жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Альтернатива привычке. Внедрение новых технологий и инноваций

При текущем состоянии дорожной отрасли одним из важнейших вопросов становится внедрение современных технологий и материалов, которые способны, с одной стороны, оптимизировать стоимость и сроки строительства и ремонта дорог, а с другой – повысить их качество и увеличить период эксплуатации.

Сегодня Российская Федерация уступает ведущим странам мира по ключевым показателям развития инновационной деятельности: внутренним затратам на исследования и разработки, количеству выданных патентов, доле инновационных продуктов, внедренных в коммерческий оборот. Ежегодная сумма потерь, связанных с низким уровнем технического состояния транспортной инфраструктуры, оценивается в 6–8% от валового внутреннего продукта России.

МАСШТАБЫ РАБОТ

По прогнозам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Николая Быстрова, несмотря на существующие сегодня экономические трудности, масштабы строительства автомобильных дорог в Российской Федерации в ближайшем будущем неуклонно будут расти. А значит, одной из актуальных задач становится внедрение в практику строительства новых технологий, материалов, различных инновационных решений.

Кроме того, увеличение объемов перевозок, интенсивности дорожного движения, массы транспортных средств, а также повышенные требования к качеству дорог и сооружений, необходимость увеличения срока их службы, межремонтных интервалов уже не позволяют решать поставленные перед отраслью задачи на основе морально устаревших технологий, а потребуют принципиально новых подходов.

Вопрос внедрения инновационных технологий в дорожное строительство неоднократно поднимался на государственном уровне. В прошлом году правительством был утвержден ряд ключевых документов, где сформулированы цели и задачи транспортной отрасли на среднюю и долгосрочную перспективу. В том числе транспортная стратегия до 2030 года, пути развития железнодорожного транспорта, федеральная целевая программа развития транспортной системы России на период 2010–2015 годов.

На российский рынок дорожного строительства все же постепенно начинают внедряться инновационные разработки. В частности, впервые в этом году были применены нанотехнологии. Закладка опытного участка с применением инновационного продукта состоялась на 14-м километре строящейся платной автомагистрали Шали – Бавл в Татарстане в начале августа. Новый материал для скоростной трассы предоставил завод «Базальтовые Технологии «Гален» из Чебоксар – производитель нанобазальтопластиковых изделий. На тестовом участке скоростной магистрали выполнены работы по устройству оголовков водопропускной трубы с использованием арматуры из наноструктурированного композиционного компонента. Уникальный для мирового строительного рынка материал представляет собой новейшее поколение арматуры для бетона, в несколько раз превосходящее по долговечности традиционные металлические аналоги.

Возможности применения нанопродукции при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог, а также для обустройства и обеспечения безопасности дорожного движения обсуждаются сейчас Федеральным дорожным агентством и Роснано. Причем один из основных вопросов – как ускорить внедрение инновационных решений.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК

Известно, что для России зачастую передовыми технологиями и материалами в строительстве и реконструкции дорог являются наработки, давно используемые в европейских странах.

Так, например, в прошлом году впервые в Санкт-Петербурге при строительстве путепроводных развязок был применен монолитный предварительно напряженный железобетон. Эта технология была успешно использована при строительстве развязок Пискаревка – Ручьи – КАД и к поселку Лесное трассы М-20 Киевское шоссе.

В Европе технология монолитного предварительно напряженного железобетона известна давно и активно используется при строительстве мостов, виадуков, эстакад. Однако для Санкт-Петербурга это – новшество. В городе традиционно строительство ведется с применением стальных или сталежелезобетонных плит, которые проще в применении, поскольку хорошо известны строителям.

Технология производства работ с использованием монолитного преднапряженного железобетона во многом отличается от традиционной. В процессе армирования пролетного строения в продольные ребра и ригеля укладываются каналообразователи в виде тонкостенных вальцованных труб диаметром 100 мм и стальные литые анкера. После бетонирования пролетного строения и набора прочности не менее 80% в каналы с помощью гидравлического проталкивающего механизма укладываются стальные высокопрочные канаты, по 19 в каждый канал.

После окончательного монтажа анкеров производится натяжение пучков усилием около 400 т с помощью специальных гидродомкратов. Окончательной операцией по работе с напрягаемой арматурой является инъецирование каналов с помощью специальной установки, позволяющей в условиях строительства готовить бетонную смесь строго определенного состава и подавать ее в каналы под давлением до 10 атмосфер.

Таким образом, конструкция из монолитного преднапряженного железобетона приобретает дополнительную прочность, не подвержена коррозии и не требует специального ухода. Ее гарантированный срок службы – 100 лет без существенной потери свойств.

Еще одна инновационная для России технология – холодного ресайклинга – впервые применена ПО «Возрождение» при капитальном ремонте проспекта Добролюбова от Мытнинской набережной до Кронверкского проспекта. Работы проводятся в данное время. Суть инновации заключается в особом методе стабилизации основания под асфальтобетонное покрытие. Изношенный материал дорожной одежды измельчается фрезерным барабаном ресайклера, затем в него поступает специальная полимерно-минеральная добавка. На застывшую смесь укладываются слои асфальтобетона.

Следует отметить, что в Северной Европе – Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании – эти технологии используются давно и позволяют значительно сэкономить средства и продлить срок службы объектов дорожной инфраструктуры. Однако внедрение этого способа проведения работ требует больших инвестиций, что под силу не каждой компании.

ТРУДНАЯ ДОРОГА В БУДУЩЕЕ

– Использование передовых методов работы, применение инновационных материалов обусловлено в первую очередь тем, что компания стремится выполнять работы на высоком европейском уровне, – рассказывает генеральный директор ЗАО «ПО «Возрождение» Владимир Батрашов. – А это, согласитесь, невозможно при использовании «дедовских» методов строительства. Вторым фактором, стимулирующим применение новейших разработок и нестандартных решений, является высокая сложность заказов. Например, если солидная генподрядная организация выигрывает конкурсы по объектам повышенной сложности и ей для качественного выполнения работ в установленные сроки просто необходимо изыскивать новые решения.

Однако внедрение инновационных материалов требует от производителей и строителей больших затрат, как временных, так и финансовых. По признанию Николая Быстрова, в зависимости от сложности предлагаемого технического решения период от его разработки до внедрения составляет от года до 7–10 лет.

Технологическое перевооружение строителей почти неизбежно приводит к возрастанию общей стоимости строительных работ. Новые технологии требуют от подрядчика больших первичных затрат, которые окупаются только после их реализации на нескольких объектах. Не всем компаниям это под силу. Кроме того, в большинстве случаев заявленный экономический эффект от внедрения новых материалов, техники и технологий достигается опосредованно – за счет увеличения межремонтных сроков, снижения затрат на эксплуатацию, увеличения общего срока службы сооружения. Кроме того, первопроходцы сталкиваются с рядом проблем, например недостатком знаний у специалистов, нехваткой информации о новых технологиях, а также необходимостью доставки спецтехники из-за рубежа.

Ограничивает применение инноваций и несовершенство нормативной базы. В рамках плана НИОКР Росавтодор вносит изменения в нормативную базу по нескольким приоритетным направлениям. Прежде всего это битумы, дорожный асфальтобетон и геосинтетика. Однако по мнению самих строителей и производителей материалов, несмотря на заявленную на правительственном уровне поддержку инноваций, сложившаяся ситуация пока неблагоприятна для разработки и применения новых технологий и материалов.

Подготовила Славяна Румянцева

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X