жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

В ПОИСКЕ ОТВЕТОВ. Профессионалы обсуждают возможности СРО

Участники круглого стола:

Председатель наблюдательного совета СРО НП «Лига строительных организаций», директор ФГУП

«Дирекция по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента РФ

Николай Таскин

Вице-президент СРО «Объединение строителей Санкт-Петербурга», депутат Законодательного собрания СПб

Алексей Белоусов

Исполнительный директор НП СРО «Межрегиональное объединение организаций железнодорожного строительства»

Дмитрий Сережин



Механизму саморегулирования едва исполнилось полгода, и ответы на многие вопросы еще не найдены.

В частности, много споров вызывает проблема добросовестной конкуренции и Демпинга. Казалось бы, при чем здесь СРО? Но кто если не саморегулируемые организации сегодня способны улучшить ситуацию на строительном рынке?

(Продолжение. Начало в СГХ 118, стр. 8)

О конкуренции и демпинге

Н. С. Таскин:

– Конкуренция и СРО – это какие-то параллельные вещи. И СРО в этой конкуренции напрямую не участвует. Косвенно – да.

Предположим, объявлен конкурс по какому-то объекту. Каждый участник формирует цену, исходя из своих возможностей. А предприятия, входящие в СРО, коллективно могут сформировать конкурентную стоимость предложения и заработать при этом.

Компания, входящая в нашу саморегулируемую организацию, к примеру, имеет эксклюзивный договор на покупку, скажем, вентиляционного оборудования, являясь представителем западной фирмы в России и имея скидку до 50%. У другого партнера – эксклюзивный договор на поставки другого оборудования или материала. В результате, с учетом всех скидок, наша цена на тендере будет более чем конкурентной, и все участники проекта получат прибыль. Да, сверхприбыли не будет, но заказ гарантирован. Но для этого нужно договариваться друг с другом, организовать эту работу.

Другой пример: сегодня нередки проекты, когда подрядчик первые несколько месяцев должен работать за счет собственных средств, предположим, освоить 100–400 млн рублей. Немногие компании имеют такое количество свободных средств. А если это 50 компаний и каждая вносит по 10 млн руб.? Сложились, выиграли тендер, построили объект, вернули себе все деньги и получили прибыль.

И наконец, чтобы строить сегодня современными материалами и оборудованием, нормативные документы часто приходится дополнительно разрабатывать и утверждать в Минрегионразвития и в других структурах. И если раньше мы каждый документ отрабатывали фактически к конкретному объекту, теперь, объединившись, можем поработать «на всех». Если раньше я платил миллион за разработку одного норматива, теперь мне это встанет в 50 тыс. руб. А ведь это не только деньги, но и время, которое каждый из нас перестает тратить впустую. В конечном же счете это сказывается на цене за квадратный метр.

Д. В. Сережин:

Строительное сообщество уже который год твердит о дырах в законодательстве, благодаря которым неблагонадежные предприятия выходят на рынок и подтасовывают итоги конкурсов. Полным ходом идет организация конкурса, оговаривается цена, чтобы затем участник конкурса заявил о том, что он может взяться за строительство по вдвое урезанной цене и сдать объект в обещанные сроки.

Для более детального представления разберем ситуацию на примере с укладкой дорожного покрытия. Для того чтобы минимизировать стоимость прокладки дороги в два раза, строительная компания будет использовать вдвое меньше материала, как следствие, дорога получится вдвое тоньше, технологии будут нарушены, а в результате пострадает качество покрытия.

Сейчас на рынке орудует огромное количество предприятий, существующих за счет получения прибыли от участия в демпинге конкурсов и тендеров.

В то же время надо заметить, никто не говорит об отмене закона № 94. Участники строительной отрасли не отрицают благотворного влияния данного законопроекта на развитие здоровой конкуренции. Но при этом закон нуждается в тщательной доработке.

Н. С. Таскин:

– ФГУП «Дирекция по строительству и реконструкции объектов в Северо-Западном федеральном округе» Управления делами Президента Российской Федерации стояла у истоков СРО Некоммерческое партнерство «Лига строительных организаций». Меня многие спрашивают: зачем мне это? Дело в том, что мы не создавали собственное СРО, как бы это со стороны кому-то ни казалось. СРО создали предприятия при нашем участии и только. Наша саморегулируемая организация объединяет более 160 компаний, и численность их скоро практически удвоится.

Но заблуждаются на наш счет многие, поскольку нередко интересуются: «А что мы от вас будем иметь? Заказами нас завалите? Деньги наличные сразу принесете?» Приходится прояснять ситуацию: никто вам, господа, ничем не обязан. Вы должны согласно закону вступить в какую-то саморегулируемую организацию, получить необходимые допуски и осуществлять свою деятельность в этом правовом поле. Мы приглашаем вас в свою Лигу, но не настаиваем: выбор СРО за вами. А вот организовать нашу совместную работу так, чтобы все члены СРО, кто имеет активную позицию, получили положительный результат в работе, это зависит только от нас всех.

Нет, это не приведет к монополизации рынка, потому что здесь не в сужении числа компаний дело, а наоборот. Вот смотрите, наш генеральный подрядчик имеет за собой несколько десятков партнеров «второго круга». С течением времени субподрядчики крепнут, набираются опыта, и сегодня как минимум треть из них уже готовы стать впервые генеральными подрядчиками. В результате выбор компаний для подряда постоянно растет, что на пользу всему сообществу. Развиваться всем, честно, без демпинга, конкурировать – вот главная наша задача.

А. И. Белоусов:

– Наше объединение многократно обращалось в органы государственной власти, в Федеральное Собрание Российской Федерации с просьбой внести изменения в 94-ФЗ.
А именно в процедуру предквалификации, чтобы снять вопрос о неоправданном демпинге во время проведения конкурсных процедур. Нельзя допускать ситуацию, при которой фирма, состоящая из одного человека, необоснованно снижая цены, выигрывает те или иные конкурсы и аукционы. Судите сами: такая компания, разумеется, не сможет выполнить своих обязательств, государство будет вынуждено расторгнуть контракт и заново проводить процедуру конкурса. Таким образом, сроки реализации проектов придется отодвинуть на неопределенное время.

О кадровых возможностях СРО

А. И. Белоусов:

– Возможности саморегулируемой организации существенно выше, чем у общественного объединения. Разница заключается в том, что в общественную организацию «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада», на базе которой было создано СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», входило всего около 80 компаний. Сейчас у нас более 1200 строительных компаний. Можете сравнить, насколько вырос кадровый и финансовый потенциал организации. Поэтому я считаю, что в рамках института саморегулирования реализуемы в том числе все те цели, которые раньше пытались решить общественные объединения.

Первым быть всегда непросто, но всегда интересно. Именно нам приходится искать выходы из сложных ситуаций и находить нестандартные решения. Мы были первыми зарегистрированы в Северо-Западном федеральном округе, первыми выдали допуски, мы даже проверены были первыми в России. Надо сказать, очень многие СРО, которые были созданы позднее, внимательно следили за нашей деятельностью.

В свою очередь, мы проводили семинары, где делились опытом подготовки документов для регистрации получения права на выдачу допусков, опытом организации некоммерческих партнерств, даже опытом первых проверок. Все это непростые процедуры, и мы с удовольствием рассказывали коллегам, как это сделать с меньшими для себя потерями.

О тревогах

Д. В. Сережин:

Действующая редакция закона дает возможность недобросовестным партнерствам приходить на рынок и откровенно торговать свидетельствами о допусках к работам. Интернет пестрит объявлениями о продаже допусков СРО и вступлении в саморегулируемые организации за смехотворные суммы без каких-либо взносов и проверок. Некоторые саморегулируемые организации умудряются за несколько месяцев выдать свидетельства СРО тысячам фирм и предприятий.

Спекуляция свидетельствами СРО ставит под удар саму концепцию саморегулирования и превращает саморегулирование в бизнес. Все участники строительного рынка должны направить свои усилия на искоренение торговли разрешениями, на изменение законодательства с целью исчезновения коммерческих СРО и изъятие купленных свидетельств у недобросовестных компаний.

Также саморегулирование в строительстве столкнулось с проблемой страхования гражданской ответственности. Недобросовестные страховые агентства предлагают участникам строительного рынка страховые полисы с минимальной страховой суммой, которая на деле не покрывает никакого ущерба и приобретается лишь «для галочки». Подобные страховые агентства реализовывают огромное количество страховых полисов, а впоследствии скрываются с деньгами строителей.

Саморегулирование нуждается в тщательной доработке, выявленные проблемы способны повлечь за собой непоправимый урон, чего допускать ни в коем случае нельзя.

Подготовила Светлана Малая

Другие материалы по теме

X