жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Сточные воды станут безопасны

Канализационный коллектор – одно из сложнейших сооружений, обеспечивающих безопасную и комфортную жизнь современного мегаполиса. Его проектирование и строительство требуют от специалистов высочайшего профессионализма, четкого соблюдения технологий, обеспечения экологической безопасности объекта.

ТрубаСреди масштабных проектов строительства коллекторов в Петербурге – продолжение Главного канализационного коллектора, который действует в северной части города (был введен в эксплуатацию в 2013 году), и строящийся сегодня Охтинский коллектор. Эти проекты направлены на сокращение сброса неочищенных сточных вод в водоемы Петербурга и снижение техногенной нагрузки на Балтику.

Любой коллектор, по мнению заместителя генерального директора ЗАО «ПРиСС» Андрея Булыгина, технически сложный объект. И важнейшей составляющей строительства является профессиональное проектирование и строгое соблюдение технологий, предусмотренных разработчиками. «Сейчас сооружение шахт и штолен выполняется по нескольким технологиям: ведется в шпунтовом ограждении, буросекущихся сваях, искусственно замороженных грунтах и грунтах, закрепленных методом струйной цементации. Тоннели прокладывают при помощи тоннелепроходческих комплексов, которые позволяют сразу укладывать трубы нужного размера, – поясняет он. – Готовые трубы опускаются в шахту и продавливаются, образуя конструкцию обделки».

Строительство Главного канализационного коллектора позволило закрыть 76 прямых выпусков и прекратить сброс в Неву сточных вод объемом 334 000 куб. м в сутки

Технические параметры первой очереди Охтинского коллектора –20 шахт и 7 км тоннелей. И здесь, безусловно, есть, по словам специалиста, сложные участки, требующие особого внимания инженеров. Например, в трех местах тоннель частично тянется под руслом реки Охты, пересекает и речку Оккервиль в ее устье. Для проходки этих участков планируется использовать щит большого диаметра – тоннелепроходческий комплекс AVND3200AB. Его наружный диаметр 3,8 м, внутренний – 3,1 м. В ближайшие месяцы начнется проходка двух участков тоннеля коллектора.

15 метров в сутки

Тоннелепроходческие комплексы появились в арсенале строителей лет 20–30 назад, но с их помощью уже построены сотни километров тоннелей как для метро, так и для систем водоснабжения и водоотведения. «Такая техника позволяет строить быстро и надежно, – подчеркивает Андрей Булыгин. – Средняя скорость прокладки – около 15 м в сутки. По сложному рельефу, конечно, комплекс идет медленнее. Но если строить вручную, как раньше, то больше кольца в смену проложить не удастся. Однако даже при таком весьма надежном подспорье, как современная проходческая техника, чрезвычайно важны грамотные расчеты и жесткое соблюдение технологий строительства. Иначе невозможно обеспечить долговечность и качество объекта. Мы не просто прокладываем тоннели, их необходимо соединять с шахтой с погрешностью не больше нескольких миллиметров. Это обеспечивает машина, оснащенная современными приборами. Техника эта дорогая, требует постоянного внимания, профессионального обслуживания. И, конечно, в итоге сооружение водоотводных систем – дело не только очень ответственное, но и затратное».

Двери

Главный коллектор

Одним из важнейших для города проектов стало строительство Главного канализационного коллектора северной части города, завершившееся 10 октября 2013 года, что позволило закрыть 76 прямых выпусков и прекратить сброс в Неву сточных вод объемом 334 000 кубометров в сутки.

Многие работы, выполненные при строительстве Главного коллектора, без преувеличения можно назвать уникальными. Например, прокладка Новоорловского дюкера – тоннеля под Невой, по которому в коллектор попадают сточные воды с левого берега. Другой пример – это проходка тонне- ля в так называемой зоне размыва.

Чтобы преодолеть участок от Арсенальной улицы до площади Ленина, пришлось использовать специальный немецкий горнопроходческий щитовой комплекс, предназначенный для работы в двух режимах: в первом грунт выдается на поверхность обычным способом при помощи транспортных тележек, а во втором, при проходке плывуна, водно-песчаная смесь поднимается по трубопроводам на поверхность.

Ввод в строй Охтинского коллектора даст новые возможности для развития прилегающих к реке Охте территорий

Использование такого щита позволило преодолеть один из самых сложных отрезков второй нитки коллектора – от Арсенальной улицы до площади Ленина – именно там была расположена зона размыва, аналогичная плывуну в районе станции метро «Площадь Мужества».

Продолжение Главного канализационного коллектора – это комплекс сложных инженерных сооружений. В состав коллектора входят два тоннеля, каждый протяженностью 12,2 км и диаметром 4 м, которые проложены на глубине 40–90 м. Кроме того, в составе сооружения восемь микротоннелей, 64 шахты, более 5 км канализационных сетей различного диаметра. И, наконец, узел регулирования стоков, а по сути, мощная насосная станция.

Основной элемент

Узел регулирования стоков (УРС) – уникальный объект. Это гигантская насосная станция, расположенная в районе Гренадерского моста. Она является составной частью Главного канализационного коллектора, задача которого – направлять сточные воды с территории Красногвардейского, Калининского, Выборгского, Петроградского, Приморского районов, правобережной части Невского района и части Центрального района на Северную станцию аэрации для очистки.

Строительство УРС началось летом 2008 года. Для размещения этой насосной станции у Гренадерского моста была сооружена огромная шахта глубиной 90 м и диаметром 24 м. Задача УРС – регулировать скорость движения сточных вод, чтобы не допустить заиливания тоннелей коллектора.

Рабочий

Дело в том, что Главный канализационный коллектор северной части города был построен со значительными перепадами по глубине из-за размыва грунта в районе Литейного моста и пересечения с линиями метрополитена. Коллектор начинается от Финляндского железнодорожного моста. Стоки по нему текут самотеком, постепенно углубляясь с 52 до 80 м. В районе Гренадерского моста тоннели коллектора снова поднимаются. При этом движение воды замедляется, содержащиеся в стоках взвешенные частицы оседают на дно коллектора. В результате коллектор может заилиться, что создаст проблемы при его эксплуатации. Чтобы этого не происходило, и нужен УРС.

Сооружение состоит из девяти подземных этажей, расположенных в шахте на глубине 90 м и надземного трехэтажного павильона. На самом нижнем этаже на отметке минус 80 м по кругу расположены 12 главных насосов. По штольням вода из коллектора попадает в приемную камеру УРС. С помощью насосов вода по трубам поднимается почти на 60 м вверх, в сливную камеру на отметку минус 30 м, и уходит в отводящий тоннель протяженностью 1,5 м, затем снова направляется в коллектор, а далее – на Северную станцию аэрации в Ольгино.

Для защиты насосов от крупного мусора, попадающего в коллектор, на УРС установлены специальные решетки. В общей сложности высота решетки– 54 м. Граблями, укрепленными на вращающейся цепи, грубые отходы захватываются и транспортируются снизу вверх. На том же уровне, где находится отводящий тоннель (– 30 м), отбросы попадают в измельчитель, где происходит их дробление до размеров около 20 мм. Затем при помощи спиральных транспортеров они сбрасываются в сливную камеру. В эту же камеру по трубам поступают сточные воды снизу, с отметки – 80 м. Стоки с измельченным мусором далее направляются в отводящий тоннель.

Насосная станция УРС обеспечена современной вентиляцией, очистка воздуха обеспечивается оборудованием с ультрафиолетом и угольным фильтром. С помощью ультрафиолета расщепляются дурнопахнущие вещества, содержащиеся в воздухе, выходящем из тоннеля. А угольный фильтр, загруженный гранулированным углем, – это обычная адсорбция. Для размещения этой насосной станции была сооружена шахта глубиной 90 м и диаметром 24 м.

Профессиональный подход к геологии

В Петербурге сложная геология: обводненные, текучие грунты, есть горизонты с напорными водоносными мелкодисперсными песками – их называют плывунами. Это делает подземное строительство сложным и опасным. Строители используют все доступные технологии: сооружение шахт и штолен ведется в шпунтовом ограждении, буросекущихся сваях, искусственно замороженных грунтах и грунтах, закрепленных методом струйной цементации. Современные методы сегодня позволяют работать с грунтами различной сложности, в частности, успешно преодолевать плывуны.

В сооружении Охтинского коллектора применяется специальная техника – робот-разрушитель большой мощности. Он незаменим в строительстве ствола шахты: обладая большой производительностью, робот значительно облегчает труд проходчиков.

Техника эта, способная обеспечить нужную частоту и силу удара, увеличивает скорость работ в разы. Далее грунт вынимают на поверхность, возводят тюбинговую отделку, а за нее нагнетают бетонный раствор. И последнее: для защиты бетона труб и повышения надежности эксплуатации тоннелей предусмотрена внутренняя футеровка труб, что увеличивает долговечность объекта.

Охтинский канализационный коллектор – один из ведущих экологических проектов, реализуемых петербургским «Водоканалом». Работы ведутся в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга на частично застроенных территориях, в черте города.

В рамках первой очереди строительства будут переключены 43 прямых выпуска общим расходом 11 млн кубометров сточных вод в год – все эти стоки будут направлены на очистку на Северную станцию аэрации.

Кроме того, строительство Охтинского коллектора даст возможности для развития прилегающих к реке Охте территорий. Завершение работ по этому этапу запланировано к 2020 году.

Напомним, что сегодня в Петербурге проходят очистку 98,5% сточных вод. Охтинский коллектор позволит прекратить сброс неочищенных сточных и дождевых вод – переключить прямые выпуски, расположенные по обеим сторонам реки Охты.

Лилиана Глазова

Другие материалы по теме

X