жк днепропетровская 37 студия 3.3

Актуальное

Рублевое наследие

Петербург и Ленобласть пошли по столичному пути сохранения исторических зданий – в программу льготной, «рублевой» аренды Петербург включил 30 памятников, область – в десять раз больше. Первые торги пройдут до конца года, но интересны бизнесу они будут только тогда, когда процесс работы с такими объектами станет более прозрачным, уверены эксперты.

Царский вокзалПрограмму аренды объектов культурного наследия на 49 лет по ставке 1 рубль за квадратный метр в год Москва запустила еще в 2012 году, включив в нее 19 объектов. За шесть лет было полностью восстановлено семь зданий, причем все – раньше установленного срока. В среднем на реставрацию и восстановление уходило полтора-два года, хотя по закону этим можно было заниматься пять лет. А все потому, что льготная ставка аренды устанавливалась только после возвращения здания к жизни.

Следом аналогичные программы запустили еще в нескольких регионах России. В Московской области по схеме «рубль за метр» с 2013 года действует программа «Усадьбы Подмосковья». В нее включили порядка 30 усадеб, которые после реставрации используются в качестве музейных или гостиничных объектов. Позже программы заработали в Твери, Чувашии, Воронеже и Томске. О планах на передачу объектов инвесторам по льготной ставке сообщили правительства Самарской, Кировской, Астраханской и Нижегородской областей.

В 2015 году приняли аналогичный федеральный закон, в который вошло 26 объектов Уральского (5), Северо-Западного (18) и Центрального (3) федеральных округов. В СЗФО заключено шесть договоров, четыре – на объекты в Санкт-Петербурге: форты «Береговой Риф», «Тотлебен» и «Обручев» и Батарея Южная № 3 «Милютин» в Кронштадте. Также договоры заключены на «Бастион «Грольман» в Калининграде и здание Гостиного Двора в Новой Ладоге Ленинградской области.

Арендовать за 1 рубль можно будет только неиспользуемый нежилой объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии

Петербург принял аналогичный закон только в этом году, включив в него 30 объектов. Порядок предоставления ОКН, можно сказать, списан с московского закона. Те же 49 лет аренды, то же предоставление объекта в аренду через аукцион, начальной ценой которого является рыночная цена объекта, та же плата полной, установленной в ходе аукциона цены до окончания всех работ и получения охранной грамоты от КГИОП. А вот уже после этого можно будет обращаться за льготой и пользоваться ею весь оставшийся период аренды.
Арендовать за 1 рубль можно будет только неиспользуемый нежилой объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии (определяет и выдает соответствующий акт КГИОП). Ремонт/реставрацию объекта культурного наследия арендатору придется проводить в строгом соответствии с заданием на проведение работ и разрешением на проведение работ, выданными КГИОП, и с проектной документацией, прошедшей государственную историко-культурную экспертизу и согласованной комитетом. По окончании ремонта то же ведомство выдаст охранное обязательство, в котором будут установлены ограничения в использовании объекта культурного наследия и требования к его содержанию.

Первые аукционы в Северной столице пройдут в конце года. Бизнесу предложат для начала взять в аренду Дом Ф. Н. Челищева (М. В. Кольбе), павильон «Царский вокзал» в Пушкине, «Александровские ворота Охтинских пороховых заводов», «Загородный дом Змигродского» и «Дачу Кочкина». Последние два объекта из Сестрорецка.

Дом Ф. И. Челищева – Дом М. В. Кольбе, расположенный на углу проспектов Римского-Корсакова (д. 11) и Вознесенского (д. 36), датируется концом XVIII века, однако здание в его нынешнем виде было перестроено и расширено в 1868–1870, 1874–1876 голах архитектором Августом Пуаро. До революции в здании располагалось Императорское Палестинское православное общество. В 2001 году здание включили в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Оно также включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Дача Кочкина

Павильон «Царский вокзал» в Пушкине сейчас заброшен и находится в крайне неудовлетворительном состоянии. А когда-то он служил для приема императорских поездов, и сегодня внутри здания еще сохраняются подлинные фрагменты уникальной полихромной темперной живописи начала XX века. В январе 1911 года деревянный вокзал сгорел, и на его месте по проекту архитектора Владимира Покровского возвели новое здание. Во время Первой мировой войны 1914–1917 годов павильон служил для доставки раненых в развернутый в Федоровском городке госпиталь.

В 1970-е годы здание расселили, и с тех пор оно не используется. По просьбе председателя КГИОП Сергея Макарова в 2017 году члены Союза реставраторов Петербурга, в частности ООО «Лапин Энтерпрайз» и ООО «Стройтехуслуги», выполнили комплекс работ, включающий укрытие оконных и дверных проемов, частичное укрытие кровли в местах утраты металла, вывоз завалов мусора из интерьеров здания, защитив его от вандалов. В таком законсервированном виде оно ждет арендатора.

«Александровские ворота Охтинских пороховых заводов» архитектор Федор Демерцов возвел в 1803–1805 годах. К визиту Александра I, посетившего пороховой завод в 1806 году, за проходными Георгиевскими воротами на внутренней территории были построены еще одни, известные как Александровские (современное расположение – напротив дома № 18 по улице Химиков, на берегу реки Охты). По мнению экспертов, ворота – пример парадного въезда с колокольней постройки начала XIX века. Они имели градостроительное значение: формировали историческую зону поймы Охты.

«Загородный дом Змигродского» в Сестрорецке – памятник деревянного зодчества, один из многих, которые гибнут в Курортном районе Петербурга. До 2009 года в здании еще жили три семьи, но в январе 2010-го случился пожар, сгорела крыша. Людей переселили, а дом забросили, хотя он и является памятником регионального значения.

Компания «Авенариум+» планировала превратить дачу Кочкина в апарт-отель и даже выпустила альбом проекта за 35,3 млн рублей. Но непосредственно до реставрации руки у  компании так и не дошли

«Дача Н. М. Кочкина» до революции принадлежала титулярному советнику Николаю Кочкину. Построенная в 1906 году, она благополучно простояла больше века. До последнего времени в ней жили люди. Два года назад здание в стиле модерн признали региональным памятником. А в мае 2018-го одна из башенок упала. Объект культурного наследия на грани уничтожения. Между тем любимая КИО компания «Авенариум+» планировала превратить дачу Кочкина в апарт-отель и даже выпустила альбом проекта за 35,3 млн рублей. Но непосредственно до реставрации руки у компании так и не дошли.

По стопам мегаполисов

Вслед за северной и южной столицами памятники за рубли планирует отдавать и Ленинградская область. Причем в этом регионе под раздачу могут пойти до 300 объектов. Регион собирается не только отдавать в аренду, но и продавать объекты культурного наследия. В настоящее время комитет по культуре ЛО проводит инвентаризацию ОКН, которую предполагается завершить к концу года. Параллельно разрабатывается законопроект, который установит правила игры. В частные руки собираются передать в первую очередь усадебные дома, расположенные в Гатчинском, Ломоносовском, Лужском и Волосовском районах. Условия жесткие: новым владельцам придется не только восстановить объект, но и обеспечить к нему свободный доступ туристов и ученых.

Усадьба обер-кухмистера Иоганна-Бурхарда Фельтена Лапино, или Лапала, в Вильповицах, что в Ломоносовском районе, уйдет с молотка, скорее всего, одной из первых. Прежде всего из-за своей транспортной доступности и потому, что сохранилась в относительно пригодном виде.

Ворота

В 1727 году обер-кухмистер Иоганн-Бурхард Фельтен построил на земле бывшей Заборовской мызы свою усадьбу, назвав ее Лапала (Лапина). На речке Кишкиной, недалеко от впадения в нее ручья Чудинова, поставил деревянную водяную мельницу. В 1746–1770 годах вдова хозяина усадьбы Мария Ивановна Фельтен возвела новые каменные постройки (хозяйственный двор, сложенный из плитняка). Двор построен на века, и сейчас это единственная сохранившаяся с XVIII века усадебная постройка, которая используется по своему прямому назначению. В конце XVIII века новым владельцем имения стал Павел Васильевич Скворцов. Скворцовы владели усадьбой более 100 лет. За это время были построены новые каменные здания: кирпичный завод к северу от мельницы и новый усадебный дом со стрельчатыми проемами во втором этаже и башенками-пинаклями на углах – дань псевдоготическому стилю. До недавнего времени эти земли принадлежали ЗАО «Спиринское» с административным центром в деревне Оржицы. Сегодня усадьба открыта всем ветрам и, если срочно не приступить к восстановительным работам, может быть утеряна.

Родовая усадьба баронов Врангелей в деревне Торосово или то, что от нее осталось, также ждет инвестора, способного возродить ее к жизни. Последний ее владелец – Георгий Врангель, родственник Александра Пушкина по линии Абрама Ганнибала. Усадьба возникла в середине XIX столетия силами тогдашнего генерал-губернатора Лифляндии Михаила Врангеля. На принадлежащей ему земле разбили парк из дубов, вязов и лиственниц. Из красного кирпича построили многочисленные хозяйственные постройки и усадебный дом – настоящий замок в неоготическом стиле, превратившийся сегодня в руины: отсутствует крыша, а многие стены разрушены. Инвестор, обладающий капиталом на восстановление, мог бы устроить в бывшем господском доме-замке отель, а в хозяйственных постройках открыть ресторан.

Восстановленные объекты культурного наследия могут использоваться владельцами или арендаторами как объекты туристского интереса

Не навреди

«Восстановленные объекты культурного наследия могут использоваться владельцами или арендаторами как объекты туристского интереса: музеи, выставочные центры, а также как объекты туристской инфраструктуры: коллективные средства размещения, предприятия питания, предприятия торговли и объекты социально-культурного сервиса, – говорит руководитель информационно-туристского центра Ленинградской области Ольга ГОЛУБЕВА. – Примером восстановленных на частные средства могут служить усадьбы «Марьино» (дер. Андрианово, Тосненский район) и «Елизаветино» (дер. Дылицы, Гатчинский район), а также Круглая башня (г. Выборг) и ряд других объектов. Также существует мировая практика создания коллективных средств размещения в исторических зданиях, так называемых поусад (pousada). Крепости, дворцы, монастыри, храмы и другие многовековые строения, пропитанные историей и отреставрированные по последнему слову отельного дизайна, принимают туристов, сдаются отдельным семьям под проведение семейных торжеств, участвуют в киносъемках и телешоу. Дворянские усадьбы Ленинградской области могли бы также войти в мировой перечень подобных объектов».

Депутат Законодательного собрания Алексей КОВАЛЕВ надеется, что закон будет работать, в Москве же работает. «Я добился того, чтобы условия охраны памятника устанавливались в конкурсной документации, – сообщил он. – Чтобы люди принимали решение с открытыми глазами: знали, что с этим памятником можно делать, какие работы проводить, что нужно будет сохранить и какие условия использования памятника после восстановления будут выставлены. Это важно. Потому что восстановление объектов культуры, находящихся под охраной, стоит дорого. Прежде чем брать памятник в аренду, инвестор должен просчитать свои возможности. КГИОП со мной согласился. Потому что самое страшное, что может повлечь за собой бездумная аренда, – это снос памятника и возведение на его месте новостроя. Этого мы не должны допустить».

Световой фонарь

Заместитель председателя – начальник Управления организационного обеспечения, популяризации и государственного учета объектов культурного наследия Галина АГАНОВА также считает, что закон вполне работоспособный. «Мы долго над ним работали, изучили опыт Москвы, европейских стран, – сказала она. – Закон приняли в феврале, а аукционы пройдут в IV квартале. Надеемся, что потенциальные инвесторы уже ознакомились с этим документом и перечнем объектов и станут участниками аукционов. Все-таки условия там хорошие, после восстановления много лет можно будет владеть объектом культурного наследия по минимальной цене».

Лилиана Глазова

Фотоматериалы предоставлены порталом www.fontanka.ru

Логотип Фонтатнка

Другие материалы по теме

X