жк днепропетровская 37 евродвушка

СРО ушла под землю

Участники строительного рынка сегодня идут тернистым путем поиска приемлемых форм для нового вида профессионального регулирования. И полемизируют о том, какой быть СРО – общестроительной или специализированной, региональной или общероссийской.

В тех случаях, когда организационные принципы саморегулирования могут всерьез затронуть интересы бизнеса, дестабилизировать рынок, тема профильного саморегулирования выходит на первый план.

По мнению самих участников рынка, формирование узкоспециализированных СРО необходимо для компаний, реализующих особо опасные, технически сложные и уникальные проекты, к числу которых относится и подземное строительство.

О принципах саморегулирования в данном сегменте рынка мы беседуем с генеральным директором НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» Сергеем Николаевичем АЛПАТОВЫМ.

– В чем состоит специфика саморегулируемой организации, которая будет создана на базе вашего партнерства?

– Наша организация – единственное в России специализированное некоммерческое партнерство в области подземного строительства, которое создавалось не по региональному, а по профессиональному принципу.

К идее создания межрегиональной специализированной СРО, основу которой составят компании, чья деятельность связана с освоением подземного пространства, мы пришли еще в апреле 2008 года. Тогда под эгидой Тоннельной ассоциации России и петербургского «Метростроя» было создано наше партнерство.

На момент подачи пакета документов в Ростехнадзор в нашем НП состояло 126 организаций из 25 городов России. Среди них ОАО «Метрострой» Санкт-Петербурга, ОАО «Челябметрострой», ФГУП «Петербургский метрополитен», ЗАО «Волгатрансстрой-Метро», ООО «Спецстрой-3», ФГУП «Управление строительства № 30», ООО «Специализированное тоннельное строительство», МУП «Подольский водоканал».

В состав нашей организации также входит ряд крупных компаний, которые занимаются тоннельным строительством, сооружением инженерных коммуникаций методами микротоннелирования и горизонтально направленного бурения. А также – строительством автомобильных и железнодорожных тоннелей. В том числе на олимпийских объектах в г. Сочи. И все же приблизительно две трети членов НП составляют петербургские компании.

– Но в реестры общестроительных СРО тоже входят компании, занимающиеся освоением подземного пространства…

– Теоретически допуск на этот вид работ может выдать любая строительная СРО. Но соответствующим постановлением Правительства РФ определено, что при выполнении особо опасных, технически сложных, уникальных работ, в перечень которых входит и строительство подземных сооружений, должны накладываться дополнительные требования. Ожидалось, что они будут выпущены в виде постановления спустя три месяца после выхода ФЗ № 148 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Но их до сих пор нет. То есть в дальнейшем предполагается, что допуски на эти виды подземных работ смогут выдавать не все СРО. А только те, кто выполняет эти дополнительные требования, сформированные Правительством РФ.

Одна из задач СРО – разработка стандартов качества и технических стандартов на основании закона «О техническом регулировании» и технических регламентов.

Есть узкий сегмент строительного рынка, задачи и нормативная документация которого отличается от общестроительной. И организовать разработку этих стандартов на весь комплекс строительных работ, актуализировать те нормы и правила, которые на сегодняшний день существуют – это, конечно, не под силу общестроительным СРО.

В рамках узкоспециализированного объединения легче консолидировать интеллектуальные и финансовые ресурсы и отстаивать профессиональные интересы на должном уровне.

– Видимо, не последнюю роль играет и специфика самого рынка подземного строительства?

– Рынок освоения подземного пространства специфичен именно тем, что на нем не могут работать компании-однодневки.

Во-первых, для производства работ требуется специальное дорогостоящее оборудование. Особенно для таких современных бестраншейных технологий, как ГНБ или микротоннелирование.

Во вторых, освоение подземного пространства требует высокой квалификации инженерно-технического персонала, богатого производственного опыта, знания ноу-хау подземных работ. Работы на глубине сопряжены с риском и отнесены к высокому классу опасности. Поэтому работать на этом рынке должны организации, которые имеют и опыт, и кадры, и оборудование.

Акцент для всех СРО поставлен на повышении качества и ответственности строителей перед заказчиком. Другой вопрос о разных уровнях ответственности: допуск к особо опасным, технически сложным уникальным работам должен быть ограничен, на этот рынок нельзя допускать неквалифицированные организации. Иначе будут тиражироваться катастрофы, вроде той, что постигла Саяно-Шушенскую ГЭС, или обрушения подземной парковки в Москве.

– Каковы инструменты контроля качества?

– Основной критерий для выдачи допуска на определенные виды работ, установленный законом, – это квалификация специалистов и опыт работы. Впервые законодательно было закреплено положение о том, что все инженерно-технические работники должны проходить курсы повышения квалификации раз в 5 лет. Мы этим вопросом активно занимаемся совместно с Петербургским государственным университетом путей сообщения и Архитектурно-строительным университетом. И планируем, что к концу текущего года не менее трехсот специалистов партнерства пройдут курс повышения квалификации.

Очень важный аспект в деятельности СРО – система менеджмента качества. Многие члены нашего НП имеют сертификацию, соответствующую международному стандарту качества ISO 9001:2000. Обязательное условие членства – наличие собственной системы менеджмента качества.

– Расскажите о механизмах формирования материальной ответственности у членов СРО.

– Законодательно предусмотрено два альтернативных механизма. Механизм консолидированной ответственности участников СРО с формированием компенсационного фонда. И страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Второй – более эффективный, его придерживаются большинство СРО. Он предусматривает отчисление в компенсационный фонд в размере 300 тыс. руб. плюс страхование гражданской ответственности. Покрытие страхового случая у нас составляет минимум 5 млн рублей. Сегодня в России есть страховые компании, которые успешно специализируются на новом виде страхования, подготовив для этого свою нормативную базу.

– Какие преимущества и трудности создает участникам рынка строительства подземных сооружений членство в специализированной СРО?

– Условно говоря, сложность для всех кандидатов в СРО состоит в том, что в довольно сложной экономической ситуации необходимо в достаточно короткий срок изыскать средства для оплаты взноса в компенсационный фонд, вступительного и членского взносов. Это дополнительная финансовая нагрузка, но она сравнима с затратами на получение лицензии. Других минусов для добросовестных компаний я не вижу. Совершенно иная ситуация складывается с недобросовестными участниками ранка.

Федеральный лицензионный центр был не в состоянии отслеживать разросшийся рынок. Поэтому появилась абсолютно грамотная схема укрупнения профессиональных сообществ, которые способны контролировать свой сегмент.

СРО позволит решить несколько важных проблем: разработку нормативно-технической документации (стандартов, правил и т. д.) и обучение (повышение уровня квалификации) персонала на единой системной основе. Причем не только ИТР, но и бригадиров, машинистов, от уровня подготовки которых при современном развитии технологий зависит очень многое. Кроме того, по закону нам дано право выходить в органы государственной власти различного уровня с законодательными инициативами, с запросами по защите законных прав и интересов организаций членов СРО.

Некоторые компании не спешат объединяться в СРО и надеются на продление лицензий, но уже сейчас ясно, что возврата к лицензированию не будет: Правительством РФ готовится постановление, аннулирующее действие всех лицензий с 1 января 2010 года.

Я рекомендую руководителям строительных организаций как можно быстрее определиться с выбором некоммерческого партнерства и стать его членом. Чтобы исключить необходимость в конце года в спешке искать подходящую для себя саморегулируемую организацию.

Нонна Цай

Другие материалы по теме

X