жк днепропетровская 37 2-комнатная 6.4

Актуальное

Игорь Астахов: Для дорожного хозяйства России текущий год стал знаковым

Сегодня ровный асфальт под колесами не только важнейшее условие для создания социального благополучия населения страны, но и основа для привлечения инвестиционных проектов и стабильной экономики. Как сделать так, чтобы протяженность безопасных и качественных дорог продолжала увеличиваться, в канун профессионального праздника журналу «СГХ» рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь АСТАХОВ.

Игорь Астахов
Игорь Астахов

– Игорь Георгиевич, какова сейчас общая протяженность дорожной сети России? Сколько от этого числа составляют федеральные трассы и в каком состоянии они находятся?

– На сегодняшний день общая протяженность дорожной сети нашей страны составляет порядка 1,5 млн км. Из них 50 500 км – это федеральные трассы, находящиеся в ведении Росавтодора. Еще около 3000 км платных участков федеральных дорог – в доверительном управлении Государственной компании «Автодор».

В прошлом дорожно-строительном сезоне после капремонта и ремонта было введено в эксплуатацию свыше 8700 км федеральных трасс. Благодаря этому сейчас доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативам, составляет 77,96%.

В 2018 году после капитального ремонта будет введено около 8200 км дорог. Это позволит увеличить протяженность федеральных трасс в нормативном состоянии до 82,8% от общей протяженности сети. К концу 2019 года доля федеральных трасс, соответствующих нормативным требованиям, должна достичь 84,7%, что приблизит данный показатель к целевому показателю госпрограммы «Развитие транспортной системы». По итогам 2020 года этот показатель должен достичь 85,07 %.

Привести к нормативу муниципальные и региональные трассы гораздо сложнее. Здесь ситуация иная – соответствуют нормативу чуть больше 53% дорог местного значения и всего лишь 43,1% дорог регионального значения.

В числе направлений, которые должны помочь в решении вопроса, – применение новых механизмов организации и финансирования дорожных работ, использование наилучших технологий и материалов, контроль за формированием и использованием средств дорожных фондов с задействованием общедоступной информационной системы, разработка и применение механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог, внедрение новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог в целях устранения мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.

Дорожная развязка
Фото: fad.karelia.ru

Наша конечная цель – а это приведение 85% общей протяженности сети городских агломераций и 50,9% дорог регионального значения в нормативное состояние до 2024 года – вполне достижима.

– Строительство, ремонт и реконструкция каких крупных дорожных объектов на особом контроле Росавтодора в 2018 году?

– Для дорожного хозяйства России текущий год стал знаковым и показал высокий уровень технологического развития отрасли. Грандиозный проект – Крымский мост, уникальный в инженерном плане, – смог стать реальностью и объектом национальной гордости, символом страны. Самые сложные технологические операции большой стройки пришлись на 2017 год. А 15 мая этого года состоялось торжественное открытие автодорожной части моста, которую сдали в эксплуатацию на полгода раньше намеченного срока. Открытие железнодорожной части моста запланировано на конец 2019 года.

Важными направлениями являются мероприятия, осуществляемые на территориях, которые определены руководством страны в качестве приоритетных, в том числе регионы Дальнего Востока, Северного Кавказа, Арктической зоны, Республика Крым, город Севастополь, Калининградская область, Байкальский регион.

В частности, среди значимых объектов 2018 года можно выделить строительство 20-километрового участка автодороги Р-21 «Кола» в Республике Карелия (км 424 – км 445), реконструкцию подъезда от М-4 «Дон» к Ростову-на-Дону в Ростовской области (км 2 – км 7), реконструкцию трассы М-10 «Россия» (обход Твери) в Тверской области, строительство участка автомобильной дороги «Сортавала» (км 57 – км 81) в Ленинградской области, строительство участка трассы А-290 Новороссийск – Керчь (км 0 – км 42) в Краснодарском крае, реконструкцию участка федеральной дороги Р-258 «Байкал» (км 243 – км 248) в Республике Бурятия.

На сегодняшний день федеральные дорожники уже завершили строительство и реконструкцию участков федеральных трасс общей протяженностью 56 км. В целом в текущем году после строительства и реконструкции планируется ввести в эксплуатацию 275,7 км автодорог. Сомнений в том, что данный показатель будет достигнут, нет – это подтверждают данные мониторинга объектов.

Крымский мост
Фото: most.life

В рамках реализации программ по ремонту и содержанию федеральных трасс подрядчики отремонтировали, в том числе капитально, около 745 км трасс.

– Расскажите о деятельности научно-технического совета Росавтодора?

– В 2017 году на обсуждение совета были вынесены вопросы, касающиеся перспективной программы стандартизации в области дорожного хозяйства на период до 2025 года, долгосрочных государственных контрактов на содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения и нормативно-технических документов для его реализации, подготовки дорожной инфраструктуры к запуску беспилотных автомобилей «Караван», результатов проведения Года экологии.

В текущем году участники Совета и эксперты дорожной отрасли обсудили проектные предложения нового Предварительного национального стандарта (ПНСТ. – Прим. ред.) «Автомобильные дороги общего пользования. Функциональная классификация автомобильных дорог».

Проект нового нацстандарта должен впервые устанавливать в России требования к функциональной классификации дорог, гармонизировав их в том числе с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011. – Прим. ред.). Стандарт будет распространяться на все автомобильные дороги общего пользования.

Такое разделение позволит создавать наиболее эффективные дорожные сети, при этом повышая безопасность движения за счет формирования более однородных транспортных потоков.

Весьма существенным и актуальным преимуществом введения функциональной классификации автомобильных дорог является резкое снижение количества ДТП. Согласно зарубежному опыту, введение функциональной классификации вместе с другими мероприятиями по повышению безопасности дорожного движения позволит снизить количество аварий в среднем на 20–25%.

Кроме того, стоит отметить, что себестоимость автомобильных перевозок в условиях движения более однородного и стабильного транспортного потока, по экспертной оценке, снизится на 3–5%. При этом стоимость строительства и эксплуатации автодорог за счет дифференцированного подхода к назначению основных параметров с учетом характера и условий движения снизится в среднем на 7–10%.

Дорога
Фото: rosavtodor.ru

По результатам совещания в проект нацстандарта был предложен ряд дополнительных замечаний и предложений, которые должны быть учтены разработчиками.

– В текущем году в России состоялся тестовый проезд беспилотного транспорта. Каковы планы Росавтодора по развитию инфраструктуры для этого вида машин? Когда заработает проект «Караван» по обеспечению беспилотного движения на федеральных трассах?

– Действительно, тестовый проезд беспилотных машин, который мы провели в мае на автоподходе к Крымскому мосту, можно считать одним из главных событий года в области внедрения интеллектуальных транспортных систем, изменивших привычное представление о дорожном движении. По федеральной трассе А-290 Новороссийск – Керчь проехали два грузовика «КамАЗ», прототип электрического шаттла разработки «КамАЗ – НАМИ», легковые автомобили АО «РИРВ», АО КБ «Панорама», НПО «СтарЛайн» и университета «МАДИ» на шасси «Шкода Суперб» и «Форд Фокус 2». Для этого была подготовлена инфраструктура, обеспечивающая движение экспериментальных беспилотных транспортных средств.

В апреле текущего года Росавтодор и агентство транспортной безопасности Финляндии «Трафи» закрепили партнерские отношения Меморандумом о сотрудничестве в области развития интеллектуального транспорта и информационных технологий. Одним из перспективных направлений взаимодействия как раз является развитие транспортно-логистических цепочек и грузоперевозок с использованием беспилотных технологий.

Задача на ближайшую перспективу – выработка стандартов по кооперативным интеллектуальным транспортным системам (К-ИТС), которые должны быть гармонизированы с зарубежными аналогами, в первую очередь со странами, граничащими с Россией, в частности с Финляндией. Это необходимо для обеспечения бесшовного следования транзитного транспорта, а также для соответствия техническим требованиям, предъявляемым к инфраструктуре и автомобилям, – для того чтобы имелась возможность использования единых или схожих наборов сервисов ИТС.

После того как будут разработаны стандарты К-ИТС, Росавтодор начнет работу по обустройству пилотных участков федеральных трасс.

– От инфраструктуры будущего вернемся к обсуждению актуальных вопросов настоящего – какие субсидии или иные виды помощи из федерального бюджета предусмотрены для выполнения дорожных работ в субъектах Российской Федерации в 2018 году?

– В 2018 году из федерального бюджета на субсидии и иные межбюджетные трансферты выделено свыше 51 млрд рублей без учета средств по приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги». Они распределены между 46 субъектами. Большой объем финансирования предусмотрен по программе «Устойчивое развитие сельских территорий», также значительные средства были направлены на завершение ранее начатых дорожных объектов и ремонт новых.

– О каких объемах работ, выполненных в крупнейших агломерациях страны в текущем году в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», можно говорить уже сейчас? Какой масштаб подразумевает дорожная кампания – 2019 в этом направлении?

– Напомню, этот проект начал реализовываться в 2017 году за счет федерального финансирования и средств консолидированного бюджета субъектов по инициативе президента России Владимира Путина. Одна из основных задач – приведение в нормативное состояние дорожной сети 38 крупнейших городских агломераций. Проект помог регионам отремонтировать тысячи километров дорог, улучшить состояние мостовых сооружений.

К концу 2018-го показатель дорог в нормативе территорий-участников планируется увеличить до 61,3% (на момент начала реализации проекта эта цифра была 38%) – это около 31 000 км при общей протяженности дорожной сети агломераций 50 000 км. Объем финансирования работ в целом по проекту в 2018-м составляет 65,4 млрд рублей, половина этой суммы – федеральные деньги, половина – региональные и местные бюджеты.

Особое внимание в рамках проекта уделяется сокращению количества мест концентрации ДТП. В 2018 году этот показатель должен снизиться до 26% от уровня 2016 года. Для этого на дорожной сети агломераций устанавливают новые светофорные объекты, дорожные ограждения, обстраивают остановочные площадки, освещение, островки безопасности.

В следующем году федеральную поддержку в развитии дорожной сети получат не только 38 агломераций, их опыт будет распространен на другие территории. На федеральном уровне принято решение о расширении приоритетного проекта до национального. В настоящее время ведется подготовка его паспорта, а также программ дорожной деятельности субъектов для обеспечения старта проекта в следующем году. Он получил название «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Срок его реализации – до 2024 года.

В рамках приоритетного проекта в фокусе были крупные города, где традиционно ситуация на дорогах наиболее сложная. Теперь стоит задача – добиться изменений в регионах в целом, снизить количество перегруженных и аварийно-опасных участков, постепенно поднять качество региональных дорог до федеральных требований. Национальный проект охватит 104 административных центра и города с населением свыше 200 000 человек в 81 субъекте. Протяженность дорожной сети городских агломераций в рамках этого проекта – более 90 000 км.

Владимир Маров

Другие материалы по теме

X