жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Интеллект — в массы. Опыт распространения ИТС в регионах

В рамках Второго международного конгресса по интеллектуальным транспортным системам (ИТС) в Москве специалисты обсуждали внедрение интеллектуальных технологий в региональные транспортные системы с целью повышения качества жизни общества и граждан.

Автомобильная дорогаВнедрение интеллектуальных систем общественного транспорта сегодня считается инновационным путем для решения социальных проблем. Заместитель председателя Комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга Алексей ЛЬВОВ напомнил, что Стратегия развития городского транспортно-логистического комплекса, принятая в 2007 г., подразумевает оборудование системой мониторинга, анализа и управления с использованием элементов ГЛОНАСС судов, осуществляющих пассажирские перевозки по рекам и каналам Санкт-Петербурга.

– Когда эта система заработает, то такими перевозками будут охвачены районы Петербурга, в которых проживает 40% трудоспособного населения города. Соответственно, резко снизится нагрузка на наземный пассажирский транспорт, – утверждает Львов.

Особое внимание в Санкт-Петербурге уделяют созданию системы контроля за движением большегрузного транспорта в районах портовых терминалов. Цель – ликвидировать транспортные заторы.

Начальник транспортного управления министерства транспорта Татарстана Артур НАСРУТДИНОВ сообщил, что в его республике речь уже идет о создании единой информационной среды для всего транспортного комплекса. Делается это на базе существующего электронного правительства РТ. Все информационные потоки существуют в едином стандарте, при этом пользователи получают необходимые им сведения без предварительных запросов. В Казани создана единая транспортная карта, ее работа подкрепляется работающим в рамках правительственного портала центром телефонного обслуживания. Правовая основа системы – четыре нормативных акта. К ней уже подключено более 400 организаций. С окончательным вводом она будет предоставлять 74 вида электронных услуг. В задумках разработчиков – видеофиксация нарушений в сфере общественного транспорта. Насрутдинов отметил, что пилотное внедрение на трассе М-7 программы «ГЛОНАСС-2012» привело к снижению аварийности на 40%.

В 2010 году в республике выйдут на линию 100 школьных автобусов, оснащенных навигационным оборудованием. Единственная проблема – на них необходимо заменить программное обеспечение. В идеале же подразумевается, что соблюдение графика движения всего пассажирского состава окажется под контролем спутников.

Что касается финансовой стороны вопроса, то только на проект электронного правительства из республиканского бюджета за период с 2005 года было потрачено порядка 1 млрд руб.

– Главная проблема – излишне жесткая регламентация работы со стороны государственных органов. Во многих случаях они, ссылаясь на федеральные акты, требуют личного присутствия заявителя. И тогда идея теряет смысл. Чтобы избежать подобного, требуется пересмотреть 350 федеральных нормативных актов, – считает Артур Насрутдинов. В Татарстане убеждены: необходима система межведомственного взаимодействия в этой области. А для софинансирования разработки и внедрения ИТС нужна структура, аналогичная фонду содействия ЖКХ.

В других регионах дело обстоит не так благополучно. Заместитель министра транспорта и автомобильных дорог правительства Рязанской области Валерий ЕРЕМИН признается, что в его регионе до последнего времени ограничивались изучением опыта других субъектов Федерации. Однако сейчас в областном центре создается диспетчерская служба (ее ресурс позволит контролировать до 10 тыс. единиц автотранспорта), подбираются компании для осуществления спутникового мониторинга движения пассажирского транспорта. В качестве пилотных проектов ИТС внедряются на станциях скорой медицинской помощи, на объектах водоканала и на спецавтобазе по уборке города. 300 автобусов уже оборудованы навигационными системами. К концу 2010 года к единой системе управления планируется подключить весь муниципальный и 80% коммерческого пассажирского транспорта.

– В России наблюдается большая разница в темпах автоматизации и темпах развития улично-дорожной сети (УДС), – отмечает заместитель генерального директора НИПИ ТРТИ Елена НОГОВА. – Но настала пора применять ИТС. Ведь совершенствование УДС конечно, и даже в лучшем своем виде оно может увеличить пропускную способность городских магистралей максимум на 5%.

Исправить ситуацию, перераспределяя пассажиропотоки с личного транспорта на общественный, невозможно без обязательной автоматизации диспетчерских служб, системы информирования, электронных платежей, создания для автобусов, троллейбусов и трамваев приоритетных условий на дорогах. Без внедрения ИТС главные козыри общественного транспорта: дешевизна, удобство, скорость, предсказуемость – могут и не сработать. Необходимо совмещение административных и интеллектуальных подходов. Подводные камни на этом пути – отсутствие интегрирующих подходов и алгоритмов управления системами связи.

– Сейчас делается упор на инженерные системы при явном отставании решений управленческих, – подытожила Ногова.

Как утверждает директор проекта «Социальная и транспортная карта» (Ярославская область) Станислав КОЛОБОВ, главное во внедрении ИТС – само желание их внедрять.

– Если власти в регионах хотят получить результат, а не просто участвовать в процессе, то время, затрачиваемое на внедрение ИТС, вполне приемлемо, – сказал менеджер. А главными целями этой работы должны стать равнодоступность транспортных услуг для населения, безопасность пассажиров, управляемость транспортной отрасли, повышение экономической эффективности работы перевозчиков и справедливость тарифов на услуги пассажирского транспорта.

В правительстве Ленинградской области обсуждали проблему внедрения ИТС в рамках Третьего международного форума «Безопасность транспортных комплексов». По словам председателя Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области Леонида ТЕРЕБНЕВА, сейчас в регионе идет активное внедрение системы ГЛОНАСС. Делается это на трех уровнях. Область закупает технику, оснащенную навигационным оборудованием. Муниципалитеты организуют ее применение на местах. Руководство предприятий и конкретных объектов контролирует использование транспортных средств. Однако работа по внедрению ИТС в пределах одного региона не позволяет решить все существующие проблемы.

– В Российской Федерации необходимо принять комплексную целевую федеральную программу по безопасности транспортных процессов, – считает Леонид Теребнев.

Валерия Кольская

Другие материалы по теме

X