жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Стратегия 2025. Петербург принял Транспортную стратегию, призванную обеспечить высокое качество городской среды и жизни населения

В середине лета Правительство Санкт-Петербурга приняло Транспортную стратегию Санкт-Петербурга до 2025 года.

Ее цель – формирование сбалансированной транспортной системы, обеспечивающей высокое качество городской среды и жизни населения.

О том, как шла работа над этим документом и какие задачи будет решать Транспортная стратегия, рассказывает председатель Комитета по транспортно-транзитной политике Алексей БАКИРЕЙ.

– Алексей Сергеевич, что дает принятая Транспортная стратегия для Санкт-Петербурга? И почему приоритет на улицах города решено отдать именно пешеходам и общественному транспорту?

Бакирей.jpg– Реализация стратегии позволит транспортной системе города достигнуть уровня, сопоставимого с уровнем развития транспорта в крупных городах Европы с наиболее высоким качеством жизни. В ее разработке принял активное участие Всемирный банк, что позволило использовать передовой мировой опыт в транспортном планировании.

В этом документе мы провозгласили триаду – пешеход, общественный транспорт и личный автомобиль. И именно в такой последовательности расставили и приоритеты, потому что понимаем, что за последние десятилетия количество машин на улицах города растет с каждым днем, а к 2015 году ожидается рост парка легковых автомобилей еще на 24%.

Уже сегодня количество желающих приехать в центр Санкт-Петербурга на автомобиле в силу объективных и субъективных причин намного больше, чем центр города может «переварить». С такой проблемой, кстати, столкнулся не только Санкт-Петербург. Все крупные города проходили через это, когда вследствие экономического роста и роста автомобилизации населения снизилась пропускная способность улично-дорожной сети.

Одной из главных задач стратегии является обеспечение баланса интересов разных групп пользователей транспортной системы между собой и объектами транспортной инфраструктуры. С учетом этого приоритет был отдан движению общественного транспорта. Никто не будет спорить, что 40 автомобилей, стоящих на перекрест­ке один за другим, занимают намного больше уличного пространства, чем один автобус, перевозящий такое же количество пассажиров. Поэтому в вопросе обеспечения комфортного передвижения граждан в пространстве общественный транспорт – это решение проблем.

Улучшение условий поездок в центр и по центру Санкт-Петербурга планируется достичь в том числе за счет создания новых выделенных полос для городского транспорта, повышения качества поездок.

Что касается пешеходов, то концепция подразумевает создание более комфортных условий их перемещения. Зачастую в погоне за повышением пропускной способности улично-дорожной сети принимались решения в ущерб тех, кто передвигался по улицам пешком – уменьшалась ширина тротуаров, чтобы увеличить проезжую часть и пустить по ней большее количество автомобилей. На мой взгляд, это путь в никуда, потому что ширину проезжей части мы увеличивать до бесконечности не можем, а люди все-таки должны передвигаться по улицам, ведь город, в конце концов, создан для человека, а не для «железного коня». Мы планируем реконструировать тротуары в соответствии с реальной интенсивностью пешеходных потоков, в историческом центре создавать новые пешеходные зоны.

– А можно пояснить на конкретных примерах, что изменится?

– В этом документе, например, преду­смотрено, что к 2015 году услугами городского пассажирского транспорта должно пользоваться 72% населения, а к 2025 году – 75%. Также среднее время поездок с трудовыми целями в 2015 году должно составить 48 минут, а в 2025-м – 40.

Запланировано создание безопасных пешеходных переходов (подземных и надземных). Тротуары будут освобождать от припаркованных автомобилей, применяя меры административной ответственности.

Будем работать и над созданием физически обособленных или выделенных разметкой велосипедных дорожек.

Один из разделов концепции посвящен совершенствованию организации дорожного движения. На улицах города будут работать ИТС – интеллектуальные транспортные системы, которые включают в себя АСУДД – автоматизированную систему управления дорожным движением, АСУ ГПТ – автоматизированную систему управления городским пассажирским транспортом, систему информирования участников движения, систему управления парковками, в том числе на платной основе. Часто к ИТС еще относят системы обеспечения безопасности и контроля нарушений правил дорожного движения.

Мировой опыт показывает, что внедрение ИТС дает снижение количества заторов, повышает скорость сообщения на 15–25%, увеличивает равномерность движения, что приводит к снижению выбросов и уровня шумового воздействия.

В Санкт-Петербурге, кстати, внедрение интеллектуальных транспортных средств уже началось. В городе создан центр управления движением, который оснащается необходимым оборудованием и программным обеспечением.

Кроме того, к ответственности за нарушение ПДД будут чаще привлекать на основе фото- и видеофиксации.

– Почему при разработке стратегии был взят период до 2025 года, не лучше ли было взять меньший отрезок времени, чтобы было проще делать прогнозы?

– Транспортная стратегия – это не подвешенный в воздухе документ. Он увязан с принятой Концепцией социально-экономического развития Санкт-Петербурга и Генеральным планом Санкт-Петербурга, горизонт планирования которых 2025 год. Поэтому мы ориентируемся на эту дату, чтобы быть в русле документов город­ского планирования. Хотя вы совершенно справедливо говорите о том, что сложно сейчас делать долгосрочные прогнозы и планировать конкретные мероприятия. Поэтому есть план мероприятий на среднесрочную перспективу (до 2015 года), который является приложением к стратегии. По результатам его реализации мы в дальнейшем будем разрабатывать новый план на следующие пять лет.

Транспортная стратегия – это идеологический документ, он определяет приоритеты и основные направления деятельности. А вот механизмом ее реализации станет программа, в которой уже будут определены и источники, и объемы финансирования.

– И каковы эти источники?

– Источники стандартные. В первую очередь это бюджет Санкт-Петербурга. Мы понимаем, что тот объем финансирования, который сейчас предусмотрен в бюджете, не очень соответствует поставленным задачам.

Например, в 90-х годах, когда стали внедряться рыночные отношения, для развития транспортной инфраструктуры города выделялось до 25–30% городского бюджета. Потому что она была не развита и сдерживала экономическое развитие Санкт-Петербурга. Потом, когда ситуация нормализовалась, значительный объем финансирования направлялся уже не на новое транспортное строительство, а на эксплуатацию и поддержание объектов транспортной инфраструктуры. Сегодня только за счет бюджета города эту проблему не решить.

В условиях значительной потребности в строительстве новых объектов транспорт­ной инфраструктуры возникла необходимость использования нового инструмента реализации таких проектов – государственно-частного партнерства, которое позволяет не только привлекать частные инвестиции, но и применять новые технологические и управленческие решения.

Санкт-Петербург не только первым создал региональную законодательную базу, но и активно применяет этот механизм на практике. Яркий пример – проект развития аэропорта «Пулково», первый крупный инфраструктурный проект в России, по которому вступило в силу соглашение о государственно-частном партнерстве и который был отмечен шестью наградами ведущих отраслевых изданий как сделка года.

Ряд транспортных проектов реализуется при поддержке федерального бюджета. Среди них Западный скоростной диаметр, а также ряд объектов, предусмотренных федеральной целевой программой в части развития порта. Кроме того, на мой взгляд, решение транспортных проблем на стыке Санкт-Петербурга и Ленинградской области также должно решаться за счет федерального бюджета.

Распоряжением Правительства РФ был создан Координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, что также является одним из инструментов привлечения федерального финансирования. Ведь хотя между городом и областью и существуют административные границы, но транспортная система у нас единая, и мы должны обеспечить интеграцию и полное соответствие возможностей для пользования транспортом как жителей Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области.

Беседовала Светлана Смирнова

Похожие сообщения

X