Актуальное

Метро и надземка в одном флаконе. Стартует южный вариант

Не без оснований считается, что наиболее удобным и привычным городским транспортом является метрополитен. Да вот беда: 1 км подземной трассы обходится в $100 млн, а на отдельных участках и вдвое дороже. Поэтому строительство кольцевой линии метро Петербургу пока не по карману.

В качестве альтернативы предложено сооружение надземной пассажирской магистрали.

«ЗА» И «ПРОТИВ» НАДЗЕМКИ

В пользу надземки имеется еще один весомый аргумент: пока 80 процентов стоимости прокладки линии метро оплачивает региональный бюджет. И всего 20 процентов – республиканский. Постоянная нехватка денег делает этот проект неосуществимым. И уже в постперестроечной истории Северной столицы увлеклись идеей создания надземного транспорта.
Ведь 1 км такой трассы на земле обойдется в 20–25 млн долл. И даже на эстакаде он будет всего втрое дороже.
К тому же прокладка надземной магистрали облегчает выбор вариантов, удешевляет ее проектирование и эксплуатацию. Заметим также: метро невозможно прокладывать с перерывами, и строить перегон надо без пропусков. Надземку же можно прокладывать фрагментами, и тут же пускать их в эксплуатацию. Что и сделано в Петербурге, где начата работа и финансирование только по Южной части будущей кольцевой магистрали.
Удалось, кроме того, выбрать и сговорчивого партнера: подходящую для города стоимость предложила транснациональная компания «СНС Лавалин» из Канады. У компании представительства в 30 странах, а в России она работает с 1976 г.

$500 млн – объем инвестиций на первую очередь.

Такая цена вполне доступна городскому бюджету.
Тем более что наш город обоснованно рассчитывает применить здесь государственно-частное партнерство (ГЧП) за счет привлечения отечественных и зарубежных инвесторов.
Канадцы предложили удешевить проект строительства линии от Сосновой Поляны до Обухова, проложив комбинированную рельсовую эстакадно-наземную линию. По ней и пойдут сочлененные вагоны типа ЛСТ (легкий скоростной транспорт).
И, наконец, для изготовления подвижного состава и его комплектующих вполне вероятно загрузить местные заводы.

ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ МАРШРУТА

Проектирование и обоснование инвестиций ведет ООО «Гипротранс» с объемом затрат городского бюджета 57 млн руб. Для уменьшения стоимости проекта трассу стараются провести по свободным от застройки землям. Губернатор В. И. Матвиенко предложила сделать проект надземки экономичным и одновременно красивым, достойным нашего города.
Надземный экспресс в основном пройдет по земле. Скоростная трасса на 18 км совпадет с автомобильными дорогами, а еще 4 км разместят на эстакаде.

Как сообщил председатель КИСП М. Ю. Соколов, объем перевозок будет составлять 300 тыс. пассажиров в день, составы пойдут с интервалом 3–5 мин.

Первоначальный вариант трассы скоростного экспресса – проспект Ветеранов – Предпортовая – Дунайский проспект – Обухово – существенно уточнен. Она стартует в «Балтийской жемчужине», проходит рядом с Дворцом конгрессов по пути в университетский Наукоград. Она пересечет три ветки железной дороги и три радиальные линии действующего метрополитена. Это позволит «перехватить» все южные магистрали города, одновременно связав их.

9,9 млрд руб. – объем инвистиций второй очереди.

– Мы постараемся получить средства на участок от «Балтийской жемчужины» до Наукограда из федерального бюджета, – пояснила В. И. Матвиенко.
Важно, что этот вид транспорта экологичен, комфортабелен, имеет современный дизайн, легок в эксплуатации, в том числе и в странах с северным климатом. Возможность интеграции в транспортную инфраструктуру города и наличие на рынке множества производителей создают достаточную основу для привлечения частных инвесторов.

Новый вид транспорта отличает бесшумность, полное обособление от уличной дорожной сети, высокая скорость движения, сравнимая с метро. Плюс к этому – более высокая провозная способность, централизованная электронная система организации движения.

Применение таких технологий повысит транспортную доступность для населения, что является одной из целей проекта.

Финансирование проекта по-прежнему ориентировано на применение ГЧП. Половина средств поступит из бюджета – возможно, с привлечением денег Инвестфонда. Вторую половину вложат частные инвесторы.
Ожидается, что центральным звеном реализации концессионного проекта выступит специализированная проектная компания (СПК). 90 процентов акций будут в собственности инвесторов. Оставшиеся 10 процентов передадут в собственность Петербурга, который разрабатывает серьезные контрольные механизмы реализации проекта.

Первая очередь экспресса может быть запущена в 2009 г. А завершить строительство южной части трассы намечено к 2015 г.

Валентин Воронов

Другие материалы по теме