жк днепропетровская 37 евродвушка

Стратегия определяет успех

президент холдинга ЕВРОЦЕМЕНТ Михаил СкороходСвоевременная корректировка стратегии развития, антикризисные мероприятия, направленные на сокращение затрат, совершенствование организации производства, бизнес-процессов позволили холдингу «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» успешно действовать и в кризис. Сегодня гость нашей редакции – президент холдинга Михаил Скороход.

– Михаил Анатольевич, у каждого производителя сегодня свой метод действий по преодолению кризиса, расскажите, что было предпринято вами и как это повлияло на позиции компании на рынке.
– Главной целью было не остановить предприятия, поэтому в первую очередь мы провели полномасштабную работу с партнерами, снизили стоимость поставки и сырья, и оборудования, и запчастей для наших производств. Кроме того, максимально задействовали остатки на складах всех заводов и тем самым сократили оборачиваемость денежных потоков по предприятиям холдинга.
Фактически в 2009 году специалисты вели поставки быстроизнашиваемых запчастей, что называется, с колес. Это потребовало совершенствования логистических схем, создания новых вариантов движения грузов. И здесь серьезно помогли совместные действия с «Первой грузовой компанией». Все перечисленные мероприятия дали нам снижение издержек более чем на 30%.
Известно, что цементные производства весьма энергоемки – 25–30% наших затрат приходятся на энергопотребление. Мы активно сотрудничаем с энергосбытовыми компаниями и уже вышли на оптовый рынок.
Нам пришлось существенно изменить систему организации труда на предприятиях, чтобы рационально использовать рабочее время персонала. Дело в том, что по ряду специальностей востребованность работников в течение года неравномерна. Летом люди больше задействованы в процессе производства продукции, а зимой потребность в рабочей силе сокращается.
Сегодня все организовано так, чтобы рабочий получал дифференцированную зарплату – меньшую или большую – в зависимости от сезона, но суммарно он отрабатывает свое годовое рабочее время и тем самым обеспечивает прежний фонд оплаты труда.
Это дает возможность снижать себестоимость и издержки в зимний период, когда спрос на продукцию традиционно падает и условно-постоянные расходы ложатся на каждую тонну цемента тяжелым бременем. В то же время в сезон, когда идет пик потребления цемента, мы платим персоналу больше, и наши условно-постоянные расходы снижаются.

– Как вы оцениваете перспективы развития рынка цемента в этом году?
– Мы ожидаем, что в рынок цемента будет возрождаться и укреплять позиции. Наши основные покупатели – строительные компании – по-прежнему испытывают серьезный дефицит оборотных средств, что, безусловно, негативно влияет на их активность.
По нашим прогнозам, объем потребления цемента в России в 2010 г. составит 46–48 млн т против 44 млн т в 2009 г. Но мы планируем сохранить достигнутую долю, дополнительно увеличив объем отгрузок за счет роста рынка.
Если подрядные компании получат доступ к кредитным ресурсам, будут реализованы проекты по госзаказам, активизируются дольщики, выход на стройплощадки займет непродолжительное время. Ведь сегодня многие компании имеют огромный банк участков, проектную документацию, постановления и распоряжения, позволяющие им начинать стройку. И в этом я вижу резерв для восстановления отрасли.

Kaвказцемент– Насколько продукция российских компаний, в частности «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», может быть конкурентоспособна на мировых рынках, на рынках СНГ?
– В прошедшем году цены на все марки цемента в России снизились более чем в 2 раза, были ниже европейских и ниже тех, что фиксировались у наших соседей по СНГ – Азербайджане, Казахстане. Безусловно, это открывало новые возможности для вхождения на международные рынки. И российские производители были заинтересованы в том, чтобы поставлять максимальный объем цемента на экспорт, сохраняя тем самым рабочие места, увеличивая налоговые поступления в бюджеты субъектов Федерации и одновременно поднимая экспортную выручку РФ.
По итогам января–декабря 2009 г. экспорт цемента из РФ составил 1375,5 тыс. т, что на 191,4% больше, чем в 2008 г.
Крупнейшими экспортерами стали (в сумме – 83,8% от экспорта): ОАО «Новотроицкий ЦЗ» (24,4% от общего объема экспорта цемента), ОАО «Новоросцемент» (15,3%), ОАО «Вольскцемент» (15,1%), ЗАО «Кавказцемент» (16,1%), ОАО «Искитимцемент» (5,4%) и ООО «Топкинский цемент» (7,7%). Основными странами – потребителями цемента являются Казахстан (59,9% от общего экспорта цемента из РФ), Азербайджан (38,1%) (данные Росстата – прим. ред).
Экспорт клинкера в 2009 г. составил 1810,8 тыс. т. Крупнейшими экспортерами стали: ЗАО «Белгородский цемент» (18,9% от общего объема экспорта клинкера), ОАО «Себряковцемент» (8,4%), ЗАО «Липецкцемент» (8,7%), ЗАО «Осколцемент» (32,1%), ЗАО «Мальцовский ПЦ» (17,1%). Клинкер экспортируется только в Азербайджан (11,6%) и Украину (87,9%) (данные Росстата – прим. ред).
Мы считаем, что следует использовать конъюнктуру на рынке в пользу отечественных производителей. «СОЮЗЦЕМЕНТ» от их имени обратился к Правительству РФ и Комиссии по тарифно-таможенной политике с просьбой отменить пошлину на экспорт цемента в размере 6,5%.
Если одновременно прекратить доступ на рынок импортного цемента и стимулировать экспорт российской продукции, отменив экспортную пошлину, сдерживающую развитие цементной промышленности, то отечественные цементники смогли бы обеспечить производство дополнительных 1,5–2 млн тонн продукции, то есть в 3–4 раза больше, чем в 2008 году.
Отмена экспортной пошлины компенсировалась бы налоговыми поступлениями в размере приблизительно 1,5 млрд руб. Инициатива производителей была поддержана ФАС России. Однако решения по этому вопросу не приняты, хотя очевидно, стимулирование экспорта является прямой задачей Правительства РФ по сохранению позиций российских производителей и по поддержанию мощностей. Надеемся, что 2010 год принесет подвижки в решении этого вопроса.

Евробетон– В прошлом году в свет вышли регламенты «О безопасности строительства» и «О безопасности строительных материалов». Насколько это повлияет на развитие промышленности стройматериалов, на отрасль производства цемента?
– Я приветствую эти долгожданные решения. Однако не все так радужно в вопросах законодательного обеспечения деятельности цементной отрасли. Что я имею в виду? Есть весьма острая проблема, чрезвычайно волнующая сообщество производителей цемента, – это практика использования контрафактных стройматериалов, что несет потенциальную опасность для здоровья и жизни людей.
В этом вопросе, помимо последствий приобретения некачественной продукции, возникает угроза облучения населения природными радионуклидами, содержащимися в строительных материалах. И они без проблем реализуются недобросовестными предпринимателями, которые ведут поставки продукции, не имея санитарно-эпидемиологического заключения о радиационной безопасности.
Как известно, в соответствии с положениями Закона «О защите прав потребителей» требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, являются обязательными, и соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению. Не допускается продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным выше.
Вместе с тем на фоне неутешительной статистики в стране по раковым заболеваниям контролирующие органы (МВД РФ, Роспотребнадзор), имея на то законодательные полномочия, в должной мере не противодействуют розничной реализации населению цемента, радиационная безопасность которого не подтверждена санитарно-эпидемиологическим заключением.
Таким образом, можно констатировать: органы контроля не справляются с возложенными на них функциями по борьбе с контрафактной продукцией в строительстве. А это приводит к экономическим потерям участников рынка, наносит моральный и физический ущерб потребителям.
Холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТ груп» поддержал инициативу Союза производителей цемента России («СОЮЗЦЕМЕНТ»), обратившегося в Госдуму за содействием в принятии практических мер по улучшению ситуации. Надеемся, что голос нашего сообщества будет услышан законодателями!

– Расскажите о самых важных направлениях стратегического развития, намеченных на этот год.
– Производственных возможностей для увеличения выпуска цементной продукции у холдинга достаточно: компания объединяет в России 13 действующих заводов общей мощностью 30 млн тонн в год.
Кроме того, мы продолжаем модернизацию основных фондов, ведем строительство завода производительностью 2,4 млн тонн и закладываем еще четыре предприятия, планируя поэтапно запустить их к 2013 г.
Это увеличит производственные мощности холдинга до 42 млн тонн в год, что сравнимо с уровнем потребностей в цементе всего российского рынка.
Конечно же, в этой ситуации специалисты отрасли рассчитывают на действенную поддержку со стороны государства. Совершенно очевидно, что строительство жилья и инженерных инфраструктур является локомотивом преодоления кризиса. Кроме того, сообщество цементников надеется на субсидирование ставок по кредитам на техническое перевооружение.
Считаю, этот год для цементников и строителей будет переломным, и можно надеяться, что при умелом менеджменте и активном взаимодействии с государством предприятия вернут свои прежние позиции.

Подготовила Роза Михайлова

Другие материалы по теме

X