Актуальное

В стадии форматирования

В условиях упавшего курса рубля интерес компаний смещается в сторону вторичного предложения на рынке дорожно-строительной техники.

Сокращение объемов лизинговых сделок, начавшееся еще в прошлом году, не могло не затронуть сегмент дорожно-строительной техники. Как отмечает генеральный директор лизинговой компании CARCADE Алексей СМИРНОВ, по предварительным оценкам, в 2014 году объем нового бизнеса в сегменте лизинга дорожно-строительной техники сократился на 8–10% – до 65 млрд рублей. «Это говорит о снижении спроса со стороны лизингополучателей. Многие инвестпроекты, требующие привлечения дорожно-строительной техники, «заморожены», также снизились финансовые возможности компаний-лизингополучателей, – объясняет он. – Говорить о выраженных тенденциях спроса клиентов в этом сегменте не приходится, после повышения ключевой ставки Центробанка России и падения курса рубля рынок находится в стадии форматирования».

Предотвратить дефолт

Сужение спроса связано не только с падением объемов работы у заказчика, но и с ухудшением их финансового состояния. «Уменьшается количество заказов, снижается среднемесячная выручка компаний. Также есть тенденция к сокращению рентабельности деятельности, росту себестоимости и постоянных расходов в основном у компаний, содержащих большие парки техники», – перечисляет руководитель Северо-Западного дивизиона компании «Интерлизинг» Сергей ЖАРКОВ.

Пока острых проблем с обслуживанием лизинговых договоров со стороны предприятий из строительной сферы лизингодатели не фиксируют, однако не исключают такую вероятность в перспективе. «Скорее всего, финансовые показатели компаний-застройщиков могут ухудшиться по итогам формирования бухгалтерской отчетности за 1-й квартал текущего года и далее», – предполагает и. о. руководителя направления анализа и сопровождения компании «Балтийский лизинг» Ольга МИХАЙЛОВА.

Лизингодатели рекомендуют заемщикам своевременно сообщать о возможном наступлении проблем с выплатой долга, в этом случае они готовы пойти навстречу и перераспределить финансовую нагрузку. «Многие клиенты испытывают финансовые проблемы, что напрямую сказывается на платежной дисциплине по договорам лизинга. Повышение уровня дефолтности среди лизингополучателей – одна из самых острых проблем для лизинговых операторов, которые каждый по-своему пытаются ее решать, – говорит Алексей Смирнов. – В частности, наша компания готова предложить клиентам, испытывающим временные затруднения с оплатой ежемесячных платежей, пакет стабилизационных мер, включающий, например, перенос даты ежемесячного платежа или его уменьшение за счет удлинения сроков договора лизинга».

В связи с возросшими курсами доллара и евро строительные компании стараются перейти на более доступную технику. По словам Сергея Жаркова, появилась тенденция к увеличению спроса на отечественную продукцию. «Особенно отмечу возросший спрос на автотехнику КАМАЗ, но и отечественные производители повышают отпускные цены, например, тот же КАМАЗ на некоторые модели увеличил стоимость на 20%, – отмечает он. – Подорожание связано с ростом цен на комплектующие, которые как раз импортные».

Также наблюдается больший интерес к технике на вторичном рынке, где цено­образование гибче. «Мы отмечаем переориентацию многих клиентов с техники ведущих европейских производителей на корейские и китайские аналоги, – рассказывает Ольга Михайлова. – Активизировался рынок бывшей в употреблении импортной техники приемлемого качества и цены».

Госконтракт – не гарантия

Сложности с банковским финансированием и ухудшение экономики бизнеса логично подвигли лизингодателей ужесточить риск-менеджмент. При этом даже дорожное строительство, финансируемое из бюджетных средств, не избежало этой участи.

«Трудности с привлечением финансирования касаются всех отраслей экономики. Растут ставки привлечения заемных средств, увеличиваются авансы по сделкам, сокращаются сроки финансирования, – перечисляет Сергей Жарков. – Если рассматривать отдельно строительную технику, сложности возникают при финансировании сложных крупных проектов или по уникальной дорогостоящей технике. И такие проблемы в основном испытывают локальные лизинговые компании, у которых нет крупного стабильного партнера – финансирующего банка». Кроме того, из-за повышения ключевой ставки и значительного удорожания кредитных ресурсов, необходимых для фондирования лизинговых сделок, участники рынка повысили стоимость лизинга.

Компании из сферы дорожного строительства можно было бы отнести к более надежным клиентам, так как заказы финансируются в рамках госконтрактов. Однако лизингодатели и здесь видят ряд рисков. «Однозначно трактовать сниженный риск по дорожно-строительной технике невозможно. Есть несколько факторов, например, каков источник финансирования дорожно-строительных работ: федеральный бюджет либо это муниципальные контракты, – поясняет Ольга Михайлова. – Кроме того, как правило, дорожно-строительные компании по своей специфике вынуждены начинать строительство дорог за счет собственных либо привлеченных в банках средств».

В целом высокая зависимость от госфинансирования и низкая диверсификация заказчиков могут сыграть отрицательную роль, тем более что новых крупных инфраструктурных проектов в Санкт-Петербурге нет, добавляет Сергей Жарков.

«Также риски для лизингодателей заключаются в сезонном характере доходности бизнеса таких клиентов и сложностях с реализацией дорожной техники на вторичном рынке в случае ее изъятия», – резюмирует Алексей Смирнов.

Барометр экономики

На уровень востребованности финансовой аренды дорожно-строительной техники могут повлиять законодательные инициативы: Министерство промышленности и торговли подготовило проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в части установления предельных сроков эксплуатации». Возраст коммерческого транспорта предполагается ограничить 15 годами. Более старую технику необходимо будет заменить. По мнению Алексея Смирнова, принятие подобного закона оказало бы положительное воздействие на рынок лизинга коммерческого транспорта. Ведь уровень износа коммерческого автопарка в России очень высок: доля автомобилей, выпущенных до 2000 года (старше 15 лет), около 60%. «Нужно понимать, что закон носит рамочный характер, и на рынок лизинга комтранса большее влияние оказывают сугубо экономические факторы, – уточняет он. – Этот сегмент лизинга – своего рода барометр финансово-экономического состояния в стране. Роста нового бизнеса здесь можно ожидать в условиях выхода экономики из рецессии и реализации отложенного спроса».

По мнению лизингодателей, сценарий, при котором объем нового бизнеса в сегменте лизинга дорожно-строительной техники по итогам 2015 года вырастет, выглядит очень оптимистичным и маловероятным. «Скорее всего, объемы нового бизнеса в 2015 году снизятся в сравнении с показателями 2014 года. Насколько упадет этот сегмент – сейчас достаточно сложно спрогнозировать. На фоне снижения финансовых возможностей компаний-лизингополучателей на рынок окажут влияние такие глобальные факторы, как общая экономическая ситуация в стране, уровень инфляции, внешнеполитическая обстановка», – констатирует Алексей Смирнов. Он добавляет, что некоторая стабилизация наступит, скорее всего, во втором квартале, когда в преддверии сезона клиенты определятся с запросами, а лизинговые компании – с ценовой политикой.

Ольга Великанова

Похожие сообщения

X