жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Сушит, укрепляет, защищает…Результаты применения геосинтетических материалов

Геосинтетические материалы, используемые при строительстве дорог, пока еще в новинку во многих российских регионах. Однако ситуация меняется:  от грамотного применения геосинтетики сейчас во многом зависят как темпы дорожного строительства, так и качество и долговечность автотрасс – то и другое очень актуально для России.

Геосинтетика при устройстве дорог в ряде регионов страны все еще проходит по разделу «внедрение новых технологий». В частности, и потому, что не хватает базовых нормативных документов: в России активное применение этих материалов в дорожном строительстве началось только с 1996 года.

И лишь в этом году Росавтодор издал в качестве отраслевой дорожной методики документ «Классификация, термины, определения геосинтетических материалов применительно к дорожному хозяйству», где впервые сформулировано их научно обоснованное определение.

Это «материалы из синтетических или природных полимеров, неорганических веществ, контактирующие с грунтом или другими средами, применяемые в строительстве». Подразделяются они на типы, определяющие природу объекта, классы и виды по технологии получения продукта. Типов три: геотекстиль, геопластмассы и геокомпозиты. В их функции входит армирование, разделение, фильтрация, дренирование, борьба с эрозией поверхности, гидроизоляция, теплоизоляция, защита (ОДМ 218.5.005-2010).

Узаконена классификация, разработанная специалистами под эгидой комиссии по геосинтетике при Росавтодоре. Это уже не аморфная масса материалов, а четко обозначенные группы с указанием места каждого в общей структуре.

Теперь проектировщики дорог по классификатору могут определить технологию производства, а по ней – структуру и свойства того или иного геосинтетика. Следовательно, и точное место применения.

Это необходимо для понимания того, как тот или иной «комплектующий» слой будет работать, взаимодействовать с другими строительными материалами. К примеру, полипропиленовая сетка компании «Славрос» позволяет достичь армирующего эффекта, что особенно важно на слабых грунтах. Но эффективность ее применения зависит также от качеств соседних инертных слоев в контакте «песок–щебень» и коэффициента фильтрации пород.

– В каждом элементе дороги есть место для геотекстиля, потому что его роль многогранна, – считает эксперт Росавтодора профессор А. Н. Девятилов. – Однако строители и проектировщики обязаны знать, какой именно нужен материал, с какими характеристиками, где и как его применяют. Есть морозостойкие, есть биоинертные. То есть потребители, а это строители-дорожники, должны уметь делать правильный выбор, разбираться не только в грунтах и компонентах асфальтобетона, но также и в характеристиках и свойствах геосинтетических материалов.

Потому что есть дорожно-строительные материалы, которые боятся кислотно-щелочной среды, микроорганизмов, температурных колебаний. Если это учитывать, среди альтернативных конструктивных решений наилучшим будет проект дорожного объекта с участием геосинтетики.

Эту точку зрения подтверждает многолетний опыт специалистов питерского ЗАО «Ареан-Геосинтетикс»: грамотное применение геосинтетических материалов в зависимости от физико-механических параметров повышает долговечность дорожных конструкций, снижает трудо- и энергозатраты, сокращает сроки строительства.



Так, георешетка позволяет на 30–40% уменьшить количество щебня в дорожной одежде. Грамотное же использование предусматривает, что армирующий материал не может работать как разделительный, и наоборот. Кроме того, георешетку из полиэтилена не укладывают между слоями асфальтобетона – расплавится.

Скажем, прокладка дороги в болотистой местности предполагает удаление влаги по маршруту магистрали. Можно заложить песчаные дрены, но лучше (технически, технологически и экономически) – геотекстильные ленточные. Это, кстати, ускоряет консолидацию слабого грунта.

Среди плюсов геосинтетики, как показали испытания геосеток и геоматов на основе стекловолокна уфимского ОАО «СТЕКЛОНиТ» в строительстве дорог с высокой нагрузкой на полотно, возможность бороться с усталостными, отраженными и температурными трещинами, предотвращать выбоины и колейность, предупреждать появление наплывов и сдвигов в покрытии, увеличивать межремонтный период. Только нельзя укладывать стеклянную решетку на откосы – она не выдерживает низких температур, зато как арматура ведет себя прекрасно.

От наличия качественной геосинтетики во многом зависят темпы дорожного строительства, наращивание которых очень актуально для России. По информации Росавтодора, уровень автомобилизации более чем в пять раз превышает увеличение протяженности дорог, которые в результате испытывают огромные перегрузки. Федеральные магистрали в большинстве своем рассчитаны на пропуск осевых нагрузок в 6–10 тонн, что существенно ниже международных стандартов. Свыше трети общей протяженности федеральных дорог для пропуска большегрузного транспорта требует реконструкции и модернизации.

На нашем рынке сейчас представлен достаточно большой выбор геосинтетики. Но отечественные материалы здесь, к сожалению, в меньшинстве. Несколько российских компаний не могут обеспечить потребность в этом продукте. Пока мы теряли время на реформы и кризисы, мир занимался научными исследованиями и практическим применением инноваций. Нашим ученым и производителям приходится конкурировать с немецкими, чешскими, финскими, итальянскими, американскими фирмами, занимающими прочные позиции на континенте.

Например, в Европе созданы мультиаксиальные (многоосевые) ткани, состоящие из нескольких слоев нитей, ориентированных в различных направлениях в соответствии с заданной схемой армирования, рассчитанной исходя из нагрузки на материал. Такая структура позволяет покрытию выдерживать огромные динамические транспортные нагрузки, равномерно распределяя напряжения во всех направлениях.

Отечественные компании вышли на рынок в начале 2000 года. Была создана российская Ассоциация производителей геосинтетических материалов. Причем, тон здесь задают производители с периферии: «Славрос» (Ростов Великий), «СТЕКЛОНиТ» (Уфа), «ТехПолимер» (Красноярск), «Тверьстеклопластик» (Тверь). В Челябинске ООО «Си Айрлайд» наладило выпуск нового типа синтетических волокон из высокомолекулярного полимера, пригодного для дисперсного армирования дорожного асфальтобетона. На опытном отрезке дороги уменьшилась трещиноватость, повысилась сдвиговая устойчивость. Волокно обеспечивает оптимальную пористость смеси и стойкость под воздействием знакопеременных температур.

Строители, знакомясь с различными видами геосинтетических материалов, постепенно расширяют сферу их применения. Уже нельзя представить себе откосы насыпей, конусы мостов, дорожные развязки без укрепляющих геосеток. Сквозь мелкие ячейки быстро прорастают семена травы, обеспечивая прочный и жесткий каркас конструкции. Обустройство ландшафтов, экопарковки, разбивка газонов – в зеленом строительстве геосинтетика, укрепляющая основания, дренирующая и не боящаяся нагрузок, также незаменима.

А дренажный геокомпозит, включенный в конструкцию, помогает быстро и эффективно отводить с любой (плоской, наклонной или вертикальной) поверхности грунтовые и сточные воды. Не исключено, что в пер¬спективе геосинтетика станет полноправным участником домостроения. Такой пример есть в Германии: стены одного из корпусов технического университета в Аахене возведены с армированием монолитного бетона геосеткой вместо стальной решетки.

Чтобы перспективные проекты модернизации дорожной инфраструктуры России были обеспечены специалистами в области геосинтетики, Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна два года назад ввел в учебный курс дисциплину «Технический текстиль». Важно, что читает ее опытный практик – руководитель компании «Мегатех инжиниринг» профессор А. Н. Девятилов. Это актуально даже в целях сотрудничества специалистов из разных сфер деятельности. По мнению доцента того же университета А. Ю. Баранова, чтобы отрасль развивалась, «те, кто производит, и те, кто применяет геосинтетические материалы, должны хорошо понимать друг друга».

Подготовил Виктор Малков

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X