жк днепропетровская 37 студия 3.3

Актуальное

Электронный формат назначили сверху

С января работу с заявителями как государственные, так и негосударственные экспертные организации обязаны вести в электронном формате. Это касается как экспертизы проектной документации и инженерных изысканий, так и – с июля – загрузки заключений и финальных версий проектов в Единый государственный реестр заключений.

Папки
Фото: parc.ru

Переход на электронный формат взаимодействия экспертных организаций и проектировщиков был, как известно, назначен «сверху». Государство таким образом стимулировало внедрение электронного документооборота в области экспертных услуг. Кроме того, обязательное с первого июля внесение заключений и финишной версии проектов в ЕГРЗ позволит, с точки зрения чиновников Минстроя, усилить контроль над деятельностью проектировщиков и экспертиз.

«Решение Минстроя не просто стимулирует освоение новых технологий, а полностью перестраивает работу экспертиз. И если раньше переход на электронный документооборот был вопросом выбора для каждой компании, теперь работать по-другому просто невозможно, – говорит генеральный директор ООО «ЦСАС» Артем РЫЖИКОВ. – Вместе с изменениями приходит принципиально новый подход к предоставлению экспертных услуг. На мой взгляд, это замечательно: экспертиза становится более современной, переход в электронную среду упрощает процессы, к тому же контроль над работой экспертов усиливается, значит, недобросовестных компаний станет меньше».

Вместе с тем специалисты констатируют: с переходом на электронный документооборот во взаимодействии между проектными компаниями и экспертными организациями стали возникать сложности, связанные с технологией передачи документации.

Как утверждает президент ООО «ГК Н.Э.П.С.», вице-президент НОЭКС Виктор ЗОЗУЛЯ, «панацеей от всех бед внедрение электронного документооборота не стало. Мало того, о каком стимулировании можно говорить, если заказчики «стонут» от этой электронной вакханалии! Практика внедренного электронного документооборота в государственной экспертизе, при всех их оптимистичных докладах, говорит о дополнительных трудностях и неудобствах, которые испытывает заказчик.

«Прежде всего, увеличился срок проведения экспертизы (с точки зрения заказчика, который по нескольку недель только пытается осуществить «вход» в экспертизу), в самой процедуре экспертизы замечания, выявленные экспертами, не всегда находят понимание у заказчика и проектировщиков, а отсутствие контакта с партнерами вообще лишает экспертизу здравого смысла. Электроника – это хорошо, но экспертная деятельность – это прежде всего аналитическая работа, требующая от эксперта не только знаний, но и опыта и, чаще всего, живого общения с автором и исполнителями проекта», – говорит эксперт.

Проектировщики продолжают пользоваться программами, к которым привыкли, – AutoCAD, Revit, Civil 3D. Дополнительные трудности возникают скорее у экспертиз

Артем Рыжиков подтверждает: на первых этапах перехода на электронный документооборот действительно возникали сложности с загрузкой документов, с их подписанием и со сроками проведения экспертизы. «Когда идет глобальная перестройка процессов, такие ситуации неизбежны и готовиться к ним лучше заранее», – считает он.

Негосэкспертиза перевооружается

Что, впрочем, и предприняли некоторые компании негосэкспертизы. Эксперты «ЦСАС», например, задолго до вступления решения Минстроя в силу вели работу с заказчиками и партнерами, проводили встречи, круглые столы, подготовили и разместили на своем сайте все необходимые инструкции. «Трудности в коммуникациях с проектными компаниями если и возникали, то длились недолго», – утверждает Артем Рыжиков.

В Центре экспертиз строительных проектов, который возглавляет Кирилл БЕЛОУСОВ, шли примерно таким же путем. «Мы, по сути, осваивали техноло- гии совместно с нашими заявителями – если возникали проблемы, старались их решать сообща и уже два года работаем с проектными компаниями, с заказчиками только в электронном формате: принимаем документацию либо на электронных носителях, либо забираем в облачном хранилище. В основном вся работа экспертов с документацией, замечаниями по проекту ведется в удаленном режиме, но при необходимости мы всегда готовы к прямому общению с партнерами. Сегодня никаких сложностей у нас нет».

Виктор Зозуля поясняет, почему, с его точки зрения, попытки негосударственных экспертных организаций перейти на сплошную электронную основу при проведении экспертизы не увенчалась успехом: «Каждая организация работает с тем программным продуктом, который ему или порекомендовали, или купил «по дешевке». На деле вышло, что государство призвало нас к всеобщей цифровизации, а вооружить нормальным программным продуктом забыло или не захотело». Спасает, по мнению президента ООО «ГК Н.Э.П.С.», лишь то, что негосударственные экспертизы могут попросить у заявителя материал на бумажном носителе, качественно поработать с ним, а потом сформировать заключение в электронном виде для передачи его заявителю.

Всем участникам строительного рынка уже сегодня пора начинать готовиться к работе в цифровом формате. БИМ-технологии, БИМ-моделирование будут внедряться быстро, и всем придется переформатировать свой бизнес, предусматривать возможности на модернизацию своих офисов

Без цифрового продукта

Действительно, единого универсального программного продукта, который бы отвечал всем требованиям бизнеса, облегчал процесс передачи документов в экспертизу, на рынке нет. Кроме того, процесс перевооружения, связанный с переходом на новый формат, требует затрат.

«В целом внедрение электронного документооборота – затратный процесс, – соглашается Артем Рыжиков. – Но поскольку мы готовились к нему заранее, когда пришло время централизованного перехода экспертизы на новый формат, часть работы у нас была уже проделана. И финансовые затраты были не такими болезненными: мы вкладывали ресурсы постепенно, в течение нескольких лет. В первую очередь, конечно, поменяли программное обеспечение – для нас разрабатывались специализированные программы с учетом наших потребностей. Обновляли и рабочие места – ставили широкоформатные мониторы с высоким разрешением, чтобы было удобно смотреть чертежи. По сути, полностью модернизировали наш офис».

В действующем законодательстве прописаны требования к форматам, в которых проектная документация должна предоставляться на экспертизу, и эти требования учитываются во всех программах и сервисах.

«Проектировщики продолжают пользоваться программами, к которым привыкли, – AutoCAD, Revit, Civil 3D. Дополнительные трудности возникают скорее у экспертиз, – поясняет Артем Рыжиков. – Раньше можно было и не принимать документацию в определенных электронных форматах, а теперь все обязаны это делать. Для этого необходимо устанавливать лицензированное ПО, обучать сотрудников – но не каждая экспертиза может себе это позволить».

«Нам, как проектировщикам, было, безусловно, проще перейти на новый формат, – констатирует главный инженер компании «АксиомА» Виктор САЛИХОВ. – Не было необходимости в большом сервере и специальном программном обеспечении для приема и обработки документов в большом количестве и от разных организаций, а все это оснащение, вероятно, стоит больших денег. Никаких особых технологических трудностей в освоении процедуры не возникало – достаточно было получить электронные подписи, изучить инструкцию, разобраться и загрузить документы на экспертизу. Ну а сроки прохождения экспертизы, считаю, никак не связаны с системой электронного обмена документами».

Трудности, неудобства при освоении новых технологий, программных продуктов неизбежны, но это нормальный процесс, полагает генеральный директор компании «Геореконструкция» Алексей ШАШКИН. «При внедрении любого программного продукта необходим период «обкатки», когда выявляются ошибки программирования, неудобства пользования программой. Ничего нового не произойдет и здесь. Все зависит от квалификации авторов программ, их интерактивности – способности оперативно откликаться на проблемы пользователей».

Новое всегда лучше

При всех проблемах, которые сегодня приходится преодолевать, эксперты и проектировщики в большинстве своем соглашаются, что новое всегда побеждает и, как правило, приносит эффект.

«Модернизация невозможна без переходного этапа, – убежден Артем Рыжиков. – В конечном счете эффективность работы в электронной среде несравнимо выше, чем при прохождении экспертизы «на бумаге».

Как заметил Виктор Салихов, в проектных компаниях и при разработке проектов, и при их передаче на экспертизу активно пользуются информационными технологиями, потому что они упрощают жизнь.

«На подготовку бумажной версии, на ее подачу, которая, как правило, происходила только в определенные дни, уходили недели, сейчас можно справиться в несколько раз быстрее», – заключает Виктор Салихов.

«Электронный документооборот дает возможность экономить время для реальной работы, – поддерживает коллегу Кирилл Белоусов,– проектировщики не тратят его на походы в экспертизы, на подготовку бумажных версий, наконец, мы все вместе экономим на бумаге, не уничтожаем наши леса».

Решения государства, отраслевых ведомств, касающихся внедрения электронного формата при подаче документации на экспертизу и загрузку в ЕГРЗ, коллеги считают стимулом к повсеместному переходу на электронный формат.

«Сейчас переходят на новый формат и многие госструктуры, в частности комитеты, хотя пока это происходит частично. Например, акты Государственной историко-культурной экспертизы эксперты готовят в электронном виде, подписывают их своими ЭЦП, и на электронном носителе они подаются в канцелярию КГИОП, – говорит Виктор Салихов. – Думаю, через несколько лет КГИОП и КГА наладят полноценный электронный документооборот, и здесь решения и приказы федеральных ведомств, безусловно, стимулируют процесс».

Как полагает Кирилл Белоусов, всем участникам строительного рынка уже сегодня пора начинать готовиться к работе в цифровом формате. БИМ-технологии, БИМ-моделирование будут внедряться быстро, и всем придется переформатировать свой бизнес, предусматривать возможности на модернизацию своих офисов. «Думаю, что очень скоро и рабочая документация на стройплощадках будет готовиться в электронном формате. И мы увидим прораба не с тубусом и чертежами, а с планшетом гораздо быстрее, чем сейчас представляем».

Ну а пока эксперты готовы к очередному этапу преобразований – загрузке заключений и проектной документации в Единый государственный реестр заключений. Тестовый период освоения программ завершен.

Кстати, одними из инициаторов создания системы единого электронного архива, в котором все экспертные организации обязаны были бы размещать не только свои заключения, но и проектную документацию, были специалисты компании «Геореконструкция».

Кроме того, как уточнил Алексей Шашкин, специалисты помогли Госэкспертизе и в создании программного обеспечения. «Я приветствую решение о передаче заключений и проектной документации в электронный архив, это приведет к наведению порядка. Экспертные организации и проектировщики будут открыты для проверок. Чтобы выдать положительное заключение, экспертизы должны загрузить в специальную ячейку не только текст заключения, но и весь проект и получить регистрационный номер. Таким образом можно проанализировать, насколько грамотно проведена экспертиза. Это исключает ситуации, когда сначала «по знакомству» выдавалось положительное заключение, а только потом разрабатывался сам проект. Здесь не будет места для дилетантов, которым было комфортно в мутной воде. Им придется уйти. Тем самым пришел конец вольнице, «продавца» положительных заключений можно будет легко определить и наказать», – резюмирует Алексей Шашкин.

Насколько ЕРГЗ действительно будет способствовать наведению порядка и потребует ли процесс корректировки, новых законодательных актов, покажет время. «Изменения в законодательстве, конечно, рано или поздно потребуются. Но чтобы понять, что именно нужно менять и совершенствовать, нужно сначала какое-то время поработать по существующей схеме, – полагает Артем Рыжиков.

Роза Михайлова

Другие материалы по теме

X