жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Предварительные итоги. Мнения экспертов о путях становления энергоаудита в России

С началом реализации федерального закона № 261 «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности…» большинство участников этого процесса осознали, что движение к снижению энергозатрат не марш-бросок, а долгий и затратный путь. Энергоаудит, как первый шаг в начале этого пути, только подтверждает сказанное.

Понятие «энергетическое обследование» подразумевает сбор и обработку информации по использованию энергоресурсов, чтобы получить достоверную информацию об объеме потребляемых ресурсов, возможностях их сбережения и показателях энергоэффективности.

Ключевое слово здесь – достоверность. Чтобы двигаться дальше, необходимо с требуемой точностью оценить стартовые условия, то есть провести обследование объекта, получить правдивое представление о фактическом потреблении ресурсов, оформить и зарегистрировать паспорт, составить программу энергосберегающих мероприятий, предварительно оценив сроки и параметры достижимых результатов.

Поскольку проблема снижения энергоемкости российской экономики приобрела статус государственного приоритета, энергопаспорт становится главной отправной точкой: сведения из него будут обязательно учтены в государственной информационной системе в области энергосбережения.

Тем не менее до завершения преду­смотренного законом срока обязательного энергетического аудита остается меньше года, количество законченных обследований далеко от намеченного, а качество оставляет желать лучшего. В чем причины?

Итог первый.

Масштабы contra Возможности

Закон об энергосбережении открыл огромный рынок для компаний, занимающихся энергоаудитом и продажей оборудования для его проведения: обязательному энергетическому обследованию теперь подлежат органы государственной и муниципальной власти, все бюджетные организации, генерирующие и транспортирующие предприятия, крупные энергопотребители и другие категории пользователей.

Впервые предполагается, что уже к 2012 году любое здание многоквартирного жилого фонда будет снабжено энергетическим паспортом, который придется подтверждать каждые пять лет. Та же процедура касается многочисленных предприятий с совокупными затратами на потребление энергоресурсов от 10 млн рублей в год – при существующих тарифах это расходы среднего производства с мощностью 300–500 кВт.

По оценкам специалистов, пройти первый аудит и зарегистрировать энергопаспорт обязаны около 1,1 млн предприятий и организаций. Пока в Минэнерго РФ сдано всего несколько тысяч паспортов, из которых только каждый десятый прошел проверку и регистрацию.

– У среднего промышленного предприятия полноценное инструментальное энергообследование с составлением паспорта и программы энергосберегающих мероприятий занимает год-полтора, а полная реализация этой программы займет еще 5–10 лет, – поясняет затянувшиеся сроки Евгений КУЗНЕЦОВ, зав. кафедрой «Энергосбыт, надзор и энерго­сберегающие технологии» ПЭИПК. – Вот на что надо рассчитывать, если мы хотим заниматься энергосбережением всерьез.

По словам директора СРО «ИС-проект» и технического директора СРО НП «ИС-аудит» Романа КРУМЕРА, энергоаудиторские организации, начав обследования, столкнулись с массой проблем, которые требуют оперативных решений. Основная из них – кадровая. До 2009 года из числа аудиторов только члены Ассоциации рационального использования ресурсов «МАЭН» проходили сертификацию, – таких было меньше 200 на всю страну.

К началу 2012 года количество СРО в области энергообследования выросло до 134 организаций в 42 регионах России. Количество энергоаудиторских компаний составило более 5000, но организаций, способных работать на высоком профессиональном уровне, среди них, по разным оценкам, не более 10%. Вместе с тем, учитывая объемы энергоаудита, на каждую компанию-аудитора приходится более 200 обязательных обследований, которые по закону надо завершить до конца 2012 года.

В погоне не столько за качеством, сколько за количеством некоторые из аудиторов прибегают к ценовому демпингу, благо федеральные нормативы, регламентирующие стоимость подобных услуг, отсутствуют. Цена определяется по результатам запроса котировок и аукционов, а в случае стоимости работ до 100 000 руб­лей – по соглашению сторон. В некоторых отраслях промышленности и в отдельных регионах специалисты разработали свои прейскуранты работ в области энергоаудита. Однако из-за различия подходов между ними есть серьезные расхождения.

Как отмечают специалисты Проекта ПРООН/ГЭФ «Эффективность зданий на Северо-Западе», тендеры на энергетическое обследование в Ямало-Ненецком АО в среднем стартуют с цены, в 15 раз большей, чем в Краснодарском крае или Тюмени.

– Начальные цены на проведение энергетического обследования в ходе торгов могут упасть на порядок, – рассказывает советник директора СРО НП «БалтЭнергоЭффект» Александр ЖУРАВЛЕВ. – Есть компании, которые пытаются за 10 000–15 000 рублей провести полноценный аудит. Понятно, что это будет никому ненужная отписка. В Москве стоимость аудита бюджетных учреждений достигает 200 000–400 000 рублей, а в регионах составляет меньше 100 000 рублей.

При этом аудитор фактически не несет личной ответственности за выданные рекомендации. Возмещение прямого ущерба планируется из компенсационного фонда СРО, а также за счет страховой компании в случае ущерба третьим лицам. Заказчик вынужден рассчитывать на добросовестность саморегулируемой организации, выдавшей членское удостоверение аудиторской компании, и на экспертную комиссию СРО, которая проведет экспертизу и регистрацию паспорта перед отправкой в Минэнерго.

Итог второй.

Законы придется доработать

Вопрос о переносе сроков обязательного обследования сегодня обсуждается среди аудиторов как необходимая мера. Еще в январе 2012 года в рамках круглого стола Комитета Госдумы по энергетике директор Департамента энергоэффективности, модернизации и развития ТЭК Минэнерго РФ отметил необходимость установления «достижимых сроков» для проведения энергоаудита.

В марте Клуб энергоаудиторов СЗФО направил в адрес главы Минэнерго письмо, в котором обосновал целесообразность переноса сроков проведения первого энергетического обследования до 31 декабря 2014 года, то есть на два года.

Надо отметить, что это далеко не первые поправки к закону об энергосбережении, связанные с конкретными сроками его реализации.

Например, дата обязательной маркировки класса энергетической эффективности бытовой техники и пассажирских лифтов перенесена с 1 декабря 2012 года на 1 января 2014-го из-за отсутствия стандартов маркировки и методик измерения энергоэффективности этих видов техники. Кроме того, из перечня подлежащих маркировке товаров исключена группа копировальных аппаратов, и это означает, что стандарты на них разрабатываться вообще не будут.

Сроки повсеместной установки узлов учета (а вместе с ними и переход к тарифному регулированию на основании данных коммерческого учета ресурсов вместо нормативов) продлены на полгода, до середины 2012 года. При этом, к примеру, в Санкт-Петербурге новое постановление, которое регламентирует оплату по факту потребления, планируется ввести только в сентябре.

Практически с начала регистрации первых СРО в области энергоаудита поднимается вопрос о введении дифференцированных требований к выполнению обследования вплоть до замены энергоаудита энергетической декларацией. Такие правила, по мнению специалистов, следует установить в зависимости от категории объекта и объема потребления энергоресурсов. Не исключено также, что для жилищного фонда в перспективе будет достаточно экспресс-аудита без инструментального обследования, а повторное обследование начнут проводить реже, чем раз в пять лет. Но все эти предложения со стороны Минэнерго и СРО по энергоаудиту требуют внесения соответствующих поправок в законодательство об энергосбережении.

Назрела необходимость в изменении нормативных актов, напрямую касающихся саморегулирования в области энергоаудита. Минэнерго РФ разрабатывает поправки в 261-ФЗ, связанные с усилением контроля над энергоаудиторами, ужесточением аттестационных и квалификационных требований, формированием федеральных стандартов работ и правил профессиональной деятельности.

В ряде случаев отраслевые нормативы мало согласуются, а иногда противоречат положениям закона об энергосбережении. Так, в статье 13 говорится об обязательности учета ресурсов и применении приборов учета при осуществлении расчетов за энергоресурсы.

– В отличие от общедомовых узлов учета, приборов учета тепловой энергии в квартирах ставится очень мало, – отмечает вице-президент НП «АВОК» Александр КОЛУБКОВ. – Но нужны ли они с существующими на сегодня параметрами погрешности этих приборов? При их высокой стоимости для квартир площадью меньше 100 кв. м они малоэффективны. Правда, появились дома, где установлены распределители тепла, но к ним необходим проект учета тепла и программирование их для работы в системе диспетчеризации. Иначе в спорных случаях нельзя будет разобраться, как сведения прибора превратились в сумму оплаты за теплоэнергию в каждой квитанции. Не проще ли по-прежнему делить между собственниками потребляемую тепловую энергию исходя из количества квадратных метров?

Есть разночтения и по определению класса энергетической эффективности многоквартирного дома. Согласно статье 12, этот показатель определяется органом Госстройнадзора для построенных, реконструированных и прошедших капитальный ремонт зданий и указывается в заключении о соответствии дома требованиям энергоэффективности. При этом правила определения классов энергоэффективности многоквартирных домов законодательно уже закреплены Приказом Минрегиона РФ № 161 от 8 апреля 2011 года, а требования энергоэффективности зданий, прописанные в Приказе № 224 от 17 мая 2011 года, еще не вступили в силу. А между тем именно в этом документе приведены важнейшие для строительного комплекса базовые значения нормируемого сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций для зданий и помещений разного назначения, а именно: стен, покрытий и перекрытий над проездами и эркерами, чердачных перекрытий, окон, балконных дверей.

– Получается, что в приказе указаны одни классы энергоэффективности, в актуализированном СНиП по теплозащите зданий приводятся другие, а в приложении к проектной документации по удельным показателям энергосбережения планируется еще один вариант. Проектировщики могут оказаться на распутье: по каким формам им составлять паспорт на здание? – прокомментировал ситуацию с обязательной паспортизацией зданий Александр Журавлев.

Итог третий.

Энергия не сберегается бесплатно

Опыт европейских стран показывает, что традиции энергосбережения и широкое распространение энергетического менеджмента не отменяют государственного стимулирования энергосберегающих мероприятий.

Так, в Финляндии промышленные предприятия, подписавшие Соглашение об энергоэффективности на 2008–2016 годы, могут рассчитывать на субсидии со стороны государства для проведения энергоаудита в размере 40% от стоимости услуг аудиторской компании. Для малых и средних предприятий (численностью до 250 человек, годовым товарооборотом до 50 млн евро или балансовой стоимостью до 43 млн евро) субсидии достигают 50%. В Соглашении участвуют около 70% промышленных предприятий, большинство которых относится к энергоемким отраслям экономики.

В ряде государств введены налоговые льготы для организаций, внедряющих энергоэффективное оборудование, действуют «зеленые тарифы» для владельцев источников альтернативной энергетики, применяются и другие методы, стимулирующие ресурсосбережение.

Отечественные энергоаудиторы уверены, что одна из проблем запуска программ сбережения на основе энергетических обследований кроется в недостаточно проработанном и четком финансовом механизме реализации таких проектов.

Надо отметить, что при разработке закона об энергосбережении был использован зарубежный опыт стимулирования потребителей, в том числе для формирования статьи 24, где говорится о праве бюджетных организаций использовать полученную в течение пяти лет экономию от реализации энергосберегающих проектов по своему усмотрению. То есть, к примеру, на закупку нового энергоэффективного оборудования, на премии для работников и тому подобное.

На деле эти законодательные требования еще нигде не были реализованы, уверяют энергоаудиторы. Также не работает механизм расчета бюджетной организации по энергосервисному контракту за счет средств, сэкономленных на энергоресурсах, – никто не знает, каким образом это можно реализовать на практике. Скорее всего, сэкономленные сверх норматива средства уйдут в бюджет, а на следующий год из него будет выделено меньше средств.

Требует конкретизации и предусмотренное статьей 27 положение о государственной поддержке инвестиционной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Поддержка может осуществляться, в частности, с применением мер стимулирующего характера, предусмотренного законодательством о налогах и сборах, путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам и тому подобное. Для предприятий, где мероприятия по энергосбережению подразумевают серьезные инвестиции, такие льготы могли бы оказаться решающими при запуске программы энергосбережения.

Госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года», принятая на основе распоряжения Правительства РФ 2446-р от 27 декабря 2010 года, также содержит ряд положений о стимулировании энергосберегающей деятельности. Они касаются софинансирования региональных программ в области энергосбережения, предоставления государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов, поддержки типовых проектов энергосбережения и повышения энергоэффективности в рамках региональных программ и другого.

Проблема состоит в том, что на реализацию программы до 2020 года по различным направлениям планируется выделить 70 млрд рублей из федерального бюджета, 625 млрд рублей из бюджетов субъектов РФ и привлечь 8837 млрд рублей из внебюджетных источников. Планируемый объем госгарантий по кредитам на реализацию программ энергосбережения составляет 303 млрд рублей. Получается, что более 90% средств на финансирование программ по энергосбережению, в соответствии с распоряжением Правительства РФ, планируется привлечь из внебюджетных источников, которые еще необходимо найти.

Татьяна Рейтер

Другие материалы по теме

X