жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Непреодолимые барьеры. Технические средства, гарантирующие безопасность на дорогах

Оснащение российских дорог специальными техническими средствами, обеспечивающими безопасность движения, по-прежнему актуальная проблема, поскольку показатель аварийности остается очень высоким. Современные технологии и оборудование позволяют улучшить ситуацию.

Обеспечение безопасности дорожного движения – проблема комплексная. Значительную роль в этом играют светофоры, система их комплектации и программное обеспечение, управляющее работой данной техники.

 Отметим, что Северная столица является пионером в использовании светофоров – первое такое техническое средство в СССР заработало 15 января 1930 года на углу Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, и только 30 декабря того же года – на углу Петровки и Кузнецкого Моста в Москве. В 1968 году в соответствии с Конвенцией о дорожных знаках и сигналах во всех странах была принята единообразная система расположения «красный – желтый – зеленый», использующаяся в России и сегодня.

До середины 1990-х в нашей стране повсеместно использовались ламповые светофоры, источником света в которых были лампы накаливания общего и специального назначения. Последние несколько лет практически во всех регионах страны осуществляется плавный переход на светодиодные светофоры. Специалисты утверждают, что одна из причин автомобильных пробок и многочисленных ДТП – именно несовершенство светофоров, в частности «фантомный эффект», когда при солнечной засветке возникает иллюзия одновременного включения всех трех сигналов светофора. Светодиодные приборы лишены этого недостатка. Кроме того, известно, что светодиодные источники света самые экономичные и надежные. Замена традиционных светофоров на современные – это не только эволюционный процесс, но и жизненная необходимость, так как более 80% светофоров выработали свой ресурс и часто выходят из строя.

Светодиоды обладают высоким технико-экономическим потенциалом: в то время как все существующие на сегодняшний день источники освещения достигли максимальной световой эффективности, светодиодные приблизились только к 10% своих возможностей. Отказ в работе одного, двух или даже половины диодов не отражается на яркости свечения, поскольку в приборах установлены сотни диодов. Так что возможность полного выхода такого светофора из строя практически сведена к нулю. Во-вторых, среднее время работы источника света в ламповом светофоре не превышает 300–400 часов, или 16 суток, так как в нем используются обычные лампочки накаливания мощностью 60–100 Вт, которые часто перегорают. Светодиодное же оборудование обеспечит бесперебойную работу светофора в течение 100 000 часов.

Интересно, что диодный светофор имеет силу света в 2–3 раза большую нынешних требований ГОСТа по дальности считывания его сигнала. Вне зависимости от метеоусловий, будь то снег, дождь, облачность или яркое солнце, видимость сохраняется достаточной на расстоянии не менее 150 м. Это важно для обеспечения возможности экстренного торможения. Современные светофоры имеют повышенную вандалоустойчивость, поскольку в них нет элементов из цветного металла. В связи с тем что компоненты прибора изготовлены из поликарбоната, возрастает и его износостойкость, в малой степени зависящая от климатических условий.

Конечно, цена такого технического средства в несколько раз выше стоимости светофора с лампами накаливания, однако долговечность, надежность, экономичность и улучшенные эксплуатационные характеристики позволят оправдать затраты на модернизацию.



На территории России производство светодиодных светофоров, отвечающих требованиям ГОСТов, осуществляется несколькими предприятиями. Например, эти технические средства изготавливают компания «Альянс Технологий», Владимирский завод «Электроприбор», ПО «Уральский оптико-механический завод». Также современные диодные светофоры производятся Башкирским производственным объединением «Прогресс», ООО «Сибирские Цифровые Приборы, СДД», группой компаний «Спецтехника», ЗАО НПО «РоСАТ», ЗАО «РемДорРус-Сервис» и другими.

Свою немаловажную роль в обеспечении безопасности на дорогах играет и такое техническое средство, как барьерное ограждение. Главной целью разработки его конструктивного решения является минимизация разрушительных последствий столкновения для автомобилей. Но основными задачами дорожных ограждений все же являются предотвращение съезда машин по ходу движения, предупреждение встречных столкновений и разделение транспортных потоков как на городских улицах, так и на шоссейных дорогах.

Как и светофоры, барьерные ограждения устанавливаются согласно положению ГОСТ Р 52289–2004 «Техническое средство организации дорожного движения: Дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство». Таким образом, барьерные ограждения являются одновременно и средством организации дорожного движения, и устройством, позволяющим минимизировать ущерб, причиняемый неуправляемым транспортным средством.

Производством барьерных ограждений занимается узкий круг компаний, поэтому все они хорошо известны на рынке. В частности, это такие предприятия, как «Трансбарьер», ЗАО ДЗМК «Метако», ОАО «КТЦ Металлоконструкция», ЗАО «Точинвест» и ООО «Волосовский завод металлоконструкций». Но, по мнению участников этого сегмента рынка, бывает, что некоторые организации предлагают свою продукцию, недоработав ее конструктивное решение по обеспечению реальной безопасности участников дорожного движения. Между тем согласно Закону «О безопасности дорожного движения» при строительстве и ремонте дорог должны применяться только те ограждения, которые в полной мере отвечают требованиям нормативных документов, то есть имеют сертификаты соответствия, выданные компетентными органами, аккредитованными в признанных национальных системах сертификации. В России к таким относится система ГОСТ Р, а основным органом, имеющим законное право выдавать сертификаты производителям дорожных ограждений, сооружений и элементов обустройства дорог, является НИЦ БДД МВД РФ. Право проведения испытаний имеет ФГУП НИЦИАМТ.

Барьерные ограждения зачастую могут выполнять несколько функций, в связи с чем они производятся в различных модификациях. Конструкция барьерного ограждения (а равно и дорожных ограждений, интегрированных с шумозащитными панелями) регламентируется техническими условиями предприятия-разработчика (изготовителя), а условия выбора и применения – ГОСТ Р 52289-2004. Ряд производителей руководствуются также Европейским нормативом EN1317 и отраслевыми дорожными нормами 21902-99. Вышедший в 2004 году ГОСТ позволил изготовителям барьерного ограждения расширить ассортимент производства. Например, появились ограждения европейского типа с так называемой европейской стойкой и консолью, трехволновые несущие балки и другие виды продукции, выпуск которых не предусматривался в предыдущем госстандарте.

Обычно ограждение состоит из нескольких ярусов балки, изготовленных из специальных профилей, крепящихся непосредственно к стойкам или к консолям-амортизаторам. Стойки имеют различные высоты, сечения и степени жесткости, в зависимости от требуемой удерживающей способности. На сегодняшний день в России производятся сотни видов барьерных ограждений с удерживающей способностью от 200 до 600 кДж, высотой от 0,58 до 1,5 м. Это позволяет заказчику выбрать ограждение для любого участка дороги в зависимости от технических требований.

Данное средство должно обладать несколькими характеристиками. Избежать сильного повреждения автомобиля при столкновении с барьерным ограждением позволяет использование демпфирующих или удерживающих устройств различной конструкции, которые при столкновении также деформируются, но относительно мягко гасят энергию удара. Конструкции этих устройств различны. Они могут быть одноразового действия, многоразовые, частично восстанавливаемые, интегрированные в барьерное ограждение, отдельно устанавливаемые и т. д. В отличие от жестких барьерных ограждений, демпфирующие более безопасны.

Безусловно, такие конструкции дороже жестких. Существуют и проблемы замены отработавших элементов системы, их длительной доставки от производителя. Зачастую и технический персонал дорожных служб не готов к обслуживанию таких ограждений. Тем не менее благодаря тому что демпфирующие ограждения гарантируют большую безопасность, их все чаще применяют на современных трассах.

Иван Петров

Другие материалы по теме

X