жк днепропетровская 37

Актуальное
Поплавок_160_600_правый

Легкий транспорт – тяжелая колея. О проблеме колейности и путях ее решения

С резким ростом автомобилизации у дорожников появилась новая «головная боль» – образование колейности. О ее причинах и способах устранения наш корреспондент беседует с Алевтиной МАСЮК, начальником дорожно-строительной испытательной лаборатории СПбГУ «Центр комплексного благоустройства», почетным дорожником, почетным строителем РФ.

Корень зла

Существует три основных фактора, влияющих на образование колейности. Это, во-первых, недостаточная несущая способность самой конструкции дорожного полотна, что приводит к прогибанию дороги.

Второй вид колеи – развитие пластической деформации при высоких положительных температурах наружного воздуха.

Но основная причина – износ от шипованной резины.

Существует ГОСТ, который регламентирует массу шипа. На деле никто этих норм не придерживается. Каждый автомобиль «переобувается», где и как хочет его хозяин.

Отчетливо видно, как идет вынос поверхности полотна по полосам наката, когда едешь по кольцевой автодороге.

Есть расхожее мнение, что проблема колейности связана с нагрузками от грузового транспорта, но это не так. Колея в первую очередь – результат движения легкового транспорта, утверждает Алевтина Масюк.

– Посмотрите на состояние полотна Московского проспекта, где движение грузового транспорта закрыто, а по третьей и четвертой полосе летят легковые автомобили с большой скоростью. Особенно явная колея появляется в местах торможения, там почти на сантиметр в год углубляется трасса, – пояснила эксперт.

Шипы – под контроль

И, тем не менее, по ее словам, мы вовсе не обречены на вечный ремонт. Надо просто заниматься этими проблемами. Почему шведы решили проблему с шипами? А мы не в состоянии это сделать?

– Можно услышать, что шипы следует вообще запретить. Но это не выход из положения. Надо регулировать процесс, влиять на него, – считает Алевтина Масюк.

Вся Швеция обувается в резину с шипами до двух граммов. Проверено: один грамм массы шипа увеличивает воздейст­вие на дорожное покрытие до пяти раз.

«А мы кольцевую дорогу только запустили, и уже приходится перекрывать участок за участком, ничего не сделаешь: шипы рвут любой асфальт».

Финны, которые очень серьезно относятся к этому вопросу, подсчитали, что каждый шип выбивает из одного километра дороги 10 г асфальта. Снижение веса шипа всего на десятую грамма уменьшает его разрушающее воздействие на дорожное полотно в пять раз!

В Швеции более 25 лет назад отказались от тяжелых шипов в пользу легких, вопрос решался на уровне производителей, выпуск резины с тяжелыми шипами там запрещен.

Конструктивный стандарт

В зависимости от ситуации устраняют колею по полосам наката, по полосам движения или во всю ширину проезжей части.

Образование колеи легче предупредить, чем потом пытаться ее ликвидировать, подчеркнула Алевтина Масюк. Поэтому в проектах строительства новых дорог, при реконструкции и ремонте существующих должны быть предусмотрены мероприятия по предупреждению образования колеи.

Земельное полотно и дорожная одежда должны быть запроектированы так, чтобы суммарная величина всех деформаций, образующих колею, не превышала допустимых значений на весь расчетный срок службы дороги.

Для этого надо верхние слои покрытия создавать из материалов с высокой сдвигоустойчивостью и сопротивлением износу. Основание дороги должно быть из материалов с высоким сопротивлением структурным разрушениям.

Необходимо использовать армированные слои в покрытиях и жесткие слои в основаниях. И, конечно, организовывать системы отвода воды.

В последние годы поступает большое количество предложений по использованию для производства асфальтобетонной смеси различных добавок, модификаторов, якобы увеличивающих сроки службы дорожных покрытий и вообще снимающих все дорожные проблемы. Это различные модификаторы, полимерные добавки. Но чаще всего это лишь реклама. Технологии внедрения таких добавок не проработаны и в полной мере не изучены, утверждает эксперт.

Беседовала Ирина Смирнова

Похожие сообщения

X