жк днепропетровская 37 квартиры

Строим Добро

Ставка на неcырьевой экспорт

Несмотря на невысокую конкурентоспособность российской продукции на зарубежных рынках, федеральные власти делают ставки на развитие несырьевого экспорта.

Станок
Фото: goover.tech

Согласно данным Росстата, доля несырьевых товаров в общем объеме экспорта снизилась по сравнению с январем – сентябрем 2016 года и составила 54,3%. При этом поставки за рубеж несырьевых неэнергетических товаров сократились до 35,6%.

В целом в январе – сентябре 2017 года объем экспорта отечественной продукции на мировые рынки в денежном выражении составил $253,4 млрд. И вырос на $51,8 млрд, или на 25,7%, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Основной вклад в увеличение экспорта внесло топливо, на которое пришлось 70% совокупного прироста, 10% пришлись на металлопродукцию, 4% обеспечены сектором машиностроения. Из других групп товаров востребованными оказались продовольствие и сельхозпродукция, химические товары.

В последние несколько лет государство стремится создавать условия для продвижения отечественной несырьевой продукции на мировые рынки. Для этого созданы специальные структуры, приняты законодательные акты, разработаны программы поддержки российских экспортеров. Например, в рамках госпрограммы РФ «О развитии ВЭД» федеральным центром реализуется проектно-ориентированный подход к торгово-экономическому сотрудничеству с иностранными контрагентами.

Адресная поддержка осуществляется Минэкономразвития, Российским экспортным центром, кроме того, представители российского бизнеса могут рассчитывать на содействие при обращении на портал внешнеэкономической информации, на помощь всех торговых представительств РФ на территориях иностранных государств в  форме сопровождения и мониторинга конкретных проектов ВЭД.

Станок
Фото: permtpp.ru

В рамках этой деятельности для каждого проекта, направленного на развитие экспорта и привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику, создаются паспорта проектов.

От Питера до Мадрида

Представителям российского бизнеса, готовым совершить экспансию на иностранные рынки, важно понимать, какова расстановка сил в конкретном сегменте государства, с которым предстоит сотрудничать, какова востребованность товаров, что предстоит продвигать.

По данным торгового представительства России в Испании, востребованными товарными группами, в поставках которых больше всего заинтересован рынок Испании, сегодня является продукция электротехнической, химической, станкостроительной и инструментальной промышленности, IT-технологий и АПК.

Торгпред РФ в Испании Галина Курочкина отметила, что организация ВЭД в сфере экспорта и привлечения инвестиций с участием региональных центров поддержки экспорта – это совершенно новый и правильный тренд в деятельности российских полпредств.

«В нашем полпредстве сложилась интересная практика взаимодействия с региональными центрами поддержки экспорта в Санкт-Петербурге и Ярославле, – сообщила глава торгпредства Испании. – Была выстроена работа по отбору и анализу конкретных предложений бизнеса, выдаче рекомендаций по возможности продвижения продукции на европейские рынки. Совместно с Центром экспорта Ярославской области на первом этапе отобрано шесть предложений. Мы сосредоточили внимание на одном из них с полным подключением мер господдержки российского экспорта».

Взаимодействие с экспортно ориентированными компаниями Санкт-Петербурга у испанского торгпредства сложилось давно и закреплено соглашением о сотрудничестве с центром поддержки предпринимательства при комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка. Петербургский бизнес представил на рассмотрение 14 проектов. Авторам были выданы рекомендации, и по трем из них уже ведется работа с выдачей ТЗ и составлением паспортов проектов ВЭД.

Кроме того, совместно с центром было организовано участие предприятий судостроительного кластера Испании в переговорах с комиссией по внешнеэкономической деятельности при правительстве Санкт-Петербурга.

Самолет
Фото: livekuban.ru

Результатом стало подписание на полях выставки «НЕВА-2017» двух соглашений по строительству судов с испанскими компаниями и заключение контрактов с ОСК и Астраханским судостроительным заводом «Лотос».

«У молодых российских предпринимателей нет опыта работы на зарубежных рынках, от этого нередко возникают проблемы с сертификацией, поскольку работать приходится на высоко технически зарегулированном европейском рынке, – подчеркнула Галина Курочкина. – Российским производителям требуется помощь и в представлении продукции, и в продвижении в  конкретном товарном сегменте».

По словам главы Торгпредства РФ в Словакии Екатерины Беляковой, интерес к торгово-экономическому партнерству со Словакией у российских промышленников проявился вновь, как только после введения западных санкций стабилизировался товарооборот и окрепли позиции рубля. Исторически партнерство с этой страной было обусловлено географической близостью и хорошо отлаженной логистической сетью.

В 2016 году объем российско-словацкого товарооборота сократился на 22% по сравнению с 2015 годом и составил $4,2 млрд, российский экспорт в страну упал на 30%. В первом квартале 2017 года наметилась тенденция роста. Товарооборот вырос на 44,7% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

«Словакия – высокоразвитое индустриальное государство, четыре крупных автогиганта разместили здесь свои производства. Сегодня из расчета на душу населения на территории Словакии производится более миллиона автомобилей в год, это один из самых высоких показателей в мире. И автомобилестроение, и высокотехнологичная инновационная продукция – самые интересные направления для экспорта», – считает Екатерина Белякова.

Преодолеть барьеры

«Для взаимодействия государства и бизнеса, межгосударственного партнерства важно наличие коммуникационных платформ, – убеждена президент Межотраслевого союза развития высокотехнологичного экспорта и импортозамещения Татьяна Михайлова.  – Для  продвижения российской продукции на внешние рынки прежде всего не хватает мер комплексной господдержки на всех стадиях создания, начиная с НИОКР, информационного обеспечения и инструментов финансирования. Поддержка российских экспортеров должна идти не только в виде информирования, но и,  возможно, в виде лоббирования интересов отечественного производителя».

Для развития экспортного потенциала российской промышленности, как сообщила Татьяна Михайлова, потребуется создать проработанную долгосрочную государственную стратегию поддержки экспорта по конкретным направлениям. Она должна стать своего рода «навигатором поддержки» по отраслям. Необходимо вести системное маркетинговое исследование зарубежных рынков, содержащее обзор ситуации в целом, – к таким исследованиям должны быть подключены Центр поддержки российского экспорта, различные аналитические площадки.

При опросе представителей бизнеса выяснилось, что российские производители высокотехнологичной экспортно ориентированной продукции остро ощущают дефицит доступных финансовых ресурсов для расширения производства.

«При всем многообразии госпрограмм стимулирования отрасли по линии профильных министерств и ведомств предъявляются высокие требования к оборотному капиталу компаний, обращающихся за господдержкой. Поэтому порог вхождения на внешние рынки слишком высок, – констатирует Татьяна Михайлова. – От лица Союза мы предлагаем провести пересмотр критериев получения господдержки».

В России до сих пор не решен вопрос по льготному налоговому режиму для проведения НИОКР и инвестирования в создание новых высокотехнологичных производств.

Но, как отмечают международные эксперты, это именно тот базис, на котором в индустриально развитых государствах основывается инновационная деятельность.

Кроме того, крупным сырьевым компаниям, имеющим финансовые ресурсы, необходимо создать условия административного и экономического стимулирования диверсификации бизнеса.

Что касается зарубежных барьеров развития экспортных поставок, они включают и упомянутую торгпредствами проблему сертификации. Решением могло бы стать создание системы взаимного признания сертификатов и экспертиз на межгосударственном уровне с привлечением технических комитетов и экспертных площадок.

Сегодняшние экспортные реалии для России выглядят неутешительно. Директор «Петербургского салона» Елена Шуру констатирует, что на мировом рынке прежде всего востребован экспорт из России компетенций и носителей компетенций, предметов авторской и интеллектуальной собственности и рабочая сила.

Продвижению продукции российских предприятий, по ее мнению, могли бы помочь коммуникативные профессиональные сообщества специалистов, которые способствовали бы информированию потребителей и управлению спросом на зарубежных рынках.

IT пойдет на экспорт

Представитель ЗАО «Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» Наталья Иванова рассказала о любопытном опыте формирования транспортного хаба в рамках Стратегии развития Краснодарского края до 2030 года. Напомним, «Леонтьевский центр» выиграл конкурс на разработку этого масштабного документа в прошлом году. «Одним из базовых проектов будущей Стратегии станет Южный экспортно-импортный хаб – межрегиональный проект, объединяющий девять портов Краснодарского края, Ростовской области и Республики Крым, а также транспортно-логистическую структуру Юга России, включая аэропорты, железнодорожное сообщение и автобаны «Росавтодора», – сообщила Наталья Иванова.

Экспериментальная несырьевая модель Кубанского экспорта, которая будет реализовываться с помощью хаба, – это АПК. Конкретно – проект производства в мировых масштабах халяльной продукции и экспорт в те страны, где есть спрос, но не открыты локальные производства.

По ее словам, помимо промышленных изделий Кубанского высокотехнологичного кластера, одним из направлений экспорта станут информационные технологии: сейчас в Краснодарском крае проходят апробацию IT-системы «Автопилот» – софт для «беспилотников», которые могли бы экспортироваться за рубеж.

Как полагают эксперты, огромный экспортный потенциал в российских регионах кроется внутри моногородов, лишенных внимания государства, экономика которых находится практически на нуле.

Вице-президент Фонда поддержки социально-экономического развития территорий Сергей Соколов рассказал о проекте индустриального парка «Угра», который реализуется в Сланцах, поблизости от порта Усть- Луга. Недавно проект вышел в финал Всероссийского конкурса «Кубок вызова» в номинации «Экология года» и получил специальный приз.

«Проект был запущен с учетом индустриальной экономики моногорода. Была выбрана концепция построения единой цифровой платформы для управления разнопрофильными процессами. Как и в любом моногороде, с развалом централизованной экономики и индустриального каркаса встает проблема занятости населения. При этом многопрофильный индустриальный парк при наличии логистики должен производить экспортно ориентированную высокотехнологичную продукцию. Мы пытались рассматривать самые разные варианты, от еврейских кибуцев до кооперативов и ПИФов, но в отличие от сто- личных возможностей консолидация изнутри оказалась проблематичной».

Тем не менее авторам проекта удалось создать промышленный кластер диверсифицированных производств, индустриальный каркас будущего технопарка, с использованием финансовых форм взаиморасчетов между участниками этих образований, включая криптовалюту. Были опробованы различные варианты внедрения новой индустрии, включая сборочные производства в сфере робототехники, машиностроения, биотехнологические комплексы и др. «По сути, у нас в руках сегодня находится прекрасная площадка, построенная на базе моногорода финансовая модель индустриального парка, – уверен Сергей Соколов. – Однако для реализации модели требуется солидный объем господдержки и законодательные решения, иначе модернизация и реконструкция предприятий с ориентацией на высокотехнологичную продукцию невозможна».

Подготовила Нонна Цай

Другие материалы по теме

X