жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Компании сами потребуют контроля от СРО

– Александр Иванович, оцените первые достижения на пути к саморегулированию.

– Появилась определенность со структурой СРО. С самого начала было понятно, что единой саморегулируемой организации не будет – ни в рамках государства, ни в рамках регионов и территорий. Поэтому еще прошлой зимой строительные объединения и организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, образовав на своей базе Союз СРО для реализации Федерального закона № 148-ФЗ. Необходима была структура, которая вела бы учет СРО, координировала разработку стандартов СРО, требований к членству и т. д. Сегодня такая структура в Петербурге есть.

Что касается практики, то сейчас в Петербурге около 20 СРО, находящихся на разной стадии регистрации. И примерно столько же НП, претендующих на эту роль и занятых подготовкой документов.

– Между тем время действия лицензий истекает, а компании вступают в СРО не слишком интенсивно.

– Я как представитель государственного заказчика, а город сегодня – крупнейший заказчик в области гражданского строительства, могу ответственно сказать: при распределении госзаказов в 2010 г. мы не позволим участвовать в конкурсе организациям, не имеющим допуска к ведению работ. Проверка будет обязательной. И мне хотелось бы, чтобы все работодатели, заказчики оказались столь же требовательными.

Более того, госзаказчику важно понимать, каких профессиональных стандартов придерживается та или иная СРО в качестве основы для выдачи допусков своим компаниям.

Конечно, перед тем как переводить строительную отрасль на саморегулирование, государству стоило бы разработать и принять технические регламенты. Но их нет. В этой ситуации самый разумный путь для СРО – добровольно принимать на себя профессиональные стандарты, определяемые ГОСТами, СНиПами, ТСН.

– Сегодня проектировщики нередко жалуются на то, что устаревшая нормативная база не позволяет внедрять современные западные технологии и отечественные инновационные разработки. И надеются, что участие СРО в разработке новых стандартов качества поможет эту проблему решить. Не получится ли так, что, оберегая свои компенсационные фонды от взысканий, СРО еще крепче станут держаться за устаревшие, но проверенные временем СНиПы?

– Я не считаю, что советская нормативная база препятствует внедрению новых технологий. Она никогда не диктовала строителям необходимость применять конкретные виды материалов. Наоборот, я считаю, что она дает возможность вести эффективное проектирование.

СНиПы требуют выполнения вполне определенных прочностных характеристик при строительстве зданий. Какие именно технологии или материалы будут выбраны для их достижения – дело заказчика и проектировщика.

Недавно в президентском послании Дмитрий Анатольевич МЕДВЕДЕВ поднял тему градостроительных регламентов, и мне понравилась его позиция. Еще 6–8 лет назад, когда речь зашла о разработке новых технических регламентов, я пытался доказать: нет смысла заново изобретать давно известные вещи. С точки зрения строительной физики, механики – что может быть придумано нового? Все давно отработано.

Давайте возьмем какую-либо готовую модель. Можно взять европейский стандарт, перевести их нормативы на нашу почву и не мучиться. В этом вопросе европейское сообщество идет по правильному пути: унифицируют стандарты и делают их обязательными для всех.

В результате профессионалы из разных стран сообщества говорят на одном языке, стремятся к одним показателям, работают с общим понятийным аппаратом.

– Ростехнадзор довольно долго отрабатывал процедуру регистрации СРО. Многим НП пришлось подавать документы неоднократно. Удалось в результате создать надежный фильтр для недобросовестных СРО, намеренных делать бизнес на продаже допусков?

– Я думаю, все, чего мог требовать Ростехнадзор с самого начала от НП, – это оформление документации в соответствии с требованиями закона. Устраивать фильтр, отделять «плохих» от «хороших» на этом этапе – бесполезно и ненужно.

Неизбежно возникнет некоторое количество СРО, которые будут использовать новую систему регулирования для своего – не очень добросовестного – бизнеса. Но коль скоро организации, выдающие «пустые» допуски первым попавшимся компаниям, будут подвергаться экономическим санкциям после первых же серьезных нарушений, допущенных этими компаниями, то, я думаю, такие СРО и такие фирмы отфильтрует время. И произойдет это довольно быстро. Сейчас в рамки контроля можно поставить только профессиональные стандарты, по которым та или иная СРО намерена работать.

Вообще мне кажется, что процедура регистрации СРО неоправданно усложнена. Зарегистрировать СРО должно быть не труднее, чем зарегистрировать собственную фирму. Все остальное – лишняя бюрократия.

– Минрегион подписал приказ, которым расширен список организаций, которые должны объединяться в СРО. Генподрядчики, управляющие компании находятся в некотором смятении. Приказ может вступить в силу только в декабре, в январе надо продолжать работу, а для образования СРО и выдачи допусков требуется не менее четырех месяцев. Есть шанс, что правительство даст еще полгода переходного периода?

– Переходного периода не будет. Я не могу комментировать приказ, поскольку он еще не утвержден Минюстом. Но думаю, он будет носить рекомендательный характер. Да, необходимо вносить изменения в закон, связанные с расширением перечня. Это инициатива самих застройщиков, генподрядчиков, которые остались и без лицензий, и без допусков. Эта недоработка была очевидна с самого начала. Надо было просто сохранить тот перечень, который был сформирован для лицензирования и перенести в новый закон – творчество здесь не требовалось. Но сейчас ситуация исправлена, и, я уверен, никакой трагедии не произойдет.

– Целесообразно ли объединяться крупным и малым компаниям в рамках одной СРО? Было мнение, что в этом случае большие компании могли бы поддержать мелкие, отдавая заказы им как членам того же объединения…

– Пока основная тенденция заключается в появлении специализированных СРО, объединяющих небольшие компании, работающие в том или ином сегменте строительства. Действует в хорошем смысле клановый подход. Объединяются те, кто занимается инженерными коммуникациями, дорожники, жилищники, специалисты по подземному строительству, энергостроители. Даже атомщики зарегистрировали свое НП.

Я думаю, что представители малого бизнеса предпочтут держаться вместе и отдельно от большого. В каждом СРО объединятся фирмы одного уровня – по количеству сотрудников, объемам работы и т. д. Это не напутствие. Но трудно предположить, что руководители крупного многопрофильного холдинга и проектной фирмы из трех человек найдут общие темы для профессионального разговора. Просто у всех компаний свой формат и свои интересы. Такое разделение и экономически обоснованно, им будет легче договориться, легче сформировать компенсационный фонд.

– Что будут делать те некоммерческие партнерства, которые не смогли набрать достаточного количества членов для регистрации в качестве СРО? Их ждет процесс слияний и поглощений более успешными организациями?

– Пока я не вижу какой-либо тенденции. До конца года НП, не добравшие нужного числа участников, будут спешно их добирать. Я бы только порекомендовал тем фирмам, которые еще никуда не вступили, не создавать новые НП – времени остается мало, а пополнить собой ряды существующих. В дальнейшем, я думаю, произойдет некоторое перераспределение, миграция тех, кто впопыхах вступил в первую подвернувшуюся СРО. А затем, в более спокойной обстановке, понял, что это не «его» организация и надо искать другую, более подходящую ему по специфике.

– С точки зрения управляемости и контроля каков оптимальный размер для СРО? Целесообразен ли, с этой точки зрения, прием в СРО компаний из других регионов?

– Практика покажет. В общем-то, в дополнительном управлении члены СРО не нуждаются. Надо контролировать качество их работы. С этой точки зрения выход СРО в соседние регионы вполне допустим. Никому из питерских СРО, конечно, не придет в голову набирать членов во Владивостоке. А в объединении родственных по своей специфике компаний из ближайших регионов я проблемы не вижу.

Контроль за деятельностью компаний – это ведь тоже дело времени. На первых порах заниматься этим не будут, априори считая всех вступивших добропорядочными коллегами. Вот когда СРО в первый раз «попадут на деньги», начнутся первые взыскания со стороны частных или государственных заказчиков, тогда уже станут размышлять: кого мы взяли к себе, за чьи недоработки должны отвечать своим компенсационным фондом. Вот тогда мы увидим инициативу «снизу». Компаниям не захочется повторно вкладывать средства в компенсационный фонд, и они сами потребуют от руководства своего СРО более жесткого, усиленного контроля.

Подготовила Наталья Андропова

Другие материалы по теме

Другие материалы по теме не найдены.
X