жк днепропетровская 37 евротрешка

Строим Добро

Иного пути нет (ООО «Системы энергоэкологической безопасности»)

Недавняя авария на Саяно-Шушенской ГЭС убедительно доказала, что созданная в советское время энергетическая инфраструктура неукоснительно стареет. Насколько эффективен в связи с этим новый закон об энергосбережении?

Всем известно о потенциале снижения нагрузки на энергосистему на основе повсеместного повышения эффективности энергоиспользования. В полной мере это было отражено в ФЗ-28 «Об энергосбережении», принятом в 1996 году. Однако прошло без малого полтора десятилетия, и оказалось, что воз и ныне там. В конце 2009 года был принят новый, так долго ожидавшийся общественностью, Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…»

Едва ли найдется специалист, который сказал бы, что согласен если не со всем, то хотя бы с большей частью того, что написано в этом законе. Тем не менее благодаря ему в нашу жизнь прочно вошли сотни новых понятий. Например, обязательное энергетическое обследование предприятий, перечень объектов, подлежащих обследованию, требования к энергоаудиторским фирмам, система штрафов и т. д. Энергетическое обследование является одним из инструментов успешной реализации ФЗ-261. Почему же так много вопросов возникает вокруг, казалось бы, понятного закона?

В настоящее время мы видим пять основных проблем в практике проведения энергоаудита:



• трудность выбора энергоаудитора, в том числе при проведении конкурсов, аукционов и т. д.;

• «неидеальность» заказчика;

• бумаготворчество в энергетических паспортах;

• отсутствие единой методики проведения энергетических обследований;

• недостаточность государственного контроля в вопросе повышения энергоэффективности и решения задачи снижения энергоемкости экономики на 40% к 2020 году (согласно Указу Президента РФ от 4 июня 2008 года № 889).

При этом надо отметить, что результаты качественно выполненного энергоаудита становятся неотъемлемой частью энергетической политики предприятия на перспективу, выражающейся как во внедрении современных технических проектов, так и в решениях, направленных на совершенствование системы энергетического менеджмента.

При качественном энергоаудите заказчик получает наглядное экспертное заключение по основным энергетическим параметрам предприятия. Это заключение, представленное в виде отчетных документов и протоколов, должно отражать:

• состояние энергосистем предприятия, уровень износа и аварийности энергетического оборудования;

• характеристику тенденции потребления ТЭР;

• выявленные факторы снижения эффективности использования ТЭР;

• независимую оценку системы нормативной документации, действующей на предприятии;

• расчет энергетических балансов и потенциала энергосбережения;

• варианты повышения энергетической эффективности.

Важным критерием качественного энергоаудита является не только разработка энергосберегающих мероприятий, но и обоснование приоритетов их реализации с учетом времени начала возможного внедрения.

Федеральный закон № 261-ФЗ создает условия для повышения энергетической эффективности товаров, рационального использования энергетических ресурсов в зданиях, строениях и сооружениях, в жилищном фонде, государственных и муниципальных учреждениях и при размещении государственного и муниципального заказа. И хотя практика применения этого закона выявила в нем определенные недостатки, его в полной мере можно назвать прорывным.

Однако для повышения эффективности законодательной и нормативной базы необходимо внести принципиальные дополнения и изменения в закон и подзаконные акты. В частности, следует сделать акцент на управлении энергоэффективностью и в конечном итоге – на мотивации и стимулировании энергосбережения.

Программа энергосбережения – это программа и энергетического развития, и экологической безопасности. Ожидаемые результаты состоят в получении реального эффекта от внедрения эффективных энергоэкологических технологий (оптимизация энергопотребления, снижение затрат на энергоресурсы, сокращение выбросов СО2). Конкретные подходы к повышению энергоэффективности в значительной мере определяются спецификой объектов и бизнеса – это может быть и совершенствование технологий, и энергетический менеджмент, и формирование соответствующей модели поведения персонала.

Следует отметить, что сегодня мы находимся лишь в начальной стадии процесса энергосбережения и повышения энергоэффективности, но иного пути нет.

Н. Н. Дзекцер,

генеральный директор ООО «СЭЭБ», к. т. н., ученый секретарь секции «Энергетика» НТС при Губернаторе СПб

А. В. Сотникова,

начальник отдела ООО «СЭЭБ»

logo_21.jpeg

ООО «Системы энергоэкологической безопасности»

191119, СПб., Днепропетровская ул.,

д. 31–33, оф. 208–214

Тел.: (812) 572-3222, 764-5366,

тел./факс 572-3223

E-mail: [email protected], [email protected]

www.seeb.spb.ru

Другие материалы по теме

X