жк днепропетровская 37 2-комнатная 6.4

В интересах государства

Михаил МалковВ нашей стране проблемы рециклинга когда-то рассматривались на уровне Госплана и Госснаба с ведением ведомственной статистической отчетности, а также программно-целевого планирования и нормирования уровня сбора и переработки вторичного сырья.

В 1970-х гг. в решение инженерных проблем переработки отходов были вовлечены десятки НИИ. В соответствии с Комплексной программой научно-технического прогресса СССР к 2010 г. степень переработки по некоторым видам многотоннажных отходов должна была приблизиться к 100%.
Уровень переработки зол и шлаков ТЭС предполагалось поднять до 59%, ТБО – до 35–50%, изношенных шин – до 82–100%, фосфогипса – до 60–82%. Для достижения этих целей планировалось проведение широкомасштабных НИОКР и введение в строй отраслевыми министерствами необходимых производственных мощностей.

Сегодня не утратившие актуальности вопросы утилизации и переработки промышленных отходов решаются предприятиями бессистемно, поскольку новые методы государственного регулирования в сфере рециклинга пока не могут обеспечить существенного прогресса в этой области. Подпрограмма «Отходы» ФЦП «Экология и природные ресурсы», в рамках которой хотя бы частично решались некоторые вопросы переработки отходов, была отменена в 2005 г.

Глава Ассоциации рециклинга отходов Михаил Малков уверен, что консолидированные усилия бизнеса и государства смогут сдвинуть ситуацию с «мертвой точки».

– Создание развитой индустрии переработки и утилизации отходов предусмотрено утвержденной Правительством Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Какие шаги, по вашему мнению, следует сделать, чтобы создать необходимые условия для развития индустрии переработки и утилизации отходов?
– Формирование и развитие отходоперерабатывающей индустрии – комплексная межотраслевая задача. По официальным данным, в стране ежегодно образуется около 5 млрд тонн отходов, номенклатура которых состоит почти из тысячи позиций. Я говорю только о тех, которые включены в ФККО, на самом деле их гораздо больше. Формирование индустрии их переработки и утилизации подразумевает организацию всего цикла обращения с отходами: образование, сбор, транспортировка, использование, обезвреживание, размещение.
Первое, что нужно сделать – определить приоритеты и наладить системное планирование в масштабах страны, отрасли и региона, предполагающее установление конкретных целевых показателей, сроков и способов их достижения, ответственности за результат.
Нужно планировать образование, использование, обезвреживание и размещение отходов на годы вперед. Но не просто прогнозировать, а одновременно определять набор организационных, правовых, экономических и технологических условий, необходимых для достижения поставленных приоритетов.
Основная задача такого планирования – определить, что нужно для увеличения экономической активности бизнеса в выбранном приоритетном направлении. Что из необходимого можно решить настройкой стандартных рыночных механизмов, а что невозможно решить без прямого административного вмешательства.

– Вы говорили о необходимости системного подхода в решении этой задачи. Как вам видится роль государства в создании индустрии рециклинга?
– Роль государства представляется ключевой. В России, располагающей большой и богатой сырьевыми ресурсами территорией, вопрос вовлечения отходов в промышленное использование будет решаться крайне сложно. Эволюционным путем к 2020 г. развитая индустрия рециклинга в России не сформируется.
В странах Евросоюза, испытывающих дефицит как земли, так и сырья, на достижение современных показателей использования отдельных видов отходов ушло около 30 лет.
В России естественных базовых условий, необходимых для интенсивного развития индустрии рециклинга, нет. Спрос на коренную модернизацию системы управления отходами, ориентированную на увеличение доли их повторного использования, может сформировать только государство – на уровне национального проекта.
Только в случае убедительного сигнала сверху можно скорректировать мышление и поведение целевой аудитории, преодолеть бюрократию и перенаправить инвестиционные приоритеты крупного бизнеса, без которого задачу интенсивного развития индустрии переработки и утилизации отходов не решить.
Иными словами, роль государства – поставить вопрос на повестку дня, объяснить бизнесу серьезность намерений и подтвердить готовность «подставить плечо» при решении поставленной задачи. Остальное, как говорится, дело техники.

Завод по переработке ТБО (Белгород)– Рециклинг – это сфера, где сталкиваются противоречащие друг другу интересы представителей разных отраслей экономики.
Тем не менее Ассоциация намерена консолидировать это бизнес-сообщество…

– Создавая Ассоциацию, мы осознавали все сложности, которые могут возникнуть на пути консолидации «разношерстного» бизнес-сообщества. Но также мы понимали, что вопрос необходимости развития индустрии утилизации отходов, озвученный президентом на Совете безопасности и включенный в стратегию развития России до 2020 года, не должен повиснуть в воздухе, не найдя ответственного исполнителя.
Сейчас в федеральных органах исполнительной власти нет структуры, которая бы занималась межведомственной координацией и созданием условий для развития индустрии. Причастны все: Минприроды, Минпромторг, Минрегион, Минэкономразвития, Минэнерго, Минтранс, региональные власти и муниципалитеты. При этом непонятно, кто конкретно должен создать условия для развития индустрии утилизации отходов.
Поэтому в сегодняшних условиях «связующим» может оказаться любое из перечисленных ведомств, если интересанты найдут аргументацию для того, чтобы убедить чиновников выступить с инициативой и добиться решения вопроса. Но «одного государственного окна», ответственного за вопросы рециклинга отходов, нет, и все вопросы регулируются рынком.
Именно на этом поле работает Ассоциация. Мы поднимаем подобные вопросы, приглашаем к обсуждению всех участников процесса, изучаем проблему со всех сторон и обсуждаем варианты решения. Если в ходе этой работы выявляется конкретный обоснованный вариант решения и консолидированная группа интересантов, мы выступаем с соответствующей инициативой.
Кстати, вопрос использования отходов при производстве цемента мы планируем рассмотреть в июне. Это очень перспективное направление.

– Как повлияет на ситуацию будущий закон «О введении ответственности производителя в сфере обращения с отходами», проект которого сейчас активно обсуждается всеми заинтересованными лицами?
Речь идет о Концепции проекта закона, подготовленной в инициативном порядке Ассоциацией рециклинга отходов. Получив поддержку в двух комитетах Госдумы, она направлена на рассмотрение в профильные министерства. Концепция построена на трех положениях.
1. Введение механизма платы производителей и импортеров за утилизацию отдельных видов продукции массового потребления, утратившей потребительские свойства. В первую очередь речь идет о таких массовых отходах, как вышедшие из эксплуатации автомобили, изношенные шины, отработанные масла и масляные фильтры, аккумуляторы, «электронный лом», отходы тары и упаковки.
2. Создание института саморегулирования участников рынка, занятых в сфере сбора и утилизации указанных отходов, с наделением его полномочиями получать и распределять плату за утилизацию для компенсации части понесенных затрат и обеспечения плановой рентабельности при осуществлении убыточных операций.
3. Введение отдельных механизмов экономического стимулирования деятельности по переработке отходов и вовлечению вторичного сырья в хозяйственный оборот.

Если говорить о возможном влиянии готовящегося закона на ситуацию в сфере рециклинга, то в случае его принятия рынок переработки отходов начнет стремительно развиваться.
Принятие закона приведет к очевидным экологическим, социальным и экономическим последствиям: уменьшению объемов захоронения отходов, появлению новых рабочих мест, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства, развитию технологической базы, улучшению показателей ресурсо- и энергосбережения в отдельных отраслях промышленности.

– Линии глубокой переработки отходов, используемые в России – это зачастую высокотехнологичные зарубежные разработки. Можно ли ожидать инвестиций в отечественное производство подобных технологий или российский рециклинг будет по-прежнему использовать импортное оборудование?
– Помимо высокотехнологичного и надежного оборудования, произведенного признанными в мире компаниями, на российском рынке продается еще и большое количество низкокачественного дешевого оборудования из азиатских стран. Доля местных производителей объективно мала. Но справедливости ради отмечу, что есть и высокотехнологичные производства, работающие на отечественных технологиях.
Правда, они возникли и работают в основном не благодаря, а вопреки. Государство ими не только не гордится, но, возможно, и не знает об их существовании. Не говорю уже о поддержке в продвижении российского оборудования в сфере утилизации отходов на внутреннем и внешних рынках.
Это минус, характерный для современного уровня развития отходоперерабатывающей индустрии – с ее несформированным рынком и отсутствием тенденций к его росту.

Какие технологии сформируют завтра российскую индустрию рециклинга – вопрос государственной политики. В применении зарубежных разработок нет ничего плохого, особенно если производство оборудования локализовано в России. В большинстве случаев нам не стоит изобретать велосипед.
Но импортные технологии нужны там, где мы не имеем конкурентоспособной российской альтернативы. Более того, при выборе между лучшим зарубежным или хорошим отечественным стоит сильно подумать. И главное – там, где есть основания для инновационного технологического прорыва, нужно создать все условия, чтобы этот прорыв состоялся. Но без государственной политики в сфере утилизации отходов не обойтись.

Татьяна Рейтер

Использование вторичного сырья в ЕС
Вид вторичного сырья Использование вторсырья в странах ЕС
Лом черных металлов  > 45% всей стали в ЕС выплавляется из лома
Макулатура > 50% всей бумажно-картонной продукции изготавливается из макулатуры
Стекло Уровень повторного использования отходов стекла в ряде стран ЕС > 85%
Пластмасса  Уровень использования (переработка + сжигание для получения энергии) отходов пластика в ряде стран ЕС > 50%
Резина, в т.ч. шины  Уровень использования старых покрышек в отдельных странах ЕС ~ 90%
Использование вторичного сырья
Вид вторичного сырья Использование
от образования, % 
Доля в производстве
продукции, %
Лом черных металлов  83 23
Макулатура 36 12
Стекло 25 8
Пластмасса 11 4
Резина, в т.ч. шины 10 3
Образование и использование отходов
На территории России накоплено  > 83 млрд тонн твердых промышленных и коммунальных отходов
Ежегодно в стране образуется  Промышленных отходов – более 3 млрд тонн
Навоза и помета – сотни млн тонн
Осадков сточных вод промышленных и коммунальных предприятий – более 80 млн тонн
Твердых коммунальных отходов – более 40 млн тонн
Строительных отходов – десятки млн тонн
Медицинских отходов – не менее 3 млн тонн
Средний уровень использования твердых отходов Промышленных – 35–45 %
Коммунальных – 3–5%
Ежегодный прирост неиспользуемых твердых отходов 2–2,5 млрд тонн

Другие материалы по теме

X