жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Партнер познается в кризис

Александр ГОРДЕЕВ, заместитель генерального директора компании Setlprof:

– Конечно, некоторые заказчики пересмотрели свои методы работы. Прежде всего это касается частных заказчиков. Они повысили требования к качеству, стали требовательнее к срокам производства работ. Более жесткой стала их финансовая политика по отношению к подрядчикам. Порой подрядчику приходится подстраиваться под новые требования заказчика даже в ущерб своим собственным интересам. Во взаимоотношениях с государственными заказчиками кардинальных изменений не произошло.

У подрядчиков на первый план вышли такие качества, как умение правильно распределять финансовые потоки, гибко вести политику по отношению к заказчикам и субподрядным организациям, чутко реагировать на любые изменения на рынке стройматериалов и др. Назрела необходимость по-новому осмыслить стратегию решения производственных задач. Теперь ее основными пунктами стали четкий контроль использования строительных материалов и более бережное отношение к каждой единице техники.

В кризис мы получаем бесценный опыт работы в совершенно новых условиях. Мы учимся беречь самый главный наш ресурс – кадры, коллектив, благодаря которым нам и удается справляться со всеми трудностями.

Сергей ЯРОШЕНКО, генеральный директор СК «KVS»:

– Сегодня строительный рынок, конечно, не тот, что был раньше. Внутри строительной отрасли стали происходить структурные изменения. Сложности, которые сейчас переживает рынок, проверяют каждую компанию на прочность.

Слабые компании либо отсеиваются, либо объединяются с более крупной устойчивой структурой. Число сделок по укрупнению компаний в 2009 году значительно увеличилось.

Значительно увеличилась доля госзаказа и участие государства как одного из основных игроков на строительном рынке Петербурга. И, конечно, строительным компаниям приходится выдерживать более жесткую конкуренцию, искать внутренние резервы – оптимизировать структуры предприятия, развивать новые направления деятельности, ориентироваться на перспективные технологии. А также сохранять коллектив и производственные мощности.

Вопрос выбора качественного подрядчика актуален сегодня как никогда. И на первый план здесь выходят качество и неукоснительное соблюдение сроков выполнения работ. Не сбрасываются со счетов и стоимость работ, и опыт подрядчика, его известность на строительном рынке. В целом, чтобы оставаться сегодня востребованной, компания должна быть гибкой, с готовностью решать проблемы, идти на разумные компромиссы. А менеджмент компании, если он эффективный, сможет оптимизировать расходы и снизить риски.

Сергей ЖИГАЛКИН, директор по строительству СУ «Стиль-М»:

– В целом деловая среда стала более жесткой. Строительство начинается нередко без авансирования, или, в лучшем случае, аванс составит не более 30%. В то же время требования к качеству и выполнению поставленных сроков стали строже как со стороны заказчиков, так и со стороны всех участников технологической цепочки в целом.

Платежеспособность компаний ухудшилась. Зачастую генподрядчик, получая финансирование под субподрядчика, вынужден использовать средства для своих нужд. Кредит доверия сократился в разы. Мы при выборе контр-агентов стали более осторожны. На каждого предполагаемого партнера стараемся собрать информацию. Например, узнать, много ли к этой компании исков. Знаю, что наши потенциальные заказчики проверяют нас так же. Из тех компаний, с которыми мы всегда работали, отсеялись примерно треть. Были случаи неплатежей.

Заметно сократилась сумма прибыли, ее значительную часть «съедают» процентные ставки по кредитам. Главное для компаний – удержаться на рынке. Кто выживет в кризис, тому потом будет гораздо легче вести бизнес. Обострилась конкуренция. Если раньше на заказ претендовало 4–5 компаний, то сегодня это 15–20 организаций. На первый план вышла способность строить с минимальными расходами, по минимальной себестоимости. Преимуществом пользуются компании полного цикла. Не обязательно крупные, у которых есть собственный парк техники. Компании-посредники потихонечку уходят с рынка.

Мы теперь тщательнее подходим к мелочам в техпроцессе, ведь все направлено на то, чтобы снизить себестоимость операций.

Владимир СОЛОВЬЕВ, генеральный директор СК «Профиль»:

– У кризиса есть и положительные черты, одна из них – на рынке остаются профессионалы. За год отсеялось около 40% компаний – тех, кто не имел ни материальной, ни кадровой базы.

Отношения с контрагентами мы всегда строили на долговременной основе, у нас есть свой «золотой фонд». А вообще мы редко начинаем работать с субподрядчиками, не проверив компанию.

Если раньше больше смотрели на соотношение стоимость-качество, то сейчас надежность и ответственность компании выступает на первое место. Очень много платежей задерживается, поэтому вся цепочка партнерских отношений строится на том доверии, что было достигнуто раньше. Например, мы откровенно говорим своим субподрядчикам, что финансирование нашего объекта открыто, но гарантий за заказчика мы дать не можем. Значит, субподрядчик знает, что полученные деньги мы не будем расходовать на свои цели, а оплатим именно его услуги.

Стройка – это прежде всего профессионализм. Я имею в виду недопустимость экономии на материалах и технологиях, даже на каком-то отдельном этапе технологической цепочки. Это ведет либо к аварии, либо к браку в рамках всего проекта. И надо работать качественно, в том числе чтобы не подвести своих партнеров. А экономить, пожалуй, стоит только на прибыли или за счет сокращения расходов на менеджмент и маркетинг.

Кризис – это не смертельно, кризис учит смотреть вперед, а также сохранять «ясную голову» – правильно организовывать работу.

Сергей ШУМИЛОВ, генеральный директор СК «Сортекс»:

– Конечно, первый кризисный год изменил позицию компании по отношению к партнерам.

Снизилась, конечно, динамика строительного рынка. Как и у любой компании, у нас количество заказов уменьшилось, поэтому финансовая политика стала жестче.

При этом я не считаю, что кризис принес только негативные изменения. Например, на рынке сейчас широкий выбор специалистов, с подбором кадров проблем нет. Осталось в прошлом такое понятие, как дефицит стройматериалов.

Еще одна положительная сторона кризиса – рынки, в том числе и международные, открыты к диалогу. Все думают, как решить проблему, а для этого нужны свежий взгляд, свежие подходы. В общем, я рассматриваю кризис как стимул для развития и смотрю на него довольно оптимистично, наверное, потому, что на моей памяти он не первый.

Благодаря так называемой подушке безопасности, в нашей компании сотрудников не увольняли. Мы даже не перестали развиваться, например, нашли средства на обучение сотрудников, а расходы на рекламу даже и увеличили. Я считаю, что кризис – время заявлять о себе, яркий пример – открытие филиала нашей компании в Вологде.

В то же время кризис заострил внимание на таком моменте, как правильность стратегии и тактики компании, и в целом вывел на первое место роль руководителя, проверив на прочность его талант и потенциал. Провести компанию через бури и рифы экономических морей должен именно управленец.

Соотношение «цена и качество» сегодня определяет все. Сейчас нам дорог каждый заказ, тех прибылей, что были раньше, сейчас нет. Поэтому, когда компания приступает к работе на объекте, она делает все, чтобы ее репутация оказалась на высоте. Для меня в этом слове заложено все: и качество, и сроки выполнения работ, и другие обязательства.

Главное – удержаться на рынке, ведь жизнь не остановилась. Рано или поздно мы выйдем из кризиса и будем жить дальше.

Подготовила Юлия Соборницкая

Другие материалы по теме

X