жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Лизинг в помощь. Специалисты о перспективах лизинга дорожно-строительной техники

Объем лизинга дорожно-строительной техники практически достиг своих докризисных показателей. По прогнозам специалистов, этот сегмент ожидают самые радужные перспективы.

Заочный круглый стол, проведенный редакцией «Строительство и городское хозяйство», посвящен основным тенденциям 2011 года на рынке лизинга дорожной техники. Мы пригласили к участию в нем представителей лизинговых компаний. В качест­ве независимого эксперта выступил руководитель страховой компании, поскольку эти виды финансовых услуг тесно связаны между собой.

Участники круглого стола

Владимир ДОБРОВОЛЬСКИЙ, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании

Екатерина ВОРОБЬЕВА, директор Cанкт-Петербургского филиала ЗАО «ЦЕНТР-КАПИТАЛ»

Ксения ЩЕКОТОВА, начальник отдела лизинга оборудования группы компаний «Балтийский лизинг»

Игорь ШАБАЛИН, заместитель директора Санкт-Петербургского филиала государственной страховой компании «Югория»

– Как вы оцениваете текущую ситуацию в этом сегменте рынка?

Е. Воробьева:

Воробьева.jpg– По итогам 2010 года объем рынка лизинга дорожно-строительной техники показал значительные темпы роста. Это обусловлено в том числе и низкими показателями объемов заключенных сделок в 2009 году. При этом рынок имеет огромную емкость и потенциал для развития. В России изношенность основных фондов у дорожно-строительных предприятий очень высока.

В 2010–2011 годах возобновлено финансирование крупных проектов по ремонту и строительству дорог, продолжается строительство замороженных в кризис объектов, происходит восстановление рынка недвижимости и коммунального сектора.

Строители стали более активно интересоваться техникой универсального назначения, которая используется как при возведении зданий, так и в строительстве, ремонте дорог, инфраструктурных объектов. Лизинг является одним из наиболее эффективных инструментов ее приобретения.

К. Щекотова:

Щекотова.jpg– Анализируя данные первого полугодия 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, следует отметить хорошую динамику по заключению сделок, касающихся дорожно-строительной техники. Количество сделок выросло практически в два раза, а прирост нового бизнеса в данном сегменте составил 167,8 %. Деловая активность в строительстве явно увеличилась.

И. Шабалин:

– Между сферой лизинга дорожной строительной техники и страхованием этой техники просматривается прямая связь. Поэтому, исходя из количества заключаемых договоров страхования строительной техники в нашей компании, можно утверждать, что лизинг дорожной строительной техники в СПб и Ленинградской области восстанавливается.

В период кризиса рынок лизинга упал относительно 2007 года примерно на 60%.

Перспективным направлением может считаться лизинг техники, используемой при укладке асфальта. Крупные строительные компании столкнулись со снижением объемов работ. Оптимальным выходом в данном случае является лизинг.

Нормой при передаче техники стало ее страхование на весь период действия договора лизинга. Это эффективный механизм для минимизации рисков повреждения и хищения дорогостоящей и сложной строительной техники. В нем заинтересованы и лизингодатели, и лизингополучатели – они выступают страхователями примерно в равном соотношении.

В. Добровольский:

Добровольский.jpg– По данным Федерального дорожного агентства при Министерстве транспорта РФ, средний уровень износа дорожной техники, используемой в России, составляет 70%.

Ограничения бюджетного финансирования в сочетании с высоким уровнем износа техники и при сохранении высоких требований к качеству строительства и ремонта дорог – это вызов для российской дорожной отрасли. В этих условиях лизинг является выходом, как наименее затратный и наиболее эффективный способ обновления парка дорожно-строительной техники.

В сегменте лизинга дорожной техники до кризиса работало около 100 компаний, в настоящее время активность проявляют 50–60. Наиболее конкурентоспособные условия предлагают около десяти крупнейших федеральных лизингодателей. У небольших компаний, особенно регио­нальных, уровень процентных ставок обычно очень высок и может достигать 30–35% годовых.

Объем лизинговых операций в кризисный период (2009 – начало 2010 года) значительно сократился, а количество неплатежей возросло. В 2008 году доля сделок от объема всех лизинговых операций составила 3,95%, в 2009-м – лишь 1,27%. В абсолютном выражении стоимость сделок в 2009 году, по сравнению с 2008-м, упала в семь раз: с 28,44 млрд до 4 млрд руб.

Однако в 2010 году произошло практически полное восстановление сегмента. Доля дорожной техники почти вернулась к докризисным показателям, составив 3,4% на рынке лизинга.

Правда, фактические объемы сделок еще меньше прежних: 24,65 млрд руб. в 2010 году против 28,44 млрд в 2008 году. Но большинство экспертов прогнозируют, что за 2011 год рынок вернется к докризисным показателям, а возможно, и превзойдет их.

Сегмент дорожно-строительной техники довольно рискованный для лизинговых компаний. Как правило, срок государственного контракта составляет один год, в то время как техника предоставляется в лизинг на три-пять лет. Это становится существенным препятствием для компаний, когда они рассматривают вопрос о приобретении техники. Дополнительных гарантий платежеспособности предприятия по истечении контракта они предоставить не могут.

Сейчас практикуется увеличение срока контрактов на выполнение работ. Но такая практика еще недостаточно распространена, чтобы существенно повлиять на ситуацию.

Довольно продолжительное время основными игроками на рынке лизинга для предприятий дорожного и коммунального хозяйства будут оставаться государственные лизинговые компании. В Государственной транспортной лизинговой компании в 2010 году 80% лизингополучателей по программам государственного лизинга пришлось на предприятия дорожной отрасли.

Многие лизинговые компании демонстрируют большую долю дорожно-строительной техники в структуре своего портфеля. Но в первую очередь здесь рассматривается лизинг по видам оборудования, а не отраслям. На само дорожное хозяйство приходится незначительный объем заявляемых поставок.

– Какую дорожно-строительную технику предпочитают брать в лизинг российские компании – отечественную или импортную?

И. Шабалин:Шабалин.jpg

– Лизинговые компании предлагают в основном импортную дорожную технику б/у, реже новую. Наиболее востребованы тяжелые и дорогостоящие машины зарубежного производства: асфальтоукладчики, дорожные фрезы, катки, экскаваторы, бульдозеры, краны. Выбор в пользу импортной техники обусловлен ее надежностью, более высокой производительностью, а порой и тем, что просто не существует отечественных аналогов.

Основным препятствием к приобретению техники дорожно-строительными компаниями является ее дороговизна, причем как новой, так и б/у. А также ее низкая ликвидность с точки зрения лизинговых компаний и банков, по сравнению, скажем, с автотранспортом.

В. Добровольский:

– В России производством машин для дорожного хозяйства занимается большое количество предприятий, за счет чего в основном и удовлетворяется спрос. Но доля закупок импортной техники отечест­венными дорожными и коммунальными службами год от года увеличивается, что, несомненно, усиливает конкурентную борьбу производителей. Все зависит от финансовых возможностей потенциальных лизингополучателей.

Как правило, зарубежная дорожно-строительная техника стоит дороже, чем отечественная, но превосходит ее по своим техническим характеристикам. И ежегодно, благодаря инновационным разработкам, модельный ряд дорожно-строительной техники от зарубежных поставщиков пополняется новыми моделями.

Государственная транспортная лизинговая компания вводит в преддверии осенне-зимнего сезона лизинговые программы с государственным финансированием и нулевым авансом, без первоначального взноса, если она произведена на территории России. Кроме того, значительно снижается ставка удорожания. Возможность сезонной корректировки платежей у нас была всегда.

К. Щекотова:

– Лизингополучатели предпочитают импортную технику: Powerscreen, JCB, Hyundai, Komatsu, Volvo и др. Наибольшим спросом пользуется универсальная техника для дорожно-строительных работ (экскаваторы, погрузчики, катки). Также увеличился спрос на технику, предназначенную для земельных работ: бурильные и сваебойные установки, сортировочные дробильные установки Powerscreen, бульдозеры.

Е. Воробьева:

– Лизинг импортной техники более популярен, чем российской, из-за оптимального соотношения цена-качест­во. Кроме того, она более дорогостоящая и при ее покупке компании чаще нуждаются в привлечении лизингового финансирования. В настоящее время, например, в нашей компании наибольшим спросом пользуются экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, дорожные катки, самосвалы, автогрейдеры.

– Как вы строите отношения с производителями ДСТ?

В. Добровольский:

– У нас есть партнерские программы совместно с Министерством транспорта РФ, Федеральным дорожным агентст­вом, отечественными и иностранными производителями транспорта, техники и оборудования.

Значительным конкурентным преимуществом ГТЛК является глубокое понимание специфики российской транспортной отрасли. Партнерские программы с производителями позволили нам предложить клиентам значительный дисконт на ряд моделей КДМ. Дорожные предприятия могут приобрести в лизинг комбинированные машины по цене значительно ниже, чем не рынке.

У ГТЛК налажены тесные партнерские взаимоотношения с ведущими россий­скими и зарубежными производителями техники, такими как Volvo, «Бецема», Коминвест-АКМТ, КамАЗ, ГАЗ и другими.

Е. Воробьева:

– На сегодняшний день у ЗАО «ЦЕНТР-КАПИТАЛ» есть партнерские связи с JCB, Hyundai, Volvo, Hamm, New Holland, Caterpillar, Hitachi, Камаз, Урал и другими. Это дает нам возможность предлагать клиентам выгодные условия лизинга спецтехники.

К. Щекотова:

– Среди наших партнеров, например, такие компании, как «Лонмади», «Ферронордик Машины», «УниверсалСпецТехника», «Техстройконтракт», «Картрэйд» и др.

– Насколько совершенна правовая база российского лизинга?

К. Щекотова:

– Все недоработки законодательства о лизинге были очевидны и до кризиса. С ухудшением платежной дисциплины они привели к закономерному эффекту – стало невозможно оперативно защитить имущественные интересы лизинговых компаний.

К числу таких недостатков нормативной базы следует отнести прежде всего ошибочную квалификацию лизинга как разновидности аренды, а не обеспеченного кредита, каковым он является по своей сути и признается во всем цивилизованном мире.

Во-вторых, это наличие в процессуальном праве множества норм, позволяющих дебиторам затягивать производство по делам о взыскании задолженности, а судам – потворствовать неплательщикам.

Третье – это отсутствие регламентированных механизмов для оперативного изъятия предмета лизинга у неплательщиков. И наконец, отсутствие специальной регламентации отношений, возникающих при банкротстве как лизингодателя, так и лизингополучателя.

– Каковы в целом перспективы лизинга ДСТ?

В. Добровольский:

– Государство сегодня сконцентрировано на динамичном развитии дорожно-строительной отрасли. Повышению качества дорог и росту транзитной привлекательности России способствует увеличение протяженности федеральных трасс, создание качественной инфраструктуры в транзитных коридорах и прочее. Все это создает спрос на дорожно-строительную технику. Также в увеличении объемов лизинга будет играть роль продление срока контрактов на выполнение работ.

И. Шабалин:

– Снижения темпов роста в этом сегменте не будет, несмотря на спад строительного рынка. Строители стали уходить из мегаполисов в регионы, большое количество питерских строительных организаций активно работают в других субъектах РФ. При этом практически всю строительную технику они транспортируют на место строительства, а это в свою очередь приводит к увеличению рисков повреждения техники при транспортировке.

Понимая это, строители страхуют технику по полному пакету рисков. И в дальнейшем ожидается рост в этом сегменте страхового рынка.

К. Щекотова:

– При текущей динамике, необходимости обновления техники, росте государственных заказов в сфере дорожного строительства, возобновлении инвестиционных проектов спрос на строительную технику будет присутствовать. Рост рынка может составить около 50% к показателю 2010 года.

Для справки:

Каталог передвижных мобильных дробильно-сортировочных установок и комплексов Powerscreen, вы можете получить в компании ЗАО «КВИНТМАДИ» просто позвонив по телефону +7 (495) 916-60-50

Подготовила Валерия Кольская

Похожие сообщения

X