жк днепропетровская 37 евротрешка

Строим Добро

Притяжение вокзалов. Заместитель председателя Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре ЛО А. Никифоров о предстоящей реконструкции вокзалов Ленобласти

Модернизация малых вокзалов Ленинградской области начнется с Кудрово и Девяткино. На очереди 18 вокзалов в районных центрах. В перспективе этот процесс обещает стать выгодным для всех, включая железную дорогу и частный бизнес.

О противоречиях, которые препятст­вуют реконструкции железнодорожных вокзалов и превращению их в мультимодальные транспортные хабы, не только удобные для пассажиров, но и эффективные с экономической точки зрения, стимулирующие развитие городских территорий, журнал «Строительство и городское хозяйство» писал неоднократно (см. №№ 122, 123).

С прошлого года между администрацией Ленинградской области и Октябрьской железной дорогой наметился диалог. У него есть много шансов перерасти в практиче­ский опыт по модернизации областных вокзалов с привлечением частного капитала.

Подробности раскрывает в своем интервью нашему журналу заместитель председателя Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре ЛО Алексей НИКИФОРОВ.

– Какова официальная позиция администрации области по поводу развития инфраструктуры пригородных пассажирских перевозок, в частности железнодорожных вокзалов?

– Физический и моральный износ инфраструктуры пригородного железнодорожного транспорта в Ленинградской области очень велик. Примерно 60% вокзалов построены еще в доперестроечный период, требуют ремонта несколько сотен платформ.

Устаревшая инфраструктура зачастую не учитывает нужды инвалидов, что создает очередной барьер для передвижения людей с ограниченными возможностями. Остро ощущается нехватка сооружений для безопасного пересечения железнодорожных путей пешеходами. Это особенно актуально в связи с запуском поездов «Сапсан», «Аллегро» и дальнейшими планами ОАО «РЖД» по развитию высокоскоростного движения.

У нас есть база для взаимодействия с ОЖД. Это Генеральное соглашение с ОАО «РЖД» и конкретизирующее его Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, которое подписано 22 апреля 2010 года и рассчитано на срок до 2012 года. Документ определяет спектр наиболее актуальных вопросов взаимодействия и служит инструментом для влияния ЛО на инвестиционную политику ОАО «РЖД» в Ленинградской области.

Пассажирские терминалы должны сейчас соответствовать очень жестким требованиям транспортной безопасности. Ни один из уже существующих в области вокзалов этим требованиям в полной мере не соответствует. На этот счет есть поручение президента РФ.

Мы вместе со специализированной компанией провели обследование, разработав затем план мероприятий по созданию комплексной системы безопасности на транспорте. Как минимум вокзалам необходимы средства антитеррористической безопасности: рамки, металлодетекторы, улавливатели химических и взрывчатых веществ.

Важнейшим направлением для нас является создание в области современной вокзальной сети. Причем речь идет не только об автовокзалах, но и о вокзалах, совмещенных с железнодорожными станциями.

– Уже предприняты конкретные шаги в этом направлении?

– У нас есть договоренности с компанией «Бекар», которая является консультантом и исполнителем по реконструкции двух крупнейших вокзалов в Петербурге и Ленинградской области. Совместно мы сейчас готовим программу по развитию малых вокзалов.

От компании «Бекар» получено письмо о готовности участ­вовать в строительстве вокзальных комплексов в Кудрово и Девяткино. Инвестиции в каждый из проектов составят около 1 млрд руб. Реализовать их предстоит по схеме государственно-частного партнерства.

Девяткино – стратегический вокзал, совмещенный со станциями метро и железной дороги. Для него уже получены технические условия от ГУП «Санкт-Петербургский метрополитен», от Октябрьской железной дороги. Есть заявка от ОАО «Лен­облпассажиравтотранс» на выделение администрацией земли под реализацию инвестпроекта.

В Кудрово Санкт-Петербург планирует открыть станцию метро. В створе выхода из метро мы намерены построить областной автовокзал. Там железной дороги нет.

Параллельно с этими проектами планируется создать сеть из 18 малых вокзалов в районных центрах. К их развитию также будут привлекаться частные инвесторы.

В марте вице-губернатор области Н. И. ПАСЯДА провел совещание с главами районов и городских округов, где говорилось о нарушениях в работе вокзалов, представлена идеальная модель и предложено найти инвесторов и привести вокзалы в соответствующее нормативам состояние. В противном случае этим займется область.

– Как планируется взаимодействовать с ОЖД в этом отношении? Вкладываться в инфраструктуру пригородных перевозок железнодорожникам невыгодно, а обеспечивать миграцию трудовых ресурсов они предлагают областным властям с помощью автобусов.

– Действительно, обеспечивать миграцию работающего населения между городом и областью – наша забота. Железнодорожная составляющая в современном транспортно-пересадочном узле – это станция. Залы ожидания, площадки для отстоя автобусов – нагрузка, которая экономически не интересна железной дороге.

С другой стороны, в ОАО «РЖД» существует особая структура – Дирекция вокзалов. Есть также программа по развитию вокзалов в России. Аналогичная подпрограмма по более мелким точкам есть у каждого начальника дороги, включая Октябрьскую.

Сейчас за содержание платформ железная дорога ничего не получает. Между тем оно выливается в довольно большие цифры. Так, в 2010 году, в соответствии с достигнутым соглашением, из бюджета Ленинградской области было выделено 80 млн руб. на развитие инфраструктуры пригородного железнодорожного транспорта. Этого хватило на реконструкцию 21 платформы. Еще 160 млн дала на те же цели железная дорога.

На поддержание существующих объектов тратятся серьезные средства. По мере преобразования вокзалов в коммерчески привлекательные объекты можно будет в некоторой степени переложить эти затраты на компанию-инвестора.

Мы намерены сфокусировать свое внимание на автомобильной составляющей. Планируется, что на всех вокзалах кассы и залы ожидания будут переданы ОАО «Леноблпассажир­автотранс». Управление вокзалами и – самое главное – единой программой электронной покупки билетов будет находиться в руках этой компании.

Наши предложения о совместных проектах с ОЖД остаются в силе, даже если железная дорога пока не готова к такой работе по всем объектам.

– А как будут решены земельные и градостроительные вопросы? Как будет отрабатываться стыковка железнодорожной и автодорожной инфраструктур?

– Если вы говорите о разногласиях, которые у нас раньше возникали с железной дорогой по поводу использования ее инфраструктуры, земли в полосе отвода, совместной эксплуатации того или иного объекта, то сейчас они регулируются.

В градостроительном смысле ситуация такова. Большинство глав районов и муниципальных образований уже выразили готовность к реализации подобных проектов либо на месте действующих автостанций, либо на участках, примыкающих к железной дороге. Что касается городской дорожной инфраструктуры, ее, несомненно, придется приводить в порядок.

Но главное, чтобы у области появилась отраслевая схема по развитию вокзальной инфраструктуры. Под нее подтянется все остальное. В некоторых городах нужен только автовокзал, в других нехватка коммерческих помещений такова, что инвестор понимает: можно строить целый комплекс, и он заполнится еще на стадии строительства.

– Для окупаемости такого проекта необходим хороший пассажиропоток. Какими инструментами пользуется Ленинградская область для прогнозирования транспортного спроса?

– Для прогнозирования пассажиропотоков на 2011 год Комитет по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области использовал данные информационно-вычислительного центра Октябрьской железной дороги, маркетинговые исследования ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания», данные социологических опросов Центра ППИ. Кроме того, проводилось обследование пассажиропотоков на автомобильном транспорте по государственному заказу.

Рост пассажиропотока на автомобильном транспорте сейчас наблюдается во всех населенных пунктах, через которые проходит железная дорога, и это связано с тем, что в начале года железнодорожники очень резко подняли тарифы на пригородные перевозки. Есть направления, на которых пассажиропоток увеличился в два раза.

При этом общего увеличения пассажиропотока между областью и Петербургом не наблюдается. Зато началась трудовая миграция внутри области. В разгар кризиса область стала намного более привлекательной для инвесторов, что видно по количеству заявок, подаваемых на МВК.

Наблюдается реальный интерес к моногородам, где много дешевой и доступной рабочей силы. Например, сейчас мы согласовываем проект по доставке рабочих на Тихвинский вагоностроительный завод. И этот фактор тоже будем учитывать в своих проектах.

По материалам журнала «Строительство и городское хозяйство»

Другие материалы по теме

X