Переход с расточительной системы теплоснабжения на энергоэффективную жизненно необходим Санкт-Петербургу.
По оценке экспертов, мегаполису ежегодно навязывается от 10% до 20% «лишнего» газа годовых лимитов. Однако Смольный пока не предпринимает радикальных шагов к изменению сложившейся ситуации.
О необходимости реформирования теплоэнергетического комплекса корреспондент журнала «Энергосбережение» беседует с экспертом отдела инженерного обеспечения зданий и сооружений СПбГАУ «Центр государственной экспертизы» к.т.н. Борисом БУЛИНЫМ.
– Борис Васильевич, в чем необходимость преобразования ТЭК?
– Мы живем в холодном климате. Поэтому нам совершенно необходимо эффективное теплоснабжение.
Тем не менее сегодня Петербург не готов сделать радикальные шаги по повышению энергоэффективности систем теплоснабжения и снижению потребления природного газа – в планы развития мегаполиса на ближайшее десятилетие заложен рост потребления углеводородов. В то же время во всех европейских странах в программы экономического планирования городов в абсолютных величинах закладывается снижение потребления топлива.
– Каким образом можно улучшить действующую систему теплоснабжения Петербурга?
– Существуют два пути. Первый – это переход отопительных котельных на расчет за газ по факту потребления, второй – повышение эффективности собственно системы теплоснабжения.
Существующая система расчетов за потребленное топливо является неэффективной. Она не только не способствует внедрению энергосберегающих технологий, но и сдерживает его. Еще на этапе проектирования на каждую котельную закладывается фиксированный годовой расход топлива, согласно которому с Газпромом и заключается договор на поставку энергоресурса. За экономию газа, по условиям контракта, полагается… штраф. Таким образом, никакого стимула к бережливости у владельцев котельных нет.
– Что делают котельные с излишками газа?
– В теплую погоду котельные работают на повышенной мощности, сжигая столько топлива, словно на дворе трескучие морозы.
Распространен и более варварский вариант, когда излишки сбрасываются в воздух через продувочные свечи котельных. Пока действуют штрафные санкции Газпрома за недоиспользованный газ, разбазаривание топлива не прекратится, и о какой экономии и ресурсосбережении, о каких инновациях, энергосберегающих технологиях может идти речь?!
– Сколько газа ежегодно Петербург сбрасывает в атмосферу?
– Объемы излишков газа в масштабах города в зависимости от колебания зимних температур можно оценивать в 10–20% годовых поставок. Можно себе представить, какие цифры по всей России. А учитывая экологический ущерб от сброса газа в атмосферу и создаваемый парниковый эффект, потери колоссальны. Такое отношение хозяйственников можно назвать безнравственным.
Новое законодательство в области энергосбережения требует перейти от расчетов за энергоресурс с договорных лимитов на фактическое потребление. А также сформулировать предложения по стимулированию заинтересованности в экономии природного газа.
– Что можно сказать по поводу второго пути повышения энергоэффективности системы теплоснабжения?
– Тут примером для нас могут служить европейские страны, которые экономят практически на всем. Создается специальное котельное оборудование, так называемые конденсационные котлы, а также технологии, КПД которых достигает 100% и выше (в перерасчете на низшую теплоту сжигания газа).
В Россию поставляются котлы напольного исполнения с КПД 90–92%, давно уже не применяемые на Западе. Такие котлы, например, в Англии и ряде европейских государств вообще запрещены к применению.
Еще одна проблема – это наружные сети, которые являются самым слабым и опасным звеном теплосистемы в плане аварийности и больших потерь.
Но главная сдерживающая сила в развитии систем теплоснабжения – это доставшийся нам с советских времен высокотемпературный график. В зданиях, согласно принятым нормативам, установлена подача воды по прямому трубопроводу с температурой 95°С, а обратной воды – 70°С.
Сейчас на российский рынок поставляются настенные котлы большой мощности, но с ограниченными температурами нагрева воды. На Западе, а теперь и у нас в стране, производятся пластиковые трубы для внутридомовых систем теплоснабжения с температурами длительного применения до 80°С.
Однако эти новшества, которые можно назвать технологическим прорывом, неприменимы у нас в должной мере именно из-за температурного графика систем отопления и вентиляции зданий. Высокотемпературный график исключает возможность использования пластиковых труб для внутридомовых сетей, а также конденсационных настенных котлов с каскадным режимом работы (мировые производители ориентируются на максимальную рабочую температуру в 80–90°С). Придерживаясь температурного графика для систем отопления и вентиляции в 95/70°С, мы, по сути, оказываемся отброшенными в каменный век. Низкотемпературные графики 80/60–65/50°С и др., на которые давно перешли за рубежом, несут в себе огромный потенциал энергосбережения.
– И какой выход?
– Первое – это разработать и принять новые договорные отношения между Газпромом и котельными, регламентирующие порядок расчета по фактически потребленному природному газу за прошедший год и отмену штрафных санкций. Второе – перейти на низкотемпературные графики для новых зданий и домов после капитального ремонта.
В котельных и ИТП зданий следует рекомендовать использование современного оборудования, а в системах отопления – радиаторных терморегуляторов. В зданиях с крышными котельными должны устанавливаться настенные котлы вместо напольных. Применение низкоэффективных напольных котлов, применение двухконтурных тепловых схем теплоснабжения (не говоря уже о трехконтурных) и ЦТП должно рассматриваться как исключение, при веских, в том числе технико-экономических, обоснованиях.
Кроме того, необходимо проводить максимальную децентрализацию теплоснабжения от крупных котельных. Это позволит уменьшить протяженность наружных тепловых сетей.
Беседовала Нонна Цай