жк днепропетровская 37

Разделительная полоса. Беседа с заместителем председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры правительства Санкт-Петербурга Л.Е. Шапиро

Очередной дорожный сезон в Петербурге заканчивается революционным разделением:  комитет по благоустройству и дорожному хозяйству разделился на два подразделения. Одно из них будет теперь курировать строительство новых дорог, второе – содержание имеющихся.  В приоритетных задачах строительной половины КБДХ – развитие транспортной инфраструктуры: от проекта до воплощения.

Об этом мы беседуем с заместителем председателя комитета  Л. Е. ШАПИРО.

Шапиро_10.JPG– Людмила Евгеньевна, чем, на ваш взгляд, было вызвано решение о разделении и к каким последствиям это должно привести?

– Могу сказать, что хотя процесс был ожидаемым, все равно проходит он довольно болезненно, особенно для коллектива. Но если оставить эмоции, то такая реорганизация комитета по благоустройству и дорожному хозяйству была продиктована реальным положением дел. В рамках одного подразделения очень сложно одновременно и с равной эффективностью развивать дорожный комплекс огромного мегаполиса  и контролировать текущее содержание дорог, заниматься садово-парковым хозяйством, контролировать уборку города.

Теперь все встало на свои места: комитет по развитию транспортной инфраструктуры является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и обеспечивает проведение государственной политики в данной сфере. А именно: курирует такие элементы инфраструктуры, как автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, аэродромы, аэропорты, уникальные и технически сложные объекты капитального строительства.

Основными задачами комитета остаются строительство и реконструкция автодорог и дорожных сооружений, их капитальный и текущий ремонт (включая капремонт трамвайных путей), содержание дорожных сооружений (за исключением уборки и содержания дорожного полотна).

– Планируется ли с вашим приходом в комитет усилить внимание к вопросам проектирования и долгосрочному планированию развития транспортной инфраструктуры?

– До недавнего времени в КБДХ за вопросы перспективного планирования и проектирования отвечали два сектора, в составе разных отделов. Сегодня выделено подразделение, на которое возложены обязанности по планированию развития транспортного комплекса, контролю проектирования  и передаче законченных проектов в реализацию. В части дальнейшего развития транспортной составляющей города актуальной сегодня проблемой стало создание транспортной модели Санкт-Петербурга. Это не новое направление в решении проблем. В мировой и теперь уже в отечественной практике созданы и работают системы, позволяющие с помощью современных компьютерных программ решать задачи стратегического и оперативного транспортного моделирования. Но сегодня нужно решать главную задачу – закрепление транспортной модели в градостроительном законодательстве. Это большая и довольно емкая тема для отдельного разговора.

Очень хочется, чтобы этот процесс не затянулся, как это произошло с формированием новой сметно-нормативной базы проектирования и строительства.

– Как это коррелируется с программой развития дорожного хозяйства Санкт-Петербурга до 2015 года, которая была опубликована в СМИ?

– Действительно, в 2009 году постановлением правительства Санкт-Петербурга была утверждена отраслевая схема развития улично-дорожной сети города с долгосрочной перспективой строительства и реконструкции объектов до 2015 года. Но сегодня надо признать, что программа требует серьезной актуализации, как в части включения новых объектов, так и в корректировке сроков разработки проектов и начала их реализации. Конечно, влияние последствий мирового финансового кризиса очевидно, но если говорить о настоящем, то очевидно возрос интерес российских и зарубежных инвесторов к нашему городу.

Значимость для города  реализации проектов, имеющих  статус особых экономических зон, объяснять не нужно, но вот о транспортной проблеме следует сказать. Обоснование по подключению крупных инвестиционных объектов не только промышленного, но и социального назначения к существующей городской улично-дорожной сети просто отсутствует. Это не только развитие промышленных зон, но и жилищное строительство, создание логистических центров.

Сегодня нормы градостроительного проектирования не регламентируют размещение таких крупных объектов с их обязательным подключением к существующей улично-дорожной сети мегаполиса с учетом ее пропускной способности. В результате, Петербургу практически повсеместно требуется как оптимизация дорожной сети, так и строительство новых транспортных узлов. Стоит сказать, что в городе завершается разработка региональных нормативов градостроительного проектирования, которые учитывают накопленный зарубежный и российский опыт.

– Как сегодня можно оптимизировать процесс проектирования в дорожной сфере?

–  Я уже упоминала о затянувшемся переходном периоде на новую сметно-нормативную базу. В мировой практике накоплен колоссальный опыт по созданию самых современных строительных норм и стандартов. А детальные типовые решения и узлы позволяют не изобретать велосипед для каждого проекта. Причем вся информация доступна на специальных веб-сайтах. Задача состоит в том, чтобы адаптировать эти данные к российским условиям и по мере надобности дополнять их. Кроме того, необходимо разрешить каждому субъекту Российской Федерации  на основании строительных федеральных норм разрабатывать соответствующие типовые решения с учетом особенностей регионов.

– Можно ли сегодня говорить о качестве дорог, если строить приходится по устаревшим нормативам?

– Сегодня на практике применяются самые современные механизмы и технологии. Кстати, сезон ремонтных работ в этом году ярко продемонстрировал высокий уровень оснащения компаний. Ремонтировались дороги, которые были построены много лет назад, когда требования к расчетным нагрузкам были значительно ниже, как, впрочем, и интенсивность движения. Говорить о том, что ничего не делается в сфере модернизации нормативной базы, нельзя. Но процесс идет крайне медленно и бессистемно. А ведь дорожное хозяйство является крупнейшим  потребителем инноваций многих отраслей экономики и способно вывести производство строительных материалов, оборудования, транспортного машиностроения на новый технологический уровень за счет спроса на современные технологии, материалы и механизмы.

– Как вы оцениваете систему распределения заказов на дорожные объекты?

– Очень много говорится о несовершенстве закона о госзаказе № 94 ФЗ. Как представитель государственного заказчика могу согласиться со всеми негативными комментариями, опубликованными в СМИ. Считаю, что в основу должна быть положена система открытого аукциона с введением уровня предквалификации, особенно для сложных и капиталоемких проектов. Это не означает, что неизвест¬ная на рынке организация не может получить госзаказ. Но в ее багаже должны быть успешно реализованные проекты так называемого «первого уровня», положительная история развития.

Для обеспечения конкурентных условий должны быть увеличены сроки проведения конкурсов, чтобы претенденты могли более подробного изучить условия будущего проектирования и строительства объекта. Это и оценка существующей застройки, рынка строительных материалов, наличие коммуникаций, особенностей геологических условий.

– Какую задачу вы считаете сегодня приоритетной для развития транспортной инфраструктуры Петербурга?

– Считаю, что вся наша работа является приоритетной для современного и гармоничного развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга. Но особо хочется выделить задачу формирования буферной зоны вокруг исторического центра. Совершенно очевидно, что сердце нашего города не может и дальше использоваться как транзитная зона. Но ограничение или запрет въезда в центр уместен только в том случае, если нет транспортных проблем на периферии. Здесь важную роль играет функциональное разделение улиц и дорог с выделением опорной сети, на которой создаются условия не только быстрого, но и безопасного передвижения автомобилей. Идея не нова, но именно сейчас настало время для оформления ее в концепцию, стратегический план.

– Какие проекты сейчас курирует комитет?

– В перечне адресной инвестиционной программы более 20 объектов строительства и реконструкции. В том числе строительство путепровода в створе Коломяжского проспекта через железнодорожные пути Сестрорецкого направления, реконструкция Суздальского проспекта на участке от Выборгского шоссе до улицы Руставели и строительство продолжения Пискаревского проспекта на участке от улицы Руставели до КАД. А также строительство тоннеля под Литейным мостом и реконструкция автодороги М-20 от поворота на Пушкин до пос. Дони.

В программе проектирования более 40 адресов. Это такие объекты, как транспортная развязка на Пироговской набережной на съезде с Сампсониевского моста, реконструкция площади Мужества и мост через Большую Неву с выходом на Ново-Адмиралтейский остров. Вошли в программу путепроводные развязки на пересечении Пулковского и Московоского шоссе с Дунайским проспектом, транспортные развязки в районе Поклонной горы, реконструкция Дворцового моста, набережной Обводного канала и  другие значимые объекты для развития транспортной инфраструктуры города.

 Адресная программа текущего ремонта  2010 года включает в себя более 200 улиц. Работы на¬чались в мае, после восстановления конструкций дорожной одежды от зимнего промерзания и весеннего переувлажнения. За июнь-июль выполнен ремонт проезжей части на 60 улицах. Отремонтированы такие магистрали, как Садовая улица, набережная Лейтенанта Шмидта, проспекты Энгельса, Гражданский, Стачек и другие. Работы на столь напряженных транспортных артериях города были запланированы именно на лето, так как на этот период приходятся массовые отпуска петербуржцев.

В августе после проведения всех конкурсных процедур и заключения контрактов работы были продолжены на 83 объектах. По остальным проводятся конкурсные процедуры, заключаются государственные контракты со сроками выполнения работ в сентябре-октябре. Все «отложенные» на осенние месяцы объекты не потребуют долгосрочных закрытий и ограничений движения транспорта и не должны доставить петербуржцам значительных неудобств.

В этом году из бюджета города на ремонт и содержание улично-дорожной сети были выделены беспрецедентные средства. Полагаю, ремонтную активность заметили все горожане. Хотелось бы и дальше продолжать в том же темпе.

Подготовила Светлана Малая

Похожие сообщения

X