жк Днепропетровская 37 студия 3,2

Актуальное

Строители — на самоконтроле

Почти год строительная отрасль живет в условиях саморегулирования. Как это сказалось на качестве выполняемых работ? И отразилось ли вообще? Какие  возникли проблемы?

Строители

Об этом рассказал начальник сектора правового контроля и работы с обращениями Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга к.т.н. Олег ТИМОЩУК.

– Как вы оцениваете год работы отрасли в новых условиях – в условиях самоконтроля профессиональных объединений? Действительно есть этот контроль?

– Многие участники строительного рынка надеялись, что российское правительство очередной раз перенесет сроки отмены лицензирования. Поэтому к 1 января 2010 года они были не готовы работать в новых условиях.

В связи с множественными изменениями законодательства в части саморегулирования значительную часть усилий и времени в 2010 году СРО тратили на организационные вопросы. Вместе с тем проделана огромная работа: разработаны стандарты СРО, созданы национальные объединения СРО. И, что немаловажно, в самих СРО появилось четкое понимание своих целей и задач.

– Уже можно сравнить плюсы и минусы новой системы (СРО) и старой (лицензирования)?

– Пока трудно сказать, насколько институт саморегулирования лучше или хуже системы лицензирования. Механизмы контроля еще только разрабатываются.

Отличие саморегулирования от лицензирования, прежде всего, заключается в коллективной финансовой ответственности каждой СРО за своих членов в случае причинения ущерба заказчику строительства и третьим лицам.

К плюсам новой системы следует отнести возможность малым организациям осуществлять ряд строительных работ без допусков и лицензий. Речь идет о работах, которые не влияют на безопасность объектов. Например, монтаж внутренних инженерных систем, кроме газоснабжения; кирпичная кладка, устройство навесных фасадов, работы по благоустройству. А также о работах, проектная документация которых не подлежит госэкспертизе. Положительным является и снижение расходов госбюджета в связи с отказом от лицензирования.

Нельзя не отметить, что очень быстро появилось множество посредников, «подставных» СРО, торгующих свидетельствами о допуске к работам. Ни о каком контроле качества работ со стороны таких СРО не может быть и речи.

– Все ли СРО одинаково выполняют возложенную на них миссию?

– В Службу поступает множество жалоб на качество строительства, на нарушение сроков. Во втором полугодии нами был проведен анализ проектов, которые поступили к нам на экспертизу. Было выявлено низкое качество документов. Ряд организаций при проектировании допускали грубейшие нарушения технических регламентов.

Кроме того, были выявлены генподрядные организации, которые осуществляли строительство без разрешения. Мы определили, в каких партнерствах они состоят, и направили в более чем 10 СРО соответствующие уведомления.

Реакция на наше обращение была разная. В одних СРО были проведены заседания дисциплинарной комиссии в присутствии представителя Службы и руководителей организаций-нарушителей, к большинству из них применены меры дисциплинарного воздействия. От других – получили уведомления о том, что обращение Службы рассмотрено, информация принята к сведению, компании предупреждены: при повторном нарушении к ним будут приняты меры вплоть до исключения из СРО.

Надо понимать, что выстраивание нового механизма контроля качества – это дело не одного месяца или года. Насколько эффективно будут работать дисциплинарные механизмы саморегулирования, покажет время.

– Как сегодня решается проблема обеспечения качества строительства? Исходя из какой нормативной базы?

– Что касается нормативной базы, то порядок проведения строительного контроля определен Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468. Утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Это руководство к действию как для подрядчиков, так и заказчиков.

Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 №1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В указанный перечень включены разделы сводов правил, регламентирующих нормы проектирования, организацию строительства, производства строительных, геодезических работ, включен национальный стандарт (ГОСТ Р 21.1101-2009), в котором установлены требования к составу, оформлению проектной и рабочей документации, что значительно повышает качество строительства.

– Что, с вашей точки зрения, нужно изменить, чтобы обеспечить качество, добросовестность конкуренции?

– В последней редакции Приказа Минрегионразвития есть понятие «строительный контроль». Между тем осуществление строительного контроля застройщиком не вошло в Перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Сложилась ситуация двоякого подхода к контролю качества работ. Если застройщик (заказчик) для осуществления контроля нанимает стороннюю организацию, требуется допуск СРО. А если сам ведет контроль – не требуется. Хотя застройщиком (заказчиком) может выступать предприятие, не имеющее никакого отношения к строительному процессу, – например, торговая организация, банковская структура и т. д.

Так не должно быть, требования должны быть едиными. В противном случае это может привести к серьезным последствиям.

Кроме того, необходимо на федеральном уровне актуализировать нормативно-технические документы с учетом новых технологий и строительных материалов, а на региональном уровне – разработать свои с учетом зональной особенности.

– Поступает много жалоб по поводу того, что требования СРО непосильны для малого и среднего бизнеса. Что система саморегулирования выдавливает их из строительного бизнеса.

– Будь-то госзаказ или инвестпроект, работы, оказывающие влияние на безопасность объектов, должны выполняться компаниями, имеющими допуски СРО. Это требование Градостроительного кодекса, а не чья-то прихоть.

Да, проблемой для малого бизнеса являются ощутимые потери при переходе из одного СРО в другое в размере вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд. А также равное финансовое участие в компенсационном фонде без учета оборотов компании и степени опасности работ для объекта.

Тем не менее малому бизнесу оставлено большое поле для деятельности.

Проблема, что институт саморегулирования задушит малый бизнес, во многом надуманна. Свою роль сыграло и то, что кардинальные изменения в строительной сфере совпали с кризисом.

– Как обеспечивается качество строительства в западноевропейском мире?

– Ну, во-первых, неукоснительным выполнением действующих норм. В западноевропейских странах сформирована надежная, работоспособная и ориентированная на безопасность граждан политика стандартизации в строительной отрасли. Европейские унифицированные строительные нормы и правила (Стандарты Еврокод) устанавливают единые для всей Европы критерии проектирования, гармонизируют различные национальные нормы и правила, являются единым базисом для различных научных исследований, способствуют беспрепятственному обмену продуктами и услугами на строительном рынке. Но важно не только внедрять актуальные стандарты и нормы, но и обеспечить надлежащий контроль за их соблюдением.

Что касается саморегулирования, то в развитых странах институт саморегулирования и государственного контроля осуществляются одновременно, дополняя друг друга.

Беседовала Ирина Кравцова

Другие материалы по теме

X