Актуальное

Понятийный вакуум. Не пора ли определиться…

Как ни странно, в действующих на территории Российской Федерации нормативных документах такие понятия, как «улица», «дорога», «площадь», «улично-дорожная сеть», оказались без четких определений.

Есть случаи, когда одним словом определяются разные понятия.

«Дорога» для дорожника – это дорожное полотно.
«Дорога» для градостроителя – это элемент организации городского пространства.

Отсутствие четких определений мешает пониманию между специалистами из разных отраслей экономики, в том числе и при решении вопросов финансирования дорожно-транспортного строительства.

О проблеме говорит директор Бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования ЗАО «Петербургский НИПИград», участник работы по теме «Транспортная инфраструктура» Генерального плана Санкт-Петербурга М. Л. Петрович.

Что в Градостроительном кодексе

Директор Бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования ЗАО «Петербургский НИПИград» М. Л. Петрович– В статье 1 ГК «Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе», дороги, площади, улицы перечислены как примеры линейных объектов и примеры территорий общего пользования. А в статье 42 того же ГК «Проект планировки территории» дороги, улицы, проезды отнесены, как можно понять из текста, к элементам планировочной структуры.

ГК. Ст. 1, п.11. «Красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее – линейные объекты)».
Ст 1. п.12. «Территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары)».

ГК. Ст. 42. п.1. «Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры».
Ст. 42. п. 3. «Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур…»

Второстепенность разъяснения в Градостроительном кодексе рассматриваемых понятий вполне объяснима – основное внимание в нем уделено вопросам правового зонирования и процессуальным вопросам разработки документации, то есть ппроблемам, ставшим актуальными в начале 2000-х годов.

Что в СНиПах

– В СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в п. 6.17 даны указания по проектированию улично-дорожной сети без определения объекта проектирования.

СНиП 2.07.01-89* п. 6.17. «Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе улично-дорожной сети следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы».

Отсутствие строгого определения понятий «улица», «дорога», «сеть» связано, видимо, с тем, что указанный документ изначально был предназначен для проектирования новых городов и районов, а не для реконструкции сложившихся городов.

Что в Правилах дорожного движения

– Разъяснение понятия «дорога» мы находим в «Правилах дорожного движения».

ПДД. «Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии»

Это определение, удобное для целей регулирования дорожного движения, не может удовлетворить разработчиков документов территориального планирования и градостроительной документации: в нем нет градостроительного значения объекта, нет таких элементов, как озеленение, водоотвод, насыпи и пр.
Нечеткость понятий приводит к потере объектов – улиц и дорог – как в прямом, так и в переносном смысле. Территории улиц оказываются незащищенными, их можно уменьшать и даже полностью включать в частные земельные участки. Нет оснований для оценки качества сети как самостоятельного объекта планировочной структуры. Дороги в городе оказываются более важным элементом планировочной структуры, чем улицы. Все больше вопросов возникает при дроблении территорий микрорайонов и выделении для внутриквартальных проездов самостоятельных земельных участков: по сути, проезды становятся жилыми улицами, ведущими к частным земельным участкам.

Что же есть что?

– Рассмотрим определения, данные в отечественных и зарубежных толковых словарях и специальной литературе.

В «Толковом словаре» Даля находим: «Улица – простор между двух порядков домов». Там же: «Дорога – ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье для езды, проезда или прохода…». У Ожегова: «Дорога – полоса земли, предназначенная для передвижения».

В толковом словаре Random House Compact Unabridged Dictionary находим такие определения.
Улица: «Street – 1) общественный проход, проезд, путь сообщения, обычно замощенный, в деревнях и городах, включающий тротуар или тротуары; 2) проход, проезд, путь сообщения с примыкающими к нему зданиями, земельными участками…».
Дорога: «Road – узкая протяженная полоса, со сглаженной или замощенной поверхностью, предназначенная для передвижения транспортных средств, автомобилей».

Обобщение определений «улица» и «дорога» приводит нас к следующим выводам.

«Дорога» обозначает полосу территории, имеющую сглаженную или вымощенную поверхность, обеспечивающую передвижение людей и транспортных средств между поселениями или другими объектами деятельности человека.

«Улица» – это линейная коммуникативная территория внутри поселения, имеющая вид дороги, к которой примыкают здания или застроенные земельные участки. Улица в поселении, как правило, является территорией общего пользования.

Дорога может быть объектом общего пользования, но может быть и частной. Дорога воспринимается жителями поселения как «внешний» элемент, «улица» – как элемент «внутренней» жизни поселения.
Характерно, что использование проезжих частей дорог регулируется национальными «Правилами дорожного движения». Использование территории улицы регулируется местными (муниципальными) «Правилами благоустройства».
К «улицам», трактуемым как родовое понятие, могут быть отнесены проспекты, переулки, бульвары, линии. К родовому понятию «дорога» относятся проезды, проходы, тропы.

Если мы обратимся к понятию «общественное пространство поселения», то найдем, кроме улицы, еще один его элемент – площадь. Это элемент коммуникативно-узловой, тесно связанный с уличным пространством и подходящими к площади дорогами. Однако площадь не тождественна улице. От улицы ее отличает отсутствие линейного, направленного передвижения.

Если рассматривать истоки происхождения улиц, площадей и дорог, то можно утверждать, что в древних поселениях главным общественным пространством была площадь, которая соединялась дорогами (тропами) с окружающей территорий (рекой, полем, лесом, другими поселениями). Улица появилась значительно позже, с разрастанием поселения и необходимостью расширения центрального общественного пространства. Вместе с тем выделение площадей в самостоятельный класс («улично-площадно-дорожная сеть») явно утяжеляет термин.

Основные характеристики дороги – ее значение в системе путей сообщения, протяженность, расчетная скорость движения, характеристики поперечного и продольного профиля, объем автомобильных потоков. Дорога – более технический объект, функции организации пространства для нее вторичны по отношению к главной функции обеспечения передвижений.

Основные характеристики улицы – вид застройки, значение улицы в системе общественных пространств поселения. Улица, так же как и дорога, характеризуется протяженностью и параметрами поперечного профиля, объемом движения транспорта. Дополнительной характеристикой улицы является объем и структура пешеходных потоков, экологические характеристики, характеристики инженерных коммуникаций, расположенных на территории улицы.
По одной улице проходит, как правило, одна дорога, но есть случаи прохождения и двух дорог разных классов.
Улицы и дороги поселения, несущие большую транспортную нагрузку, называются магистралями.

Все улицы поселения составляют сеть улиц, ограниченную фактическими или юридическими границами поселений, а также естественными и искусственными препятствиями: берегами крупных водотоков и водоемов, границами отводов железных дорог.
Все дороги составляют сеть, представляющую собой связный объект, который включает в себя искусственные сооружения – мосты, путепроводы.

Пересечения улиц, дорог между собой образуют узлы сети. Они могут быть выполнены в виде обычных пересечений в одном уровне либо в виде многоуровневых развязок.
Таким образом, употребление термина «улично-дорожная сеть поселения» вполне строго указывает на комплексный объект, составленный из сетей двух видов – уличной и дорожной.

Подготовил Владимир Хохлев

Тел. (812) 710-4838

Другие материалы по теме