жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное
Строим Добро

Дороги спорят с коммуникациями

Несовершенство законодательства в сфере строительства дорожной инфраструктуры приводит к излишним затратам Федерального дорожного агентства «Росавтодор», являющегося заказчиком строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог.

Трубы
Фото: 72stroi.ru

Специалисты дорожной отрасли, топливно-энергетического комплекса и коммунального хозяйства обозначили проблемы межведомственного взаимодействия и попытались найти пути их решения. По словам заместителя председателя Совета главных инженеров, исполняющего обязанности начальника Управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог «Росавтодора» Андрея Шилова, во взаимоотношениях строителей дорожных объектов и собственников коммуникаций возникли серьезные проблемы. Решить их можно, только услышав друг друга.

Кто платит?

Руководитель управления научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Александр Бухтояров убежден: выработать единые подходы к организации работы федеральных дорожников и собственников инженерных сетей чрезвычайно важно. Сегодня главная проблема заключается в несовершенстве законодательства, которое никак не регулирует действия компаний, участвующих в строительстве транспортных объектов. И важно определиться, есть ли возможность изменить действующие процедуры к взаимной выгоде всех участников процесса.

«Проектирование и прокладка коммунальных сооружений осуществляются по инструкции ВСН 116-93, которая была переиздана в конце 2008 года, – напомнил он. – А нормативно-технической базы, касающейся переноса сетей, которые, как правило, сосредоточены в теле дорог, нет вообще. Иными словами, коммуникации – это не прерогатива дорожных строителей».

Законодательство не регулирует действия компаний, участвующих в строительстве транспортных объектов

Александр Бухтояров считает, что все работы по переносу сетей собственник должен выполнять за свой счет, а не перекладывать ответственность на дорожных строителей. Он предложил владельцам коммунальных сетей подсказать, какие нормативные документы требуют корректировки, чтобы можно было эту проблему наконец решить и не создавать неудобств ни собственникам, ни строителям.

Незаконная эксплуатация

Главный инженер ФКУ Упрдор «Приуралье» Александр Михайлов озвучил проблемы, с которыми столкнулась компания при строительстве развязки на участке автодороги М-5 с 1360 по 1375 км. В процессе строительства этого транспортного объекта специалисты провели работы по переустройству восьми коммуникаций «Транснефти», восьми теплоцентралей, трех нефтепроводов, восьми кабельных линий связи, воздушных линий передачи.

«Перенос коммуникаций проводится в начале строительства, – констатировал он, – а отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию переустроенных сетей до сдачи объекта влечет за собой их незаконную эксплуатацию. Напомню, что от завершения работ по переустройству инженерных сетей до ввода всего объекта проходит не менее двух лет. В течение всего периода «Ростехнадзор» выставляет штрафы владельцу в связи с незаконной эксплуатацией объектов, так как нет гарантий промышленной безопасности вновь введенных, но не оформленных как полагается коммуникаций».

Технические условия труднодоступны

Не менее проблематичным является получение технических условий у компании – собственника сетей на их перенос. «Владельцы инженерных коммуникаций при заключении соглашений на переустройство и выдачу технической документации указывают на необходимость внесения изменений в правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, – говорит Александр Михайлов. – Учитывая, что после переустройства инженерных коммуникаций их протяженность, местоположение и категория изменяются, приходится заново регистрировать право собственности. Основанием для внесения сведений в единый реестр недвижимости (ЕРН) о переустройстве сетей является кадастровый учет объекта недвижимости».

Трубы
Фото: t-98.ru

Процедура эта, как известно, далеко не проста. Для проведения кадастрового учета, в соответствии с российским законодательством, собственник должен подать заявление, к которому прилагается пакет документов, в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Но разрешение на ввод выдается застройщику, который не является собственником, так как именно застройщик, в соответствии с Градостроительным кодексом, должен обращаться за разрешительными документами в государственные органы власти. И вы- дается оно на ввод всего объекта целиком. Получить отдельное разрешение на ввод перенесенных инженерных коммуникаций по ныне действующему законодательству невозможно.

Монополисты требуют компенсации

Впрочем, это только часть проблемы. По информации Александра Михайлова, в ходе заключения соглашения о порядке переустройства инженерных коммуникаций собственник требует компенсировать ему расходы по уплате налога на прибыль, который он обязан внести в отчетный период как разницу в стоимости нового объекта и остаточной стоимости списанного участка переустроенных сетей. Затраты на возмещение составляют значительную сумму. Более того, расходы на компенсацию прибыли надзорными органами признаются в качестве нецелевого расхода бюджетных средств.

«Мы обратились в Главгосэкспертизу России с просьбой пояснить, куда включать расходы на компенсацию, – делится глава «Приуралья», – и получили ответ, что эти затраты невозможно включить ни в одну статью расходов».

Кроме того, направлять заявление на получение технических условий, например, от «ПАО «Газпром» приходится в главный офис – в Санкт-Петербург. При этом сроки этой процедуры тоже велики, на получение техусловий на перенос небольшого газопровода уходит не менее двух месяцев, если строится магистральный, ожидание может растянуться и до восьми месяцев.

Необходимо найти возможность получать разрешение на ввод перенесенных инженерных сетей, когда работа по переносу завершена, а не два года спустя

Владельцы инженерных коммуникаций вовсе не рады тому, что вместо старых сетей им безвозмездно передают обновленные. Дело в том, что обновляется не вся трасса, а только тот участок, где строится или реконструируется дорожный объект. В результате в трубу врезается новый кусок, отнюдь не улучшающий качества газо-, водо- или теплоснабжения. Поскольку вся трасса осталась изношенной и требующей ремонта, который компания не планировала. Более того, новый участок может даже негативно отразиться на работе всей системы. Отсюда и нежелание собственников сетей сотрудничать с дорожниками.

Газпром ставит условия

По информации начальника проектного управления ПАО «Газпром» Игоря Старцева, для получения технических условий на пересечение и примыкание автодорог необходимо заключать договор о прокладке, переустройстве и демонтаже инженерных коммуникаций и магистральных газопроводов в полосе отвода федеральных дорог общего пользования. Исходными данными для заключения договора является инженерно-топографическая съемка в масштабе 1:2000 с указанием мест пересечения, а также сведения о планировке территории и проектная документация.

В феврале 2017 года по озвученным выше проблемам прошло совещание руководителя ФДА Романа Старовойта с участием представителей Газпрома, по результатам которого были приняты решения, позволяющие сократить сроки при заключении договоров на прокладку коммуникаций в границах полосы отвода федеральных автодорог общего пользования и предоставлении достаточных данных для получения в последующем технических условий.

Отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию переустроенных сетей до сдачи объекта влечет за собой их незаконную эксплуатацию

«Для минимизации рисков и затрат Газпром предлагал рассмотреть возможность предварительного согласования мест пересечения и примыкания инженерных коммуникаций к существующим автодорогам до момента начала инженерных изысканий. Мы считаем необходимым разбить процедуру на три этапа. На первом, до проведения геодезических работ, следует получить предварительные согласования без предоставления технических условий. На втором, уже после геодезических работ, компания должна выполнить инженерно-топографическую съемку с подготовкой подробного технического плана, с указанием точного места пересечения, и предоставить полный комплект документов в соответствии с требованиями, действующими в ФДА на получение ТУ. За исключением проекта планировки территории (ППТ). Наконец, на третьем этапе разрабатывается проектная документация, включая ППТ, на основании принятых проектных решений и условий ТУ, которая в обязательном порядке согласовывается с региональной властью до направления на госэкспертизу», – объяснил Игорь Старцев

Проблемы озвучили, решений не нашли

Требования монополиста дорожники сочли чрезмерными и затратными. Они считают, что компенсировать налог на прибыль владельцу коммуникаций дорожные строители не обязаны, они и так за свой счет переносят коммуникации.

Надо найти возможность получать разрешение на ввод перенесенных инженерных сетей в тот момент, когда работа по переносу завершена, а не два года спустя. И такой путь, по мнению специалистов, в принципе возможен, если разработать отдельную проектную документацию на перенос сетей и на строительство дорожного объекта.

Есть другой вариант, который предпочли бы строители: чтобы собственник за свой счет разрабатывал проект и переносил коммуникации до начала строительства транспортного объекта. Однако этот вариант никого не устроил: сети, как известно, находятся на балансе разных компаний, а выполнять работы удобнее одному подрядчику.

Лилиана Глазова

Другие материалы по теме

X