Актуальное

Светлее и шире

Самый узкий и сложный для водителей отрезок трассы «Скандинавия» – от Белоострова до Огоньков – к 2019 году будет расширен. Средства на модернизацию других участков магистрали в бюджете пока не предусмотрены.

«Скандинавии», можно сказать, повезло. Разработанный правительством России антикризисный план предполагает снижение бюджетных расходов на 10%. Ведомствам поручено уточнить свои приоритеты в части расходования бюджетных средств. Как сообщила начальник финансово-экономического управления Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Ирина ЦВИГУН на итоговом заседании коллегии ведомства, финансирование проектов Росавтодора снизится в 2015 году почти на 60 млрд рублей. При этом самое значительное снижение, примерно на треть относительно прежних планов (почти на 37 млрд рублей), предполагается именно по направлению «строительство и реконструкция федеральных дорог». В связи с этим запуск некоторых дорожных проектов будет либо отложен на более позднее время, либо вовсе заморожен. Работы на «Скандинавии» успели начать до секвестра, и в 2019 году первый реконструируемый участок должен быть сдан.

В 2013 году Минтранс РФ поставил перед дорожным ведомством задачу удвоить объем строительства федеральных автомобильных дорог в 2013–2022 годы по сравнению с периодом 2003–2012, а также довести к 2018 году их протяженность, соответствующую нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, до 83,2% от общей протяженности. С учетом сокращения бюджетных поступлений чиновникам, отвечающим за дорожное строительство, для выполнения данной задачи (если она, конечно, не потеряет актуальности) придется рассчитывать не только на государственное финансирование, но и на частный капитал. В этой связи можно попробовать позаимствовать опыт других стран, например Китая, активно ведущего дорожное строительство в последнее время.

С двух до шести

Конкурс на реконструкцию первого участка трассы «Скандинавия» (А-181) от 47 до 65 км (от съезда с Западного скоростного диаметра до развязки в районе деревни Огоньки) состоялся в декабре 2014 года. Из двух претендентов победа досталась компании ВАД, в чьем резюме реконструкция Невского проспекта в 1998 году, строительство участков КАД, автодороги Санкт-Петербург – Сортавала, реконструкция мостов на трассе «Кола» и т. д. Сумма контракта по А-181 составила 11,2 млрд рублей, второй претендент, компания «Буер», запросила на 110 млн рублей больше. Срок выполнения работ – 58 месяцев, то есть полностью участок должен быть готов к октябрю 2019 года.

К этому сроку существующая дорога будет расширена в три раза, с двух до шести полос. План строительства предполагает, что на отрезке от 47 до 58 км новые полосы будут сооружены справа по ходу движения в сторону Выборга, а от 58 до 65 км – слева. Будут заново построены три путепровода – в районе пересечения «Скандинавии» с автодорогами Парголово – Огоньки, Сертолово – Комарово и Ушково – Стеклянный. Вместо существующего появится новый широкий мост через реку Сестра, пешеходный переход через трассу и скотопрогон. В планах строительства размещение двух площадок для отдыха водителей с пунктами весового контроля.

Примечательно, что существующая трасса построена всего чуть более 20 лет назад. Она возведена на замену старому Выборгскому шоссе, проходящему через ряд населенных пунктов, имеющему большие перепады высот и значительное количество крутых поворотов. «Скандинавия» короче той дороги более чем на 10 км и сооружена в обход населенных пунктов, пересечения с другими трассами выполнены в виде двухуровневых развязок. Поэтому, когда министр транспорта РФ Максим СОКОЛОВ на церемонии в честь начала реконструкции «Скандинавии» сказал, что эта трасса в начале 1990-х годов была одной из самых современных в России, он не лукавил. Будь она хотя бы четырехполосной, то ее можно и сейчас, пусть и с натяжкой, назвать современной.

Однако широкой «Скандинавию», достроенную в 1990-е, а спроектированную в 1980-е, делать не стали. Вряд ли в советское время кто-то мог предположить, что уже через несколько лет после ее запуска откроются границы и в Финляндию ежегодно будут отправляться до 12 млн россиян (максимальный показатель достигнут в 2012 году), а порты соседней страны на некоторое время станут основными транспортными воротами для грузов из Азии и Европы в Россию.

Параллельно увеличивалась и автомобилизация населения. Если в советское время на 1000 человек приходилось 30 машин, то в 2008-м их было уже 213, а в Санкт-Петербурге – 285.

«Существующая автомобильная дорога проектировалась по нормам второй технической категории, по одной полосе движения в каждую сторону и рассчитывалась на пропуск до 14 000 легковых автомобилей в сутки», – напомнил Александр МАРУКОВ, начальник отдела капитального строительства ФКУ «Севзапуправтодор», структуры, выполняющей функции государственного заказчика реконструкции. В 2010 году по участку от Белоострова до Огоньков средняя интенсивность движения составляла 15 640 автомобилей (легковых, грузовых, автобусов), или 30 970 приведенных (к легковым) единиц. То есть проектируемый норматив пять лет назад уже был превышен более чем вдвое.

По подсчетам проектировщиков реконструкции – компании «Дорпроект», к 2021 году году интенсивность движения составит 27 000 физических единиц, или 40 000 приведенных, а к 2031 году – 43 000 физических, или 59 000 приведенных. Из этих данных очевидно, что существующую дорогу давно нужно было как минимум расширить в два раза, а на перспективу количество полос следует довести до шести.

Где взять деньги

Участок «Скандинавии» от Огоньков до Выборга шире, хотя формально полос там также две. Однако это приводит к тому, что автомобилисты, особенно в летнее время, вместо двух полос едут по четырем (движение осуществляется за счет широких обочин). Это существенно повышает вероятность аварий. К тому же дорога не имеет разделительной линии и за редким исключением не освещена.

Предполагается, что после реконструкции вся «Скандинавия» на участке от Белоострова до Выборга будет шестиполосной. Ширина проезжей части составит 22,5 м, разделительной полосы 2,61 м, обочины по 3,75 м с каждой стороны. Наименьшее расстояние видимости для остановки составит 250 м, для встречного автомобиля – 450 м.

План реконструкции предполагает провести работы по пяти участкам: от границы Всеволожского района до деревни Огоньки, от д. Огоньки до п. Кирпичное, от п. Кирпичное до обхода Выборга, обход вокруг Выборга, от обхода Выборга до подъезда к границе с Финляндией. Дорога будет освещена и снабжена шумовыми экранами. За Выборгом она будет уже четырехполосной.

Однако пока с уверенностью можно говорить лишь о первом участке, строительство которого началось в январе 2015 года. К настоящему времени средств на строительство следующих отрезков в бюджете не предусмотрено. По этой причине не объявлен и конкурс на следующий участок. По словам Александра Марукова, конкурс может состояться «при условии включения участка в федеральную инвестиционную программу с обеспечением соответствующего финансирования». Этот участок будет длиной 35 км, от Огоньков до поселка Кирпичный.

Стоимость реконструкции всей трассы, по предварительным оценкам, составит около 100 млрд рублей. Очевидно, что в нынешней экономической ситуации, когда на реконструкцию и строительство всех федеральных трасс РФ в 2015 году выделяется 92 млрд рублей, добиться таких отчислений крайне затруднительно. Некоторое время назад обсуждался вариант организации платного проезда по «Скандинавии». Это возможно, трассы-дублеры у «Скандинавии» есть, справа по ходу в сторону госграницы старое Выборгское шоссе (трасса, проходящая через населенные пункты Первомайское, Красносельское, Стрельцово и т. д.), слева трасса A-125, идущая через Поляны и Каменку. Однако, чтобы эти дороги могли выступить дублерами, потребуются траты на их ремонт, да и местным жителям и многочисленным дачникам, через чьи поселки пойдут потоки транспортных средств, вряд ли понравится такая ситуация. К настоящему времени, как говорят в компании «Севзапуправтодор», идея платности «Скандинавии» не рассматривается.

Между тем рассмотреть варианты привлечения частного инвестора к строительству все же можно. Российское законодательство, с учетом последних изменений за период 2013–2015 годов, в принципе создает неплохие правовые предпосылки для стимулирования притока частного/заемного капитала в реализацию инфраструктурных проектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) путем заключения концессионных соглашений, отмечает партнер, руководитель российской практики в области ГЧП компании Dentons Карина ЧИЧКАНОВА. Например, применительно к концессионным соглашениям предусмотрены механизмы защиты прав концессионера на случай существенных изменений обстоятельств, включая обязанность концедента принимать меры по обеспечению окупаемости инвестиций концессионера в случае ухудшения положения концессионера в результате изменений законодательства.

По словам Карины Чичкановой, концессии привлекательны еще и потому, что одной из форм привлечения финансирования для реализации проектов является выпуск облигаций, а применительно к концессиям предусмотрены льготные условия включения в котировальные списки облигаций эмитента-концессионера. Изменения в Федеральный закон о рынке ценных бумаг от 2013 года, которыми, например, предусмотрена возможность создания специализированных обществ проектного финансирования и урегулированы вопросы, связанные с защитой интересов облигационеров (институт представителя облигационеров), способны повысить интерес к данной форме финансирования. Аналогично в качестве позитивной предпосылки для применения облигационного финансирования следует рассматривать и общие изменения в ГК РФ, например, в положении о залоге, допускающие залог банковского счета – дополнительный механизм обеспечения исполнения обязательств концессионеров-эмитентов облигаций, отмечает эксперт.

Как в Китае

Российские власти начали применять механизм ГЧП в начале нулевых годов. На таких условиях строится Западный скоростной диаметр в Петербурге, возводится автомобильная трасса Петербург – Москва. Между тем состояние российских дорог требует активного использования всех возможных вариантов финансирования. Сейчас практически все федеральные трассы, проходящие по территории Ленинградской области, перегружены, автотрафик, идущий по ним, в несколько раз превышает нормативы, по которым эти дороги строились. Одну сплошную пробку представляет из себя, особенно летом в выходные дни, дорога Санкт-Петербург – Псков, не лучше ситуация на трассах «Кола» и «Нарва». Неразвитая инфраструктура – серьезный тормоз для развития бизнеса, ограничение для экономического роста. В этой связи интересен опыт Китая, где дорожное строительство идет очень высокими темпами.

Как рассказал партнер Dentons в КНР Алекс ВОНГ, традиционно финансирование дорожного строительства в Китае в значительной степени зависело от государственных займов и доходов от земельных аукционов, проводимых органами местной власти. Центральное правительство предоставляло финансирование нескольким ключевым скоростным автомагистралям национального значения, которое составляло всего лишь небольшую долю финансирования дорожного строительства. Большая часть государственных расходов (65–90% от капитальных расходов) шла из бюджетов провинций (через земельные аукционы и т. д.) и, в частности, долговых обязательств местных властей (например, выпуск облигаций и банковское кредитование, обеспеченное гарантиями органами местной власти).

В отличие от модели государственного финансирования частные инвестиции составляют относительно небольшую часть финансирования дорожного строительства в Китае, говорит Алекс Вонг. Однако, учитывая давление на государственные бюджеты (около $6,75 трлн инвестиций в строительство инфраструктуры ожидается в течение ближайших семи лет) и, в частности, риски неплатежеспособности в связи с долговыми обязательствами местных властей, центральное правительство Китая постепенно меняет свое отношение к ГЧП-модели.

В декабре 2014 года Национальная комиссия по развитию и реформам Китая выпустила Руководство по реализации государственно-частного партнерства. Буквально сразу министерство финансов представило 30 проектов на общую сумму около $29,32 млрд для возможных частных инвестиций в рамках программы ГЧП и объявило о создании центра ГЧП. Невероятная для России скорость принятия решений государственными органами.

По словам Вонга, одним из ключевых вопросов применения ГЧП-модели в Китае является распределение рисков между государственным и частным секторами. В прошлом общественный сектор (то есть государство) брал на себя большие риски, связанные с ГЧП-проектами: риск заключения контракта на выполнение работ, риск обеспечения того, что подрядчик завершит проект вовремя, риск неплатежеспособности подрядчика и его отказа от проекта. Даже тогда, когда подрядчик завершал проект и передавал его правительству, правительство должно было взять на себя задачу по управлению и содержанию, будь то больницы, школы или дороги.

Современная ГЧП-модель предусматривает более эффективное распределение рисков между государственным и частным секторами в целях предотвращения взятия на себя правительством всех рисков. Например, Общие принципы договора о государственно-частном партнерстве (которые являются приложением к вышеназванному руководству по реализации государственно-частного партнерства) предусматривают, что ГЧП-проекты должны быть основаны на принципах сотрудничества на равноправной основе, взаимной выгоды, законности.

Однако до широкого применения схем ГЧП еще по-прежнему далеко, не исключено, что китайская бюрократия с ее скоростью принятия решений быстрее достигнет успехов в этом направлении. По словам Карины Чичкановой, в России по-прежнему остается открытым вопрос о законодательном регулировании соглашений о ГЧП, предполагающих иное, по сравнению с концессионным соглашением, распределение прав и обязанностей частного и публичного партнера. Проект Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все еще находится на рассмотрении Госдумы РФ во втором чтении. По мнению Карины Чичкановой, существенного роста таких форм реализации проектов сложно ожидать и по ряду других причин. Поэтому, резюмирует эксперт, не исключено, что в краткосрочной перспективе механизм госконтракта (госзаказа) будет более распространен и востребован на практике, чем механизмы ГЧП со всеми их неоспоримыми преимуществами, такими как привлечение к реализации проектов наиболее профессиональных партнеров, снижение единовременной нагрузки на бюджет, адекватное распределение рисков и т. д.

По всем направлениям

Вопрос поиска финансирования – ключевой в дорожном строительстве. Для его решения необходимы реформы и в других сферах экономики, прежде всего в финансовой. Требуется широкое предоставление гарантий возврата инвестиций и обеспечения прав собственности. Да и заманить сейчас в Россию крупный западный инвестфонд – задача малореализуемая. Остается надеяться на возможности российского бюджета, которые, увы, довольно ограничены. В этом году помимо работ на «Скандинавии» «Севзапуправтодор», в чьем ведении находятся федеральные дороги региона, планирует ввести в эксплуатацию новый мост через Волхов на трассе «Кола», затем есть планы заняться ликвидацией опасного поворота на 51 километре этой трассы. В настоящее время проектные работы по этому участку завершены, плавное слияние двух ранее построенных направлений планируется обеспечить до 2016 года. В дальнейшем реконструкцию запланировано продолжить на участке с 51 по 68 км.

В этом году продолжатся работы на подъезде к порту Усть-Луга (проект находится на особом контроле Минтранса), а также на дороге А-121 «Сортавала», где реконструкция участка с 131 по 153 км позволит ликвидировать пятикилометровый разрыв между Приозерском и границей с Карелией.

Некоторые из проектов уже отложены. На днях было объявлено, что как минимум на год сдвигается начало реконструкции КАД, предполагающее расширение с четырех до шести полос участка этой дороги от Горской до Выборгского шоссе. Средств на текущий год хватит только на проведение земле-устроительных работ и вынос коммуникаций. Приостановлен и ряд проектов в области дорожного хозяйства в Санкт-Петербурге.

Владимир Васильев, Татьяна Вильде

Похожие сообщения

X