жк днепропетровская 37

Актуальное

Бюджет нацелился на коммунальные отходы

В России началось внедрение новой системы обращения с отходами. Преобразования осуществляются по этапам, зафиксированным в № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Петербург стал одним из 27 пилотных регионов, которые перейдут на новую систему обращения с ТКО раньше установленного срока – в 2018 году.

Мусор
Фото: yuga.ru

Напомним, наш город входит в число 82 российских регионов, принявших в 2016 году территориальную схему, и в число 33 субъектов РФ, где утверждены нормативы образования отходов. Планируется, что за счет строительства двух природоохранных предприятий – перерабатывающего и мусоросжигающего заводов, модернизации действующего СПб ГУП «Завод МПБО‑2» к 2020 году городские мощности по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов вырастут до 38,4%.

Между тем специалисты называют ряд проблем, которые могут помешать своевременной реализации реформы в стране. И в том числе уже принятой петербургской «дорожной кар‑ ты» по реформированию системы обращения с ТКО.

Закон не решает проблем

В ходе круглого стола «Планируемые изменения в системе обращения с твердыми коммунальными отходами и импортозамещении оборудования для обработки твердых коммунальных отходов» эксперт института прикладной экологии и гигиены Валентин Бушихин отметил: первоначальный объем № 89-ФЗ сегодня увеличился вдвое – с 12 до 26 страниц, изменения претерпели 75% статей, а в качестве механизма реализации приняты около 70 подзаконных актов.

«Очевидна попытка описать все механизмы, но без конкретных решений,– констатирует он, – и хотя за разработку нормативно-правовых актов отвечали пять министерств –Минприроды, Минстрой, Минпромторг, Минздрав и Минэкономразвития, а также ФАС РФ, контроль над их реализацией возложен на Росприроднадзор. И в этом изначально заложено противоречие, поскольку решение привело к тому, что все платежи у нас резко возросли».

По планам к 2020 году городские мощности по переработке, утилизации и обезвреживанию отходов вырастут до 38,4 %.

Валентин Бушихин подчеркнул, что закон касается как предприятий, организаций и учреждений, так и граждан страны, поскольку отходы производят все. «Разработчики документа решили охватить все сразу – промышленные, бытовые и опасные отходы, – и в этом его большой недостаток. С помощью территориальных схем также пытаются одновременно решать все проблемы, хотя решать их надо совершенно по-разному, так как касаются они разных субъектов права. В конечном счете разработка территориальных схем свелась к работе с ТКО как наиболее понятными».

Несмотря на то что взялись пока только за коммунальные отходы, нерешенных вопросов остается много. Во-первых, полигоны должны находиться на доступном расстоянии от мест поселений, но в России есть регионы, где расстояние между поселениями составляет 600–800 км. Например, в Красноярском крае. Между тем число операторов в субъекте ограничено законом до двух. Очевидно, что обслужить территорию с такими расстояниями ни одному, ни двум операторам не под силу. Есть и другие вопросы, на которые закон ответа не дает. И это стало причиной продления срока реализации реформы. Проводить ее будут поэтапно, согласно перечню из 12 позиций, но исполнение большинства пунктов отнесено на 2021–2022 годы. Хотя уже с 2018 года в РФ запрещено захоронение отходов, имеющих полезные компоненты.

В основе – территориальная схема

В основе реформы системы обращения с отходами лежит территориальная схема – подробное описание системы организации и осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения отходов на территории субъекта РФ за определенный период. Документ разрабатывается минимум на 10 лет.

Конвейер
Фото: gozerowaste.ru

В  схеме описана организация взаимо­действия участников рынка. Она также включает зонирование территории субъекта РФ для оптимизации обращения с отходами и требования к деятельности регионального оператора. Проблема заключена уже в том, считает Валентин Бушихин, что в разработан­ных и утвержденных ныне схемах нет финан­совых показателей, поскольку не установлен единый тариф на  услугу. Предполагается, что предложения по этому тарифу выскажет региональный оператор, которого еще надо избрать. Срок для предложений по тарифу – 1 июля 2018  года. Реально единые тарифы, установленные субъектами Федерации, за­ работают на всей территории страны не ранее 1  января 2019  года. А  до  того операторам пилотных регионов придется работать с дей­ствующими тарифами на вывоз мусора. И это выльется в большие проблемы: полномочия и  ответственность существенно вырастут, тогда как тариф останется прежним.

Один в ответе

Между тем региональный оператор будет отвечать не только за  соблюдение правил и  технологий по  обращению с  отходами, включая соблюдение нормативов и выполне­ние лицензионных требований. На него лягут обязанности по учету ТКО, выбору использу­емых технологий переработки, устранению несанкционированных свалок на подведомственной территории, заключению и ведению договоров с  подрядчиками, участвующими в производственном цикле обращения с ТКО, а также с потребителями услуги.Иначе говоря, со всеми жителями, предприятиями, органи­зациями и учреждениями региона.

Кроме того, региональный оператор от­ветит за публичное раскрытие информации о порядке обращения с ТКО, за обоснование единого тарифа коммунальной услуги по обращению с ТКО, расходование средств, предо­ставляемых из бюджетов различных уровней на цели обеспечения обращения с ТКО.

Он также обязан участвовать в разработке инвестиционных программ в сфере обраще­ния с ТКО на подведомственной территории. Словом, объем обязанностей регионального оператора по обращению с отходами включа­ет в себя беспрецедентные для российского законодательства полномочия. И  санкции за неисполнение одного или нескольких возложенных функций могут последовать также беспрецедентные.

Кто будет платить?

Основной источник дохода регионального оператора по  обращению с  отходами – пла­тежи потребителей. Традиционно тариф формировался из платы за сбор, вывоз и за­хоронение отходов. По аналогии с тарифами на коммунальные услуги платеж, как правило, образовывался по принципу«издержки плюс» для каждого конкретного пользователя объекта захоронения.

Современные сортировочные комплексы позволяют извлекать из ТКО до 80% полезных компонентов, легко реализуемых на вторичную переработку

Однако в соответствии с поправками статьи 154 Жилищного кодекса услуга по сбору и вывозу ТКО перешла из жилищной в коммунальную и будет выставляться отдельной строкой в  квитанции. Каждый субъект РФ установит единый по региону тарифна услугу по  обращению с  отходами, а размер тарифа предложит региональный оператор.

И хотя порядок ценообразования по об­ ращению с ТКО определен постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «Ут­верждение основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными от­ ходами», до сих пор не определились и с тем, как будет производиться расчет оплаты: как раньше, по  площади помещения, или по нормативу мусора на одного собственника. Каждый субъект РФ будет устанавливать это самостоятельно.

Победит, скорее всего, второй вариант, так как объем отходов, в отличие от отопления, никак не связан с площадью помещения. Этот документ станет итоговым в реформировании системы по  обращению с твердыми комму­нальными отходами.

Считается, что именно он сделает цено­образование прозрачным. Кстати, по примеру других стран петербургские чиновники планируют установить за сортированные ТКО более низкие тарифы, чем за несортированные. Оператора обяжут на каждой контейнерной площадке создать условия для раздельного сбора мусора. Вопрос лишь в том, как определять, кто отходы сортирует, а кто–нет.

На первый взгляд – все просто

«Казалось бы, с территориальной схемой все просто,– говорит Валентин Бушихин,– определиться с тем, сколько отходов образуется в регионе (в Петербурге, по статистике, около 2 млн кубов ТКО в год.– Прим. ред.), что с ними можно сделать и куда везти. Но разработчики столкнулись с тем, что ни в одном регионе, даже в продвинутом Петербурге, никто не знает, сколько производится отходов реально, все исходят от норматива накопления. Именно норматив является исходной точкой для расчетов потребностей в транспорте для вывоза отходов, протяженности перегонов, объемов полезных фракций, которые можно из отходов извлечь».

Контейнеры
Фото: rmnt.ru

На деле оператор может оказаться в сложной ситуации.Если, например, реальные объемы отходов будут значительно отличаться от норматива в ту или другую сторону, это с самого начала сделает организацию убыточной.

Разработчики территориальной схемы, по  словам эксперта, должны были также определиться с тем, что можно производить из отходов в конкретном регионе с наибольшей эффективностью с точки зрения не только экономики, но и экологии. Оптимальным решением для большинства субъектов РФ оказалось производство альтернативного топлива RDF (Refuse-Derived Fuel).

По данным Росприроднадзора, из 60 млн кубометров ТКО, которые производятся в России, можно производить такое количество RDF, которого хватит всем60цементным заводам страны. В  год среднее цементное производство способно потребить 120  000– 140 000 т этого топлива. RDF можно использовать и в котельных. Российские цементные заводы все вместе потребляют свыше 12 млрд кубов газа в  год, переход на RDF позволит высвободить эти объемы экспортного топлива для реализации его за рубежом, тем самым повысив наполняемость бюджета страны.

Кстати, в Петербурге на одном из мусороперерабатывающих заводов запустили линию по  производству RDF и  нашли потребителя – ОАО «Сланцевский цементный завод ЦЕСЛА». Однако чтобы пройти экологическую экспертизу и узаконить производство, понадобилось полтора года. Впервые в РФ МПБО получил положительное заключение экспертизы на  производство RDF летом 2017 года. Налицо еще одна проблема – бюрократические проволочки, которые могут загубить реформу на корню.

Куда девать полезные фракции?

Современные сортировочные комплексы, которые уже появляются в России,позволяют извлекать из ТКО до 80% полезных компонентов, легко реализуемых на  вторичную переработку: черный и цветной металлы, бумага,картон, стекло,пластик.Установка таких линий в России позволит легко справиться с задачей: совсем скоро, к 2030 году, на захоронение на законных основаниях можно будет отправлять не более 20% всех отходов.

Беда в том, что стоят эти комплексы не- дешево, а потому правительство полагает, что их будут устанавливать инвесторы, которые и станут получать доходы от переработки отходов и сдачи большей их части на вторичную переработку. Однако уверенности в том, что в ближайшие годы в России появится много таких комплексов, нет.

Валентин Бушихин считает, что гораздо проще обязать ритейлеров поставить авто- маты для приема пластиковой и стеклянной тары. Автомат выдает чек, который можно использовать для оплаты товара в  этом же магазине.Еще одна задача – как заставить эффективно работать МПБО. Эксперт рассказал, что в европейской практике при нормировании деятельности природоохранных предприятий ориентировались на самые современные производства, действующие в стране. А отстающим дали пять лет на модернизацию. «Нормативы установили жесткие, как по выбросам, так и по вывозу отходов на захоронение, – говорит эксперт. – И это идеология правильная. В наших же справочниках написано, что указаны нормативы по евростандарту, только они носят рекомендательный характер».

Впрочем, и справочников этих недостаточно: из 47, которые должны были выпустить до конца 2017 года, разработано только 17. И, наконец, даже если с  выделением полезных фракций на мусороперерабатывающих заводах все пойдет по  плану, в  стране не хватит предприятий, готовых принять их на  переработку. Если потребитель на RDF есть, то кому предложить отправлять бумагу, стекло, пластик и прочее, пока не очень ясно. Сейчас в Минпромторге РФ разрабатывается закон о вторичных ресурсах.Возможно, в него заложат решения этой проблемы.

Лилиана Глазова

Другие материалы по теме

X