепить к ядру, – поясняет он. – Другими словами, провести для начала монолитные работы, создав горизонтальную диафрагму жесткости, что позволяет минимизировать эффект кручения, то есть перемещение горизонтальных плит вокруг ядра. Необходимо учитывать и то, что бетон – ползучий материал, и кручение будет продолжаться, но уже не в такой степени. Вот лишь один пример того, какие процессы мы должны контролировать и регулировать при строительстве».

По периметру всего лахтинского небоскреба идут гигантские композитные колонны из бетона с металлической сердцевиной. Они были спроектированы специально для Лахта Центра и именно в этом проекте использованы впервые в России. Во всяком случае, впервые в российском гражданском строительстве.

Системы высокого уровня

На следующем этапе строители Лахта Центра приступят к возведению шпиля. «Все крановое оборудование, необходимое для этой цели, уже установлено и стремительно поднимается вверх вместе со зданием, – отмечает Сергей Никифоров. – Краны растут вместе с башней и каждый месяц становятся выше». В процессе возведения шпиля строители планируют обойтись без дополнительных лесов и подъемных механизмов и минимизировать влияние ветра на проведение работ.

Когда-то именно 40-метровый шпиль обеспечил Петропавловскому собору статус самого высокого здания Петербурга и позволил ему удерживать это звание до 2012 года.

Затем в городе стали появляться более высокие постройки. Но по сравнению с небоскребом в Лахте любая из них покажется миниатюрной. Высота шпиля петербургского супертолла составляет 117,75м, а его вес – 2000 т. Такая высокая и массивная надстройка нужна небоскребу вовсе не для того, чтобы дать ему возможность стать еще выше. Этот элемент задействован в обеспечении жизненно важных функций здания-гиганта.

Высота шпиля петербургского супертолла составляет 117,75 м, а его вес – 2000 т

По форме он напоминает пятигранную остроконечную пирамиду, расположенную вокруг и над центральным железобетонным ядром башни. Опорой шпилю служит перекрытие 83-го этажа, которое находится на уровне 344,25м. Шпиль буквально на- чинен суперсовременным оборудованием. В том числе в нем находятся технические системы, предназначенные для обслуживания верхних уровней небоскреба, а также системы связи и навигации.

Точность и четкость работы таких систем благодаря расположению на высоте возрастает в несколько раз. Еще внутри шпиля будет смонтировано навигационное оборудование, которое позволит даже в самой сложной метеорологической обстановке, в условиях полного отсутствия видимости, свести к нулю вероятность столкновения самолетов с башней.

Однако и этим функции шпиля не ограничиваются. Он также служит самой настоящей базовой станцией для уникальной системы обслуживания фасадов небоскреба (СОФ). По рельсам, проложенным в ребрах башни, между фасадными панелями передвигается своеобразный поезд-подъемник, позволяющий как мыть, так и заменять стекла сложного по форме небоскреба на любых участках фасада, включая сложно доступные.

Против ветра и льда

Самая большая трудность, с которой могут столкнуться специалисты в ходе эксплуатации башни,– это высокая вероятность обледенения конструкции. В Петербурге в силу климатических условий она всегда немаленькая, а на высоте увеличивается многократно.

Строительные леса
Фото: lakhta.center

Пока еще готовых решений, позволяющих полностью решить проблему обледенения фасадов высотных зданий, на рынке не существует. И все-таки специально для Лахта Центра подобраны технологии, которые дадут возможность снизить ее остроту. «Для этого будут использоваться как пассивные, так и активные методы», – конкретизирует Сергей Никифоров.

Фасады небоскреба будут остекленными, а стены шпиля – из ажурной металлической сетки. Благодаря этому площадь поверхности уменьшится, а значит, сократится и количество наледи. Но и сами по себе ажурные поверхности обеспечат хорошую продуваемость шпиля, а встроенный в металлические конструкции кабель нагрева позволит повысить скорость таяния льда.

Но на высоте сильнее не только холод, но и ветер. Проблема уже решена: технологии снижения ветровой нагрузки хорошо отработаны. Для обеспечения такой защиты внутренний монолитный сердечник здания петербургского небоскреба дополнен внешними колоннами и горизонтальными усилителями – аутригерными этажами. Эту систему впервые опробовали в Азии, где очень высокая сейсмическая активность, а технологии строительства небоскребов давно и хорошо отработаны.

Оксана Ермошина

В печатной версии название статьи — «Лестница в небо» (журнал «Строительство и городское хозяйство», №175, 2017 год)

Другие материалы по теме

X