жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Качество в эпоху перемен

В течение двух дней работы конференции речь шла о применении новых строительных и информационных технологий и современных материалов. Как заметил вице-президент и директор «Союзпетростроя» Лев КАПЛАН, это самый естественный путь для улучшения качества строительства. Однако если в Японии полная модернизация технологической базы в промышленности происходит раз в 3–4 года, то у нас этот цикл составляет 28,7 лет.

Несмотря на то, что в последние годы началось перевооружение в области производства строительных материалов, на уровне проектов по-прежнему закладываются устаревшие конструкции, материалы и технологии. И это не удивительно, если вспомнить, что любая разработка, появившаяся на рынке за последние 20 лет, является отступлением от отечественной нормативной базы.

Помимо этого, применение новых технологий и материалов сталкивается с устаревшими проектными решениями и инерцией мышления при строительстве зданий. Возводимые в России здания на 30–40% тяжеловеснее западных аналогов и на 35% более энергоемки. Несмотря на то, что парк строительных машин за последние годы обновился, свыше 60% техники устарело морально и физически. Положительную роль может сыграть здесь переход отрасли на саморегулирование.

Несмотря на то, что с 1 января 2010 г. теряют силу все выданные ранее лицензии, по всей стране к ноябрю 2009 г. зарегистрировано 46 саморегулируемых организаций в области строительства; около 30 — в сфере проектирования. Не более 7% компаний строительного комплекса охвачено саморегулированием, согласно подсчетам Минрегиона.

В своем Меморандуме участники конференции предложили Ростехнадзору возглавить работу по заключению соглашений о взаимодействии органов Госcтройнадзора с СРО и разграничении между ними функций контроля качества и безопасности строительства. Предложения касаются также совершенствования перечня работ, подлежащих обязательному саморегулированию; контроля за качеством регистрируемых СРО; подготовки квалифицированных кадров.

Без нормативов

Несовершенства нормативной базы в строительстве касались в своих выступлениях как строители, так и проектировщики, и производители стройматериалов. Они отмечали отсутствие технических регламентов и необязательность многих СНиПов, неисполнение которых не влечет за собой практически никаких правовых последствий.

Эта тема прозвучала и в выступлении главы Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Александра Ивановича ОРТА. Он сообщил, что в условиях нормативного вакуума вынужден издавать приказы, которыми утверждает для обязательного применения в работе Службы целый ряд территориальных строительных норм Санкт-Петербурга, не противоречащих федеральному законодательству.

– Мы стоим перед фактом добровольного применения многих строительных нормативов, – заметил А. И. Орт. – Все зависит от того, пропишет ли заказчик в своем задании на проектирование эти требования. Если нет, нормативы оказываются для исполнителя лишь актами добровольного применения.

Думаю, мы не хотим получить ситуацию, аналогичную той, которая сложилась в Польше. Эта страна отказалась от старой нормативной базы, а новая так и не была создана, в результате национальная строительная отрасль была потеряна.

Целесообразно сохранить территориальные строительные нормы Петербурга. В целях повышения качества строительства необходимо установить тесное взаимодействие между Комитетом по строительству, Службой и петербургским филиалом Главгосэкспертизы по выпуску региональных нормативно-технических документов. Право разрабатывать такие нормативы имеет Комитет по строительству. Я же, со своей стороны, перевожу эти документы в разряд обязательных для прохождения экспертизы и надзора. Это вынужденная мера.

Любая европейская страна с развитой экономикой, поддерживая идею реформирования системы технического регулирования, делает все возможное для сохранения тех национальных стандартов, которые защищают, прежде всего, интересы собственных производителей. Принципы разработки европейских стандартов максимально учитывают пожелания всех заинтересованных стран-членов ЕС и позволяют переходить на новые стандарты внутри каждой страны без особых проблем и в течение длительного времени. Нам неплохо бы последовать этому примеру.

Распределение полномочий

– В последнее время дискутируется вопрос о перераспределении полномочий, в том числе надзорных, между существующими структурами и создаваемыми саморегулируемыми организациями, – отметил А. И. Орт. – Я считаю, что сейчас наступил момент, когда необходимо правильно расставить акценты при распределении этих полномочий и функций.

Службе надзора нечего делить со СРО. Работы достаточно для всех. В силу большого объема строительства и из-за отсутствия необходимого количества специалистов для проведения надзора процесс этот порой был поверхностным. Задача надзора не разбирать тупиковые ситуации, а упредить появление таких ситуаций. Разграничение полномочий позволит нам усилить надзор за деятельностью, которая влияет на безопасность объектов.

Напомню, что Градостроительный кодекс четко разграничил понятия «строительный контроль» и «строительный надзор». Это разграничение должно лежать и в основе будущих взаимоотношений со СРО. Строительный надзор ведется за процессом строительства, за исполнением технических регламентов и исполнением проектной документации с точки зрения обеспечения безопасности строящихся объектов.

До 70% всех обращений, которые поступают к нам в службу, касаются так называемого «бытового качества». Это жалобы на неровный плинтус или цементную стяжку, криво установленный наличник и т.п. Но за этот аспект качества несет ответственность конкретная компания, конкретный прораб, конкретный производитель работ. Это имидж фирмы. Как фирма гарантирует выполнение этих работ, такое отношение к ней и будет. Государство же должно контролировать, начиная от проектирования и до процесса эксплуатации объектов, вопросы безопасности.

Безопасность строительства и эксплуатации зданий и сооружений всегда остается главной целью современных архитекторов и инженеров. Раньше безопасность строительства достигалась за счет больших запасов прочности конструкций. Т.е. чем толще, тем надежнее – такой был подход. В наше время срок службы современных зданий практически доведен до 150 лет. Уровень надежности – важнейший показатель зданий или сооружений. Он закладывается при проектировании, реализуется при строительстве и поддерживается при эксплуатации.

Все аварии зданий и сооружений происходят в основном при недостатках проекта, некачественном строительстве и неграмотной эксплуатации. Однако пока такие случаи не становятся предметом подробного профессионального анализа.

Необходимо, чтобы экспертиза проектов, надзор за их реализацией и анализ аварийных ситуаций были сосредоточены в руках единого государственного органа.

Наталья Соколова

КОЛОНКА ЗАКОНОДАТЕЛЯ

Александр Ольховский,

председатель постоянной Комиссии по промышленности, экономике и собственности ЗакС СПб

– Последние полтора года в политических кругах нашей страны активно обсуждается необходимость инновационного развития экономики. Достаточно вспомнить, что «Инновации» было одним из четырех «И», названных Президентом России в предыдущем ежегодном послании к Федеральному Собранию как приоритеты в деятельности Правительства.

Полтора года – достаточный срок, чтобы политическая воля переплавилась в монолит действий, памятуя о том, что Государственная Дума сумела за две недели принять предновогодние законопроекты Президента.

Маловероятно, чтоб в России не было специалистов, способных переложить идеи на язык законов и указов. Значит, есть иные причины.

Но кто конкретно и как заинтересован в инновациях?

Государство? Но серьезная экономическая отдача от инноваций возможна только в будущем, а сейчас на дворе – экономический кризис. Если не удержать стабильность сегодня – завтра это будут делать другие люди.

Банкиры? Новое – это всегда риск. В условиях кризиса кредитовать сомнительные (с точки зрения банкиров) проекты – что играть в «русскую рулетку». На валютном рынке гораздо привычней.

Крупный бизнес? Тот, что ориентирован на экспорт сырья, живет неплохо и так. Тот, кто производит для внутреннего потребления, озабочен износом оборудования и конкуренцией с импортной продукцией в условиях нехватки оборотных средств. Тот, кто обеспечивает безопасность страны, ждет госзаказа на уже принятые образцы продукции и зачастую еле сводит концы с концами.

Малый бизнес? Хронически страдает от безденежья, а взять кредит в банке крайне сложно – не хватает собственного имущества для залога.

И все-таки при сложившейся перекошенной структуре российской экономики локомотивом инноваций, скорее всего, станет малый и средний бизнес. Он более мобилен, зачастую предприятия создаются самими авторами новаторских идей для их реализации, для пилотных партий новых изделий обычно не требуется больших инвестиций.

Но откуда малый бизнес возьмет средства для начальных инвестиций? Ответ очевиден – в современных условиях без государственной поддержки рассчитывать на бурный рост инноваций не приходится. Необходима государственная политика инновационного развития, реализованная через соответствующие федеральные и региональные программы поддержки инновационного бизнеса.

Другие материалы по теме

X