жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Пограничные связи

Решение транспортных проблем Санкт-Петербургской агломерации упирается в межбюджетные отношения. В целом на проекты, которые обеспечат качественное развитие дорожной инфраструктуры двух регионов, требуется порядка 1,5 трлн рублей.

Большинство межрегиональных дорог, проходящих по территории Ленинградской области, морально и технически устарели: когда их строили, в основном высчитывали только транспортные потоки в многочисленные садоводства. Сегодня многие из них представляют собой чрезвычайно загруженные транзитные трассы. Ситуацию усугубляет массовое гражданское строительство в приграничных с Санкт-Петербургом территориях. По оценке правительства Ленобласти, к 2020 году население на административной границе регионов вырастет почти в два раза – до 1 млн человек. Только на территории Бугров, Мурино, Новодевяткино население увеличится в пять раз – с 27 до 134 тысяч человек. Как отмечает начальник отдела развития транспорта и транспортной инфраструктуры комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области Павел ПОСТОВАЛОВ, реконструкция автомобильных дорог не закроет проблем транспортного обслуживания населения территорий, прилегающих к Санкт-Петербургу. Это требует комплексного подхода, а также межбюджетного финансирования.

Кто виноват и что делать

Городские и областные чиновники продолжают обмениваться взаимными претензиями – кто виноват больше в нарастании транспортных проблем Санкт-Петербургской агломерации. Из того, что строится в области на границе с городом, две трети покупают жители Санкт-Петербурга, подсчитали в областном правительстве. Однако Смольный, по словам главного архитектора Ленинградской области Евгения ДОМРАЧЕВА, «на это закрывает глаза и всячески препятствует развитию транспортной инфраструктуры», в частности строительству продолжения Дальневосточного, Гражданского проспектов и других магистралей, мотивируя это тем, что город захлебнется от притока автотранспорта. «А кем он захлебнется? Своими же гражданами! Мы дождемся, когда люди начнут перекрывать улицы», – считает Домрачев.

Директор НИПЦ Генплана Юрий БАКЕЙ отметает предъявляемые обвинения. Город, по его словам, еще в 2012 году разработал программу развития транспортной инфраструктуры приграничной зоны. В нее, в частности, была включена КАД-2. По мнению городских стратегов, трасса второго кольца решит задачи обоих регионов на перспективу. Речь должна идти об изменении качества и количества незадействованной инфраструктуры в обоих регионах. Однако со стороны области город не встретил поддержки в таком подходе.

Несмотря на разногласия, оба региона пытаются объединить свои усилия в решении транспортных проблем агломерации. Между тем камнем преткновения является Бюджетный кодекс РФ, межбюджетные отношения, поскольку на сегодня один регион на территории другого свою копейку потратить не имеет право.

Тем не менее город разработал программу по развитию транспортных пересадочных узлов трех уровней. Узлы второго уровня на границе регионов призваны решить проблему новых точек роста, которые возникают в  области.

Санкт-Петербург и Ленинградская область создали координационные органы.

По словам Евгения Домрачева, рабочая группа координационного совета по развитию транспортной инфраструктуры проделала большую работу: выявила болевые точки, рассчитала предварительный объем необходимых финансовых средств для расшивки проблем. Сумма получилась астрономическая – 1,5 трлн рублей, примерно треть из которых требуется на мероприятия, которые позволят избежать социального взрыва, треть – на то, чтобы расшить экономические вопросы. Решать социальные и экономические проблемы планируется в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП).

«Основной вопрос – где взять деньги. Ни город, ни область такими ресурсами не обладают», – говорит Евгений Домрачев. Поэтому дело встало. Дальше «обоюдоострые» проблемы решаются точечно, но не системно, как это надо было бы делать. И надежды на ГЧП слабые. Директор Центра государственно-частного партнерства «Газпромбанка» Константин БАТУНИН скептически относится к вероятности создания ГЧП, поскольку сегодня довольно сложная макроэкономическая ситуация.

Есть еще один путь привлечения инвестиций, считает генеральный директор института территориального развития «Урбаника» Антон ФИНОГЕНОВ, – через мегапроекты федерального масштаба, подобные тем, что были реализованы во Владивостоке, Сочи, Казани, Москве. По его словам, Санкт-Петербург уже пытался создать свою заявку и эти попытки не оставляет.

Перспективы на пятилетку

Из Москвы транспортную проблему Санкт-Петербургской агломерации видят несколько иначе. Основная проблема развития агломерации заключается в недостаточном уровне координации исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области как между собой, так и с федеральным центром, считает заместитель министра транспорта Российской Федерации Николай АСАУЛ. Именно поэтому в городе на Неве была создана Дирекция по развитию транспортной системы города и области.

В 2014 году координационным советом двух регионов была разработана и принята Программа развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2020 года. Прорыв в решении проблем транспортной доступности новых зон развития Санкт-Петербургской агломерации, в частности, должен обеспечить легкорельсовый транспорт. В результате исследований рекомендовано 13 направлений создания линий ЛРТ. В Программу-2020 вошли четыре из них: от станции метрополитена «Парнас» до Сертолово, от станции метрополитена «Рыбацкое» до Колпино, от станции метрополитена «Ладожская» до Всеволожска и от станции метрополитена «Звездная» до аэропорта Пулково.

Разработана подпрограмма строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на пересечении маршрутной сети города и области, в которую вошло строительство шести ТПУ: «Девяткино», «Купчино», «Южный» (Шушары), «Юго-Восточная» (Кудрово), «Рыбацкое», «Парнас» и перехватывающих парковок на въездах в Санкт-Петербург. Завершается разработка концепции проекта ТПУ «Девяткино», в состав которого войдут: международный и междугородний автовокзал, станция метрополитена, железнодорожная станция, остановка наземного пассажирского транспорта и перехватывающая парковка, рекреационные пространства, зоны отдыха. Планируется, что инвестиционную привлекательность проекту обеспечат коммерческие площади торгово-развлекательного комплекса и бизнес-центров. Всего планируется построить 46 500 кв. м технологических площадей и 320 800 кв. м коммерческих.

Кроме того, сформирован перечень более 40 приоритетных проектов, из них выделено 14 первоочередных проектов строительства автодорожных путепроводов, которые должны быть введены в эксплуатацию к 2020 году: шесть на территории Санкт-Петербурга и восемь – на территории Ленинградской области. Разработчики программы рекомендуют при финансировании использовать схему ГЧП. На сегодня рассчитана финансовая модель строительства объектов, разработаны предложения по юридической модели.

Планы подкрепляются подписанием соглашений с потенциальными инвесторами.

В начале февраля 2015 года прошла встреча генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Кирилла ПОЛЯКОВА с вице-президентом Делового клуба ШОС, главой холдинга «Хуа Жэнь» Ван ЛИНАНЕМ. Предметом переговоров стала перспектива привлечения китайских инвестиций в транспортную сферу регионов. В качестве пилотных проектов для будущего партнерства выбраны транспортно-пересадочный узел «Девяткино», ЛРТ – ветки «Всеволожск – Ладожский вокзал» и «Сертолово – ст. м. Парнас», а также модернизация существующей пригородной железнодорожной сети.

Подписаны два соглашения. Первое – между Дирекцией и ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф. Э. Дзержинского». Стороны готовы организовать совместную рабочую группу по вопросам создания линий ЛРТ, а также взаимодействовать по вопросам оценки технической и юридической осуществимости и экономической целесообразности реализации проектов создания ЛРТ. «Уралвагонзавод» намерен рассмотреть возможность создания и эксплуатации новых моделей подвижного состава, применимого для эксплуатации создаваемых линий ЛРТ на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также возможность участия в проектах создания ЛРТ.

Второе соглашение подписано между АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», ОАО «Стройтрансгаз» и компанией UUSI MIINA Development LTD, дочерней компанией The Far East and Pacific Investments (с участием азиатских инвесторов). Компании заинтересовались строительством транспортно-пересадочных узлов, а именно пилотным проектом ТПУ «Девяткино», в который готовы вложить до 80% от общей стоимости проекта, который оценивается в 33 млрд рублей. В настоящее время Дирекция завершает разработку концепции этого проекта.

Кроме того, комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области совместно с АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» и компанией ЦДС приступили к разработке проекта строительства обхода Мурино и Нового Девяткино в створе Пискаревского проспекта с выходом на автомобильную дорогу Санкт-Петербург – Матокса. Возможно, в качестве координатора усилий застройщиков будет привлечен Союз строительных организаций Ленинградской области.

…Между тем генеральный директор компании «ЛабГрад» Михаил ПЕТРОВИЧ убежден – для того чтобы кардинально решить транспортную проблему, необходимо понять, что представляет собой городская агломерация как система в целом, как некий организм: «Ленинград – Санкт-Петербург отличался высокой технологической исследовательской культурой. То, что сегодня вписано в региональные нормативы градостроительного проектирования, не подкреплено исследованиями, это касается и транспортного раздела – я не понимаю, на что там опираются. Это волюнтаризм. Нам нужна новая модель города».

Ирина Кравцова

Другие материалы по теме

X