жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Параметры защиты

У лакокрасочных материалов несколько функций. Основные из них – защитная и декоративная. Чтобы ЛКМ выполняли свое предназначение, они должны соответствовать российским и международным стандартам, что подтверждают аккредитованные организации.

Соответствие нормативу обязательно

По мнению специалистов лаборатории климатических испытаний ЛКМ ФГУП «ЦНИИ КП «Прометей», проверка ЛКМ начинается с… осмотра транспортной тары. В частности, потому, что существует подделка не только картин, но и красок. Более детальный анализ дает результат испытаний на устойчивость покрытий к повышенной и пониженной температуре и влажности, на устойчивость в среде соляного тумана и сернистого газа, к воздействию солнечной радиации. Отдельно проводится серия стандартных механических опытов на растяжение, сжатие, изгиб, ударную прочность и так далее.

Серьезная проверка необходима, потому что многие покрытия работают в экстремальных условиях. Раньше проводились натурные испытания: наносилась краска на действующие корабли и после дальних походов анализировалось ее состояние. Теперь все ситуации и процессы моделируются с помощью лабораторной аппаратуры (свет солнца, состав морской воды, холод, жара).

Требования дифференцируются в зависимости от дальнейших условий эксплуатации материала. Например, степень дисперсности наполнителей. Для придания лаку того или иного цвета добавляется пигмент. Необходимо проверить степень его зернистости. Для судов, где толстое покрытие, достаточно 40 микрон, для автомобилей – не более 10. Притом качество продукта должно быть высоким, а трудозатраты при его использовании – низкими. Чтобы покрыть поверхность один раз, но надолго.

Укрывистость (в г/м2) – это способность делать невидимым цвет подложки. Определяется нанесением краски на черно-белую шахматную доску. Допустим, в норме она должна укрывать поверхность при толщине 100 микрон. Если не укрывает – значит, сэкономили на пигментах, положили более дешевые.

В лаборатории климатических испытаний ЛКМ ФГУП «ЦНИИ КП «Прометей» проводятся не только многодневные, но и ускоренные испытания по ГОСТу 9.40-91 «Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических факторов». Например, исследования времени жизнеспособности двухкомпонентных эпоксидных композиций. Такие данные актуальны, например, для строителей КАД, где требуется обеспечить срок службы краски 10–15 лет. А значит, должны применяться хорошие эпоксидные материалы с качественными пигментами, использоваться правильно подобранная схема нанесения.

– Иногда заказчик грешит на краску, – рассказывают в лаборатории. – А начнем разбираться – оказывается, что она ни при чем. Был маляр неумелый, наносил покрытие неравномерно, под дождем. А ведь даже грунтовку надо положить правильно, чтобы она высохла, но не пересохла перед нанесением следующего слоя. И слои должны быть определенной толщины. И не красить при температуре ниже плюс 5 градусов (хотя есть морозостойкие краски). Впрочем, это совет специалиста – температура в нормируемые показатели не входит.

Мировая и отечественная наука предлагают потребителям новые материалы, производители выводят на рынок продукты, которых прежде себе даже не представляли, – например, выпущенные по нанотехнологиям.

В строительстве подводных объектов появились экологически чистые противообрастающие эмали. Раньше в них добавляли ртуть, мышьяк, потом – оловосодержащие вещества. Теперь выпускают продукцию вовсе без биоцидов. Появились эпоксидно-алкидные, эпоксидно-уретановые, эпоксидно-полиэфирные, наконец, эпоксидно-силиконовые краски. В последнее время стали применять различные уретаны, в том числе самые «модные» однокомпонентные, отверждаемые влагой воздуха. За границей, а с недавнего времени и в России, применяют самоочищающиеся, самозалечивающиеся краски.

Еще одно новое направление – использование нанотехнологий для получения градиентных покрытий на основе эпоксидных олигомеров. Это система по принципу «все в одном флаконе». Не нужно наносить отдельно грунтовку, промежуточный слой, покрытие. Краска сама расслоится, внизу будет грунтовочный слой, наверх всплывет отделочный. Такие материалы только начинают применяться, а значит, разрабатываются и новые методы испытаний.

Экспертиза на подлинность

Яковлев.jpgАнатолий Яковлев, профессор Санкт-Петербургского государственного технологического института (Технического университета):

– Несколько лет назад один наш коллега решил сделать маркетинговый анализ рынка ЛКМ. Взял самую распространенную пентафталевую краску ПФ-115 разных торговых марок. Почти все были иностранного производства и только одна – отечественного, которая, кстати, оказалась хуже и дороже всех. Реклама всей этой продукции утверждала, что для наружных работ лучше красок нет. Коллега провел их испытания. На цвет, вязкость, время высыхания, адгезию, устойчивость к механическому воздействию, атмосферостойкость и т. д. Оказалось, большинство материалов полностью не соответствовали стандартам.

В производстве ЛКМ есть много «хитростей», которые научились применять наши фирмы. Когда-то лакокрасочные материалы производились в соответствии с требованиями ГОСТов. Сейчас некоторые производители дорогой пигмент заменяют более дешевым, используют растворители низкого качества, разные пленкообразователи. В итоге требованиям ГОСТа материалы не отвечают. Зато фирмы вправе писать свои ТУ, которые массовому потребителю ничего не говорят. Но главное – материалы, выпущенные по ним, не соответствуют эксплуатационным требованиям. И это показывают проверки. Например, положено, чтобы покрытие высыхало за сутки, а этого не происходит. Ну и что, отвечает производитель, мы не по ГОСТу выпускаем, а по ТУ, если вас устраивает материал, покупайте.

Конечно, есть предприятия, которые ответственно подходят к качеству ЛКМ. Яркий пример – белорусские заводы, работающие еще с советских времен. Эта страна занимает третье место по объему поставок ЛКМ в Россию после Финляндии и Германии.

В Петербурге также есть несколько компаний с хорошей репутацией. В частности, неплохие водоэмульсионные краски делает «ЭмЛак», где работает много наших выпускников. Там используют импортные полиакрилатные латексы. А предприятие «Кронос», руководит которым профессор д.т.н. И. А. Сусоров, наладило производство алкидно-уретановых и других быстро сохнущих красок, которые заменили старые краски в вагоностроении.

На лакокрасочных предприятиях, конечно, есть свои лаборатории. Но для всесторонних испытаний (механических, физико-химических, климатических и т. д.) нужны специализированные, аккредитованные организации. Ведь проверять надо по двум десяткам показателей. Таких экспертных центров, которые вправе дать объективное заключение по качеству ЛКМ, в городе всего несколько. В том числе наши ООО «Рутил», фирма «Вапа».

Сейчас в мире большое значение придают экологической безопасности лакокрасочных материалов. Для того чтобы ее подтвердить, необходимо определить процентное содержание растворителя. Например, «экономическая» олифа состоит из него на 50%. А есть ряд мебельных красок и лаков, где содержание растворителя достигает 70–90%. А по зарубежным нормативам эта цифра не должна превышать 20%. Вот почему многие ЛКМ имеют рынок сбыта только в России и странах СНГ.

Единственная продукция, у которой есть дальние адресаты, – порошковые материалы, которые наносят в электрополе. Кстати, разработаны они впервые в нашем институте 50 лет назад. Водоэмульсионные материалы мы получили одновременно с зарубежными коллегами, а пентафтали синтезировали впервые в мире. Сейчас таких крупных научных достижений, к сожалению, нет.

Из последних наших лабораторных исследований – заказ на состав порошковой краски, которой можно окрашивать в разные цвета белый силикатный кирпич. Она должна быть разноцветной и обеспечивать долговременную защиту и хорошую адгезию к поверхности кирпича. Формирование покрытия происходит при температуре 200°С под ИК-излучателем, который нагревает только поверхностный слой. Задача трудная, но выполнимая в наших условиях.

Подготовил Виктор Малков

Другие материалы по теме

X