жк днепропетровская 37 квартиры

Строим Добро

Бережливые выигрывают

Федеральные законодательные акты, которые должны вступить в силу с 1 января 2018 года, призваны ознаменовать новый этап развития энергосбережения в регионах, где этот процесс через энергосервисные контракты охватит многоквартирные дома и их жильцов.

Счетчик для воды
Целесообразным будет переход к заключению энергосервисных контрактов в бюджетной сфере не по инициативе местных органов власти, а по предложению тех компаний, которым предстоит заниматься их реализацией
Фото: zab.ru

Энергосбережение нуждается в рекламе

«Сверхактуальной» назвал проблему энергосбережения и повышения энергоэффективности премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании кабинета, посвященном этой теме. «Потенциал для энергосбережения очень значительный. Он есть практически во всех секторах. В первую очередь, конечно, в самом ТЭК, но не только. Бюджетные организации, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортные предприятия, промышленные предприятия в целом нельзя назвать эффективными потребителями энергии и тепла… Если говорить в целом, бюджетная сфера может быть лидером в плане энергоэффективности», – отметил глава правительства, слова которого приводятся на сайте кабинета министров.

По мнению Дмитрия Медведева, для раскрытия этого потенциала нужно в первую очередь скорректировать систему государственного управления в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также «настроить механизмы господдержки».

Соответственно, Минэнерго РФ, Минэкономразвития (МЭР) и другим профильным ведомствам поручено доработать комплексный план повышения энергоэффективности российской экономики.

По словам министра экономического развития Максима Орешкина, реализация пойдет по трем основным направлениям. «Первое– это работа по снижению потребления энергии в бюджетной сфере, госкомпаниях, ЖКХ, в том числе за счет использования механизма бенчмаркинга. Второе – необходимо снижение потерь при передаче энергии, в том числе за счет введения нормативного уровня потерь. И третье – повышение эффективности при производстве энергии за счет использования наилучших доступных технологий», – рассказал глава МЭР на октябрьском заседании правительства.

Не менее эффективной мерой глава кабинета министров считает развитие программ энергосбережения и роста энергоэффективности на региональном и муниципальных уровнях. «Они, конечно, требуют денег, но это затраты, которые в конечном счете вернутся существенной экономией», – убежден Дмитрий Медведев. По его оценке, рациональный подход к использованию энергоресурсов должны культивировать не только участники экономической деятельности, но и сами граждане.

«Сегодня много технологий и оборудования, которые помогают сберегать энергию. Надо, чтобы об этих технологиях знали как можно больше, чтобы понимали, что это не отвлеченные разговоры о снижении энергоемкости, а в конечном счете уменьшение расходов на коммуналку, платы за электричество. И на это нужно обратить особое внимание», – резюмировал председатель правительства РФ, поручив региональным властям активизировать работу по популяризации энергосбережения среди населения.

Контракты для жилищного фонда

По замыслу Минстроя РФ, именно граждане должны стать заметными участниками процесса энергосбережения – как за счет заключения энергосервисных контрактов (ЭСК) на обслуживание многоквартирных домов, так и за счет введения взносов на энергоэффективный капитальный ремонт.

Возможность запуска ЭСК в жилищной сфере предусматривает специальный закон, проект которого подготовлен министерством.

«Мы уже внесли в правительство тот самый долгожданный законопроект, который направлен на стимулирование энергосервисных контрактов в многоквартирных домах… Заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис поставил задачу принять этот документ до конца текущего года», – рассказал специалист отдела коммунального хозяйства Департамента ЖКХ Минстроя РФ Александр Фадеев на VII Международном конгрессе «Энергосбережение и энергоэффективность – динамика развития».

Счетчик для воды
Бюджетные организации ЖКХ, транспортные и промышленные предприятия в целом нельзя назвать эффективными потребителями энергии и тепла
Фото: gov.cap.ru

По его словам, с утверждением нового законопроекта можно будет не дожидаться закрепления понятия «энергосервисный контракт» в Жилищном кодексе РФ, где из-за его отсутствия не определены полномочия жильцов многоквартирных домов (МКД) по заключению ЭСК.

«Мы напрямую прописываем полномочия общего собрания (собственников жилья) заключать энергосервисные контракты, – сообщил Александр Фадеев. – А поскольку это не приводит к увеличению общих затрат жильцов, то для принятия соответствующего решения потребуется минимальный порог – 50% от участвующих в собрании».

Как пояснил чиновник, сегодня оплата потребления тепловой энергии составляет самую существенную часть в структуре коммунальных платежей населения, что особенно отражается на расходах жителей северных регионов. За счет снижения энергопотребления сокращается и нагрузка на население. «Энергосервисные контракты позволяют в краткосрочной перспективе не увеличивать платежи, а в долгосрочной – получить экономию и, соответственно, уменьшение затрат», – отметил Александр Фадеев.

Он добавил, что законопроект также распространяет на платежи по энергосервисным контрактам возможность скидок для льготных категорий населения, отсутствие которых является одним из барьеров на пути развития системы ЭСК в жилищном фонде.

Путем реализации энергосервисных контрактов в этой сфере предполагается повысить энергоэффективность коммунальных систем многоквартирных домов, а соответствующие затраты будут возмещаться за счет достигнутой экономии средств, получаемой после внедрения энергосберегающих технологий.

Еще одна возможность повышения энергоэффективности МКД на уровне субъектов Федерации заложена в программах капитального ремонта. По словам Александра Фадеева, с 2018 года планируется запустить проект, предусматривающий привлечение средств населения не только на обычный, но и на энергоэффективный ремонт: «Региональные операторы капитального ремонта получат дополнительные полномочия предлагать жителям проведение как простого капитального ремонта, реализуемого за счет минимальных взносов, так и энергоэффективного, который потребует дополнительных взносов собственников помещений в МКД. Совместное проведение простого и энергоэффективного ремонта позволит сделать стоимость мероприятий по повышению энергоэффективности более низкой по сравнению с соответствующими работами по отдельности».

Учет и контроль

Параллельно федеральные власти планируют усовершенствовать комплексный учет энергоресурсов в жилищной сфере в рамках совместного решения Министерства промышленности и торговли РФ и Министерства строительства и ЖКХ об обязательном оснащении приборов учета системами дистанционного сбора информации.

«В части многоквартирных домов вся информация с приборов учета – как общедомовых, так в идеале и индивидуальных – будет передаваться в ГИС ЖКХ в автоматическом режиме, – говорит Александр Фадеев. – Это позволит, во-первых, оценивать уровень энергопотребления и, во-вторых, сводить баланс по приборам учета у поставщиков энергоресурсов и потребителей. Сейчас в министерстве активно обсуждается возможность разработки программ, которые позволили бы обязать устанавливать приборы с дистанционной передачей информации на всех вновь вводимых объектах капитального строительства».

Также рассматривается отдельная программа, позволяющая в обозримый период, не растянутый на десятилетия, переоборудовать современными приборами многоквартирные дома, чтобы дистанционно собирать информацию с квартирных счетчиков, сопоставлять ее с данными общедомовых приборов и в итоге формировать комплексную систему учета энергоресурсов как по отдельным микрорайонам, так и по городам в целом. Это создаст общую картину потребления ресурсов и, соответственно, облегчит работу по его снижению».

Кроме того, добавил чиновник, в высокой степени готовности находится приказ Минстроя России о требованиях к энергетической эффективности зданий, строений и сооружений. В частности, для новостроек предусматривается поэтапное снижение энергопотребления с 1 января 2018 года на 20% по отношению к базовому уровню, с 1 января 2023 года – еще на 20%, с 1 января 2028 года – на 10%.

Этим приказом также утверждаются базовые уровни удельного годового расхода энергоресурсов в многоквартирных домах, которые зависят, в частности, от количества этажей, наличия лифтового оборудования и ряда других параметров.

«Для МКД мы предусмотрели «базу», которая соответствует нынешнему уровню энергопотребления. Таким образом, для всех домов, которые проходят комплексный капитальный ремонт, ставится задача снижения этого показателя. В тех домах, где капитальный ремонт не проводится, предусматривается достижение отдельных показателей по энергоэффективности ограждающих конструкций, а также инженерного оборудования. Кроме того, во всех МКД запланирована обязательная установка систем автоматизированного регулирования потребления тепловой энергии, а также систем энергоэффективного освещения. Все эти новшества вступят в силу с 1 января 2018 года и ознаменуют новый этап снижения энергопотребления», – резюмировал Алек­сандр Фадеев.

Задачи имеют решения

Считая результативной текущую законо­творческую деятельность властей в области энергосбережения и роста энергоэффектив­ности, аналитики говорят о необходимости продолжения работы в этом направлении. «Основным критерием является то, что про­ исходит «на местах», в регионах, – сказал эксперт Аналитического центра при правительстве России Дмитрий Хомченко на Международном конгрессе по энергосбережению в Санкт-Петербурге. – Можно написать федеральный закон, под него выпу­стить нормативно-правовую базу, но гораздо сложнее реализовать то, что задумывается на федеральном уровне, на уровне муници­пальных образований и субъектов РФ, то есть на уровне практического применения тех задач, которые сформулированы в каби­нетах. Мы видим, что за последние три-пять лет ситуация меняется к лучшему. Количество энергосервисных контрактов, которые заключены в регионах во всех сферах – и в ЖКХ, и в бюджетном секторе, и в сфере промышленности, – показывает устойчивую положительную динамику. Сегодня ряд проблем, которые мешали объективному развитию энергосбережения и повышения энергетической эффективности на уровне регионов, удалось решить – и одновременно возникли новые задачи».

По оценке эксперта, реализация ком­плексного плана повышения энергоэффек­тивности российской экономики снимет ряд существующих барьеров, однако для устранения всех препятствий для развития энергосбережения на региональном уровне нужны и взаимосвязанные изменения в за­конодательстве.

В качестве примера Дмитрий Хомченко привел законопроект Минэкономразвития, предусматривающий отмену обязательного обеспечения энергосервисных контрактов, которые заключаются на основании феде­рального закона о закупках. Соответственно, энергосервисные компании смогут отка­заться от резервирования дополнительных средств, что облегчит финансирование про­ектов в рамках ЭСК.

Наряду с этим ожидаемый кардинальный пересмотр государственной контрактной системы в целом затронет механизм заключе­ния всех контрактов, включая энергосервис­ные, и отмена требований по их обеспечению может оказаться лишь одной из узких задач, опасается аналитик.

Он также считает целесообразным пере­ ход к заключению энергосервисных контрак­тов в бюджетной сфере не по инициативе местных органов власти, а по предложению тех компаний, которым предстоит занимать­ся их реализацией – по аналогии с системой подписания концессионных соглашений. Для закрепления этой возможности нужно дополнить федеральный закон «Об энер­госбережении и повышении энергетической эффективности», что может произойти в течение ближайшего года, надеется Дмитрий Хомченко.

В то же время, по мнению эксперта, за­держка с принятием подготовленных еще в 2016 году изменений в Жилищный кодекс РФ существенно затрудняет реализацию энергосберегающих проектов в жилищном фонде страны и препятствует работе в об­ласти ограничения платежей населения за коммунальные услуги.

Кроме того, действующее законодатель­ство пока не позволяет урегулировать ситу­ацию, когда энергосервисный контракт, не исчерпанный по объему той экономии, кото­рая в нем была заложена в натуральных по­казателях, и не истекший по сроку действия, вышел на начальную максимальную цену, которая рассчитывалась в момент его под­ писания на основании федерального закона об энергосбережении в 2010–2011 годах.

«Остается целый ряд задач, которые необ­ходимо решать в ближайшее время… Однако все эти задачи в целом видны и понятны, так что основной тренд в области энергосбереже­ния и повышения энергоэффективности на федеральном уровне остается прежним– бы­стрее, выше, сильнее», – заключил Дмитрий Хомченко.

Виктория Уздина

Другие материалы по теме

X