жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

В интересах строителей (Руководители НОСТРОЙ о нормативной базе)

За время, прошедшее после съезда, можно констатировать, что Система стандартизации НОСТРОЙ не только создана, но и реально функционирует. Подробнее об этом рассказывают заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ Л. С. БАРИНОВА и директор департамента технического регулирования НОСТРОЙ С. В. ПУГАЧЕВ.

Финансирует и участвует

– В число приоритетных работ по стандартизации в НОСТРОЙ прежде всего включены разработка и экспертиза СНиПов, входящих в доказательную базу принятого и вступившего в силу 1 июля 2010 года Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Техниче-ский регламент о безопасности зданий и сооружений».

Для реализации закона подготовлены перечни документов в области стандартизации (сводов правил – СНиПов) и национальных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р), применяемых для соблюдения требований регламента на обязательной (Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р) и добровольной основе (Приказ Росстандарта от 01.06.2010 № 2079).

Внимание федеральных органов исполнительной власти и организаций строительного комплекса сосредоточено на этих документах, которые призваны обеспечить применение требований технического регламента.

НОСТРОЙ по предложениям профильных комитетов и отдельных СРО запланировал разработку и экспертизу ряда СНиПов, необходимых для подтверждения требований технического регламента. Прежде всего это СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», публичное обсуждение актуализированной версии которого состоялось 30 ноября 2010 года в НОСТРОЙ.

Национальное объединение не просто финансирует проведение экспертизы ряда СНиПов, таких как СНиП 12-01-2004 «Организация строительства», СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений», СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения», СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы», СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха», СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах», СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве». Но и активно участвует в этих работах. Более 75 экспертов от 54 организаций – членов НОСТРОЙ включены в состав технического комитета по стандартизации ТК 465 «Строительство», который в соответствии с приказом Минрегиона России от 28 августа 2010 года № 385 осуществляет экспертизу сводов правил (СНиПов).

Также по предложениям комитетов по системам инженерно-технического обеспечения и по освоению подземного пространства разрабатываются актуализированные версии СНиПов, которые не входят в перечень документов обязательного применения. Но они нуждаются в срочной актуализации и необходимы для проведения строительных работ. Мы говорим о СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы», СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», СНиП II-23-81 «Стальные конструкции. Нормы проектирования».

Новые задачи

В 2011 году предстоит разработать более 55 СНиПов. Для того чтобы интересы строительного сообщества были учтены в этих документах, необходимо не просто участвовать в их разработке и публичном обсуждении, но и принимать участие в экспертизе актуализированных СНиПов.

Программа стандартизации НОСТРОЙ на 2010–2011 гг. предусматривает разработку 40 стандартов и рекомендаций объединения.

Основной приоритет при этом – обеспечение нормативной базы проведения и контроля строительных работ, по которым выдаются допуска на право проведения работ.

Для каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (перечень утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624), необходимы определенные стандарты и своды правил, по которым такие работы будут выполняться. Соблюдение этих нормативов в соответствии с требованиями статьи 55.13 Градостроительного кодекса будет проверяться СРО.

Некоторые виды работ обеспечены стандартами и сводами правил, включенными в официальные перечни документов, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».

Однако многие виды работ остались без необходимой нормативной базы. Например, устройство наружных электрических сетей (пункт 20 перечня), монтажные работы (пункт 23 перечня), пусконаладочные работы (пункт 24 перечня) и др. Такие работы регулируются только руководствами, технологическими картами, ведомственными нормативами, методическими документами, не имеющими соответствующего правового статуса. Даже те работы, которые обеспечены нормативами в виде во многом устаревших СНиП и ГОСТов, например, устройство автомобильных дорог и аэродромов (пункт 25 перечня), устройство железнодорожных и трамвайных путей (пункт 26 перечня), регулировались на основе нескольких сотен дополнительных ведомственных нормативных документов, которые более не действуют.

Кроме того, документы в области стандартизации должны устанавливать единые требования для всех участников строительства на всех стадиях жизненного цикла – от проектирования до утилизации (сноса). В том числе при подтверждении соответствия зданий и сооружений обязательным требованиям, оказании услуг и производстве работ в области строительства.

Сейчас многие СРО имеют или разрабатывают свои собственные стандарты, что на практике может привести к разобщенности и дезориентации предприятий строительного комплекса. При производстве работ строительная организация, привлекающая на основе субподряда организации, входящие в разные СРО, для выполнения одних и тех же работ, может столкнуться с тем, что в каждой из этих СРО будут существовать различные стандарты на производство аналогичных видов работ. Соблюдение требований стандарта будет контролироваться в каждой СРО, при этом одновременное соблюдение норм на объектах, где работы осуществляют несколько СРО, будет невыполнимо на практике. По аналогичным причинам возникнут проблемы согласования проектной и рабочей документации с заказчиком, проведения экспертизы проектной документации, осуществления строительного надзора, обеспечения капитального ремонта и эксплуатации зданий.

Еще одной проблемой станет ограничение и усложнение инвестирования в строящиеся объекты в различных регионах России.

Поэтому централизованная разработка стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ по наиболее приоритетным направлениям работ – это одно из основных направлений реализации Программы стандартизации объединения.

По каждому из 40 направлений разработки стандартов работы уже начались.

Причем к решению проблем активно подключились саморегулируемые и строительные организации – члены СРО и объединения строителей из регионов.

Оценка и утверждение

Для всесторонней оценки разрабатываемых стандартов Национальное объединение планирует согласовывать их со всеми заинтересованными структурами (профильные комитеты и региональные координаторы) внутри объединения. А при необходимости – с другими национальными объединениями и органами власти. Кроме того, есть возможность проводить экспертизу таких стандартов в техническом комитете по стандартизации ТК 465 «Строительство», заключив с ТК соответствующее соглашение. Или в других профильных ТК, а также публиковать проекты стандартов на своем официальном сайте. После прохождения всех процедур публичного обсуждения, согласования и экспертиз стандарты НОСТРОЙ будут рассмотрены и утверждены на заседании Совета объединения и направлены в СРО –

члены НОСТРОЙ.

Далее каждая саморегулируемая организация сможет утвердить такие стандарты на общем собрании своих членов. При этом стандарты НОСТРОЙ, принятые СРО в качестве собственных документов, будут применяться ими при проведении контроля исполнения требований по производству работ в соответствии с выданными ими допусками.

Департамент технического регулирования НОСТРОЙ провел анализ нормативного обеспечения перечня видов работ, по которым выдаются допуска на право проведения работ (перечень утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624).

В результате составлен перечень из более чем 60 видов работ, по которым отсутствуют или устарели нормативные документы. Эти направления деятельности будут одними из приоритетных для разработки стандартов и рекомендаций НОСТРОЙ. В комитеты нашего объединения направлено предложение о рассмотрении на ближайших заседаниях комитетов планов работ по стандартизации и подготовке предложений в Программу стандартизации НОСТРОЙ.

О Еврокодах

Правительство РФ поручило федеральным органам исполнительной власти и национальным объединениям саморегулируемых организаций подготовить проект нормативного акта, предусматривающего возможность применения европейских норм в области строительства (еврокодов). Он рассматривается в качестве альтернативы документам, применяемым на обязательной основе для соблюдения требований «Техниче-ского регламента о безопасности зданий и сооружений». НОСТРОЙ разработал проект комплексной Программы гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве. Эта программа была одобрена 2 декабря 2010 года на совместном заседании Президиума коллегии Минрегиона России и Общественного совета при Минрегионе России. НОСТРОЙ является одним из ведущих ее исполнителей.

Это позволит принимать решения о применении еврокодов и поддерживающих их евростандартов взвешенно, с учетом национальных особенностей Российской Федерации по результатам пилотных проектов и сравнительных расчетов. В рамках соглашения, заключенного между Минрегионом России и НОСТРОЙ, Программа стандартизации Национального объединения предусматривает проведение работ по переводу, техническому редактированию и сопоставительному анализу базового еврокода ЕН 1991 по внешним нагрузкам, включающего 10 самостоятельных частей. На 2011 год запланировано продолжение работ по гармонизации по другим еврокодам (всего действует 10 еврокодов, состоящих из 58 самостоятельных частей) с разработкой национальных приложений, учитывающих климатические, геофизические и другие особенности территории, а также национальные интересы России.

Одной из задач работы системы стандартизации Национального объединения строителей будет являться практическая отработка применения утвержденных стандартов НОСТРОЙ в целях их дальнейшего принятия в качестве национальных стандартов и сводов правил, входящих в перечень документов обязательного и добровольного применения для соблюдения требований технического регламента «О безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, в России создается профессиональная система стандартизации в области строительства.

Она позволит:

• профессиональным организациям в области строительства устанавливать собственные стандарты с учетом современных технологий и материалов и контролировать их соблюдение;

• обеспечить нормативную базу, необходимую для контроля за ходом выполнения работ в рамках выданных членам СРО допусков на проведение работ;

• обеспечить нормативную базу, необходимую для объективной оценки соответствия в Системе добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ;

• обеспечить обоснованную гармонизацию с международными и европейскими стандартами и внедрение современных технологий  в строительство;

• повысить качество и конкуренто-способность предприятий строительного комплекса, а также результатов строительной деятельности, обеспечить экономию ресурсов.

Другие материалы по теме

X