Актуальное

Потерянный вид. О перспективах рельсового транспорта в мегаполисах

Проблемы эко-транспорта остаются неактуальными для российских законодателей и градостроителей-практиков. Даже концептуальные документы, направленные на решение транспортных и экологических задач, не отличаются единым подходом к проблеме.

Экологическая доктрина РФ декларирует, что государственная политика предполагает равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим устойчивого развития страны. Важными направлениями в области экологии являются снижение загрязнения окружающей среды и энергосбережение. Достигаемые за счет «модернизации и развития экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, в том числе неуглеродного, перехода к экологически безопасному общественному транспорту… в крупных городах».
Однако на практике, когда речь, скажем, идет о Концепции совершенствования и развития дорожного хозяйства Санкт-Петербурга до 2010 г. с прогнозом до 2015-го, экологической составляющей там практически не находится места. Разработчики принимают во внимание преимущественно экономические и отчасти социальные приоритеты, видя цель в ускорении роста экономики, увеличении мобильности трудовых ресурсов, повышении конкурентоспособности и производительности труда.

Видимо, поэтому на фоне автодорожной составляющей и обширных планов по строительству развязок, тоннелей и мостов в петербургской концепции совершенствования и развития хозяйства практически потерян, в частности, такой вид экологичного и пассажироемкого транспорта, как городской трамвай. Хотя и приобретен пока не очень экономически и экологически понятный надземный экспресс.

Путь инноваций

Подвижный лифт-эстакада для пешеходов в Мальваросе (Испания)Между тем только в 2005–2008 гг. в Европе реализовано несколько принципиально новых проектов экологически чистого транспорта. Объединяет их то, что все они потребовали не только свежих технологических разработок и инвестиционных ресурсов для своего внедрения, но и вполне определенных градостроительных решений.

– Прекрасным воплощением идеи экологически чистой и удобной транспортной сети в городской среде может служить линия Minimetro в Перудже, – рассказывает Сергей ЦЫЦИН, генеральный директор компании «Архитектурная мастерская Цыцина». – В условиях старинного города запущена полностью автоматизированная система комфортных вагонов, которая соединяет историческую часть города с парковочным комплексом и железнодорожной станцией.

Въезд автотранспорта в центр Перуджи, как и во многих других старых городах Европы, запрещен. Линия миниметро длиной 3200 м включает 7 станций,
2 из которых находятся под землей, 25 кабин, которые движутся с интервалом в 1 минуту без участия водителей. Максимальное количество людей для перевозки – 50 человек. Линия максимально бесшумная и безопасная, проходит по приподнятому пандусу. Первая ветка метро введена в эксплуатацию в январе 2008 г. Планируется дополнить ее второй веткой, на 3 станции, которая свяжет центр Перуджи с городским вокзалом. Выбросы от этого транспорта нулевые.

Подвижный лифт-эстакада для пешеходов нависает над сетью магистралей в Мальваросе (Испания). Система спроектирована компанией Miguel Arruda Architects. Лаконичная конструкция с
прекрасно проработанной удобной функциональной частью и возможностью зрелищного обзора города, движущейся панорамы.
В рамках градостроительных программ развиваются новые экологически безопасные трамвайные системы в городах Франции, таких как Ницца, Марсель, Лион, Сан-Этьен. Помимо того, что в них используются бесшумные, комфортные и энергоэффективные вагоны, сами пути представляют собой бесшумные рельсы, утопленные в траве газонов.

Мы сегодня видим, как системы общественного эко-транспорта воспринимаются уже не в качестве экзотических фантазий архитекторов и изобретателей, но как обыденность крупных градостроительных проектов.
Справедливости ради надо сказать, что пока инновационные экологические виды транспорта получают развитие в городах, где важной составляющей экономики является туристический бизнес. Его развитие требует строгого соблюдения «экологических приличий». Кроме того, такой транспорт сам в какой-то степени является привлекательным аттракционом для туристов. Для мегаполисов он не является решением проблемы.

Консервативное лечение

В то же время в мире переживает свой ренессанс рельсовый транспорт. В Европе это трамвай, в том числе и скоростной. В Японии это монорельс, который постепенно приобретает популярность и в Европе. В последнее десятилетие XX века трамвай появился или возродился заново в 30 странах мира, причем лидерами оказались США, Франция и Великобритания. Т. е. те страны, где в свое время городской рельсовый транспорт не выдержал конкуренции со стороны автомобиля.
Трамваи и легкое метро в мире рассматриваются как основные инструменты разгрузки автомобильного движения в мегаполисах. Причем наиболее эффективно работают они, прежде всего, в исторической застройке, где ширина улиц не пропускает большого потока автотранспорта. Инструмент применяется наряду с запретительными и ограничительными мерами, принимаемыми повсеместно. Второй по значимости, а местами и первой, становится экологическая составляющая «рельсовых» проектов.
Отказавшаяся в 1960-х гг. от трамвая Франция вернулась к идее в 2000-м. К 2005 г. в 7 городах страны построили 600 км новых трамвайных путей. К 2010 г. должен быть полностью реализован 71 проект в 31 населенном пункте страны.

Столица страны развила свою трамвайную сеть до кругового маршрута «гран трам» протяженностью 77 км. Из них 55 км построено заново. Маршрут стыкуется со станциями пригородного железнодорожного сообщения и станциями метро, которое не справляется с растущим пассажиропотоком. При этом трамвайная линия с нижней подачей тока на контактный рельс, регулируемой автоматизированной системой, совершенно бесшумна.
Учитывая размеры Парижа, пример можно считать убедительным для других мегаполисов. При этом экологическая эффективность проекта особо подчеркивается властями французской столицы.
Трамвай, в отличие от метро, имеет значительно более экономичную инфраструктуру как в строительстве, так и в эксплуатации. При этом он обладает высокой провозной способностью, высокой скоростью движения и экологической чистотой. По большому счету проблема эффективности трамвая кроется в грамотном планировании сети и выделении обособленной полосы для его движения.

Особенностью рельсового транспорта является, по утверждению французских проектировщиков, то, что это на 50% транспорт и на 50% градостроительство.

Соответственно, в отличие от автомобильного транспорта, работающего на водороде или на электричестве, перспективы трамвая или миниметро полностью зависят от градостроительной политики конкретных субъектов федерации и муниципальных образований. В России она пока невнятна.

Подготовила Наталья Андропова

Другие материалы по теме