жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное
Строим Добро

От кризиса к развитию

Рынок лакокрасочных изделий активно восстанавливается после кризиса. По мере роста объемов производства ЛКМ появляются современные разработки и новые материалы.

Каково состояние отрасли ЛКМ и насколько производители заинтересованы в разработке и выпуске инновационной продукции, обсудили участники делового разговора, организованного журналом «Промышленно-строительное обозрение».

– Как сегодня развивается рынок лакокрасочных материалов? Как повлиял на него экономический кризис?

Андрей Дринберг:

– Очевидно, что современный мировой экономический кризис значительно повлиял на состояние лакокрасочной промышленности и будет влиять в дальнейшем.

Восстановление рынка ЛКМ тесно связано с восстановлением сектора конечного потребления, прежде всего – строительства и производства. Хотя в 2010 году наблюдается небольшое увеличение потребления ЛКМ для строительства, по моему мнению, говорить о выходе из кризиса еще рано. Нормальный экономический подъем начнется в 2011–2012 годах. Именно тогда и будет наблюдаться изменение структуры рынка. Скорее всего, значительно вырастет потребление декоративных ЛКМ и материалов для окраски древесины.

Татьяна Ленкова:

– Я бы оценила сегодняшнее состояние развития рыночных отношений в России как переходное. И это касается не только рынка ЛКМ. Сегодняшняя ситуация напрямую зависит от состояния законодательной базы, от формирующегося сегодня комплекса нормативных документов и рекомендаций.

Последние пять лет активный рост наблюдается в отрасли строительных ЛКМ, где наиболее перспективным сегментом являются материалы индустриального назначения.

Можно отметить и общие для рынка тенденции: сокращение потребности в стандартных материалах, переход на высокотехнологичные ЛКМ и увеличение доли качественных финишных покрытий. А также рост требований потребителей к экологической безопасности продукции.

Наиболее серьезными игроками на рынке сегодня являются европейские компании, выпускающие продукцию под известными брендами, – те из них, которые построили новые или выкупили отечественные заводы по производству ЛКМ. У таких производителей наиболее широкий диапазон ассортимента продукции: от бюджетных продуктов, выпускаемых в России, до материалов премиумкласса, импортируемых из Европы.

 Стоит отметить, что значимой составляющей продукции, поставляемой на рынок, сейчас выступает его технологическое сопровождение, сервис. Это в первую очередь касается профессиональных материалов.

Игорь Романов:

– Мы работаем на рынке DIY, который пострадал во время кризиса в наименьшей степени, значительного снижения спроса в этом сегменте не было и не ожидается. Однако если говорить об отрасли в целом, несомненно, кризис оказал серьезное влияние на рынок индустриальных материалов, и в том числе на сектор строительных материалов для корпоративного потребителя.

Прослеживается устойчивый тренд на сокращение объемов импорта ЛКМ. В первую очередь это вызвано тем, что заметные европейские производители (Tikkurila, Akzo Nobel, Caporol, Meffert и др.) ввели в строй собственные производственные мощности в России.

Традиционно отечественные производители являются заметными игроками на рынке СНГ. Но спрос на продукцию российского производства также сокращается.

Зато стоит отметить, что объемы внутреннего потребления в России растут.

В частности, сегмент лакокрасочной продукции для индустриального строительства с начала года показывал положительную динамику. Так, в первом полугодии 2010 года объем потребления ЛКМ увеличился на 15% по отношению к аналогичному периоду 2009 года, правда, сейчас он несколько замедлился – до 12–13%, ожидаемых во втором полугодии. Можно предположить, что объем производства ЛКМ для индустриального строительства по итогам текущего года приблизится к уровню докризисного 2008 года.

Общий рост потребления ЛКМ по итогам 2010 года ожидается на уровне 10%, хотя в следующем году темпы роста замедлятся до 7–8%.

В то же время доходность рынка существенно сократилась. И причина этого – ценовые войны, которые ведут производители и поставщики, отсутствие внятных правил игры на рынке. Кроме того, существенно выросла доля производства продукции экономкласса.

Увеличение выпуска дешевых материалов в общем объеме производства стало одной из основных тенденций развития рынка ЛКМ в кризисное и посткризисное время. Подобные шаги начали предприниматься в конце 2009 года – как антикризисное предложение. Так, например, «Тиккурила» и другие предприятия не только увеличили поставки недорогих материалов, но и начали выпускать продукцию в сегменте субэкономкласса. Кроме того, основные игроки рынка, такие как «Тиккурила», «Эмпилс», «АБС Фарбен» и другие, сделали главную ставку на производство массовой продукции по невысокой цене.



– Насколько активно выводятся сейчас новые лакокрасочные материалы на рынок?

Велик ли на них спрос?

Татьяна Ленкова:

– Сейчас на многие виды материалов сертификацию сделали добровольной, отменены санитарно-гигиенические заключения, вводятся декларации и сертификаты на пожарные характеристики продукции. Но все это пока находится в достаточно «сыром виде». По мере четкого формирования требований будут создаваться и новые продукты. Хотелось бы, чтобы это происходило с учетом мировых тенденций и современных разработок. До сих пор при поставке высококачественного материала с сертификатом международного образца на российское предприятие можно столкнуться с требованием предоставить на продукцию ГОСТ или ТУ.

– Появились ли в последние полтора-два года новые инновационные ЛК материалы?

Андрей Дринберг:

– Западные компании в последнее время выводят на рынок целую серию новых ЛКМ. Конечно, они существенно дороже, чем продукция российских компаний. Однако при этом данные импортные материалы, как правило, отличаются более высокими эксплуатационными свойствами и экологичностью.

В число подобной продукции можно отнести: водные акрил-уретановые ЛКМ (производства Akzo Nobil), материалы, отверждаемые влагой воздуха, специальные фасадные краски с добавлением кремнийорганики (Caporol). А также ЛКМ для теплоизоляции со специальным наполнителем (вакуумные шарики), специальные противообледенительные составы (ХК «Пигмент»), ЛКМ, выпущенные с применением нанотехнологий.

Татьяна Ленкова:

– К инновационной продукции стоит отнести в первую очередь материалы на основе нанотехнологии. Это ключевая технология XXI века, которая охватывает процессы, происходящие с частицами в десятки тысяч раз меньше миллиметра. Краску на основе нанотехнологии (Kieselit–Fusion) первым разработал и представил на европейский рынок завод ALLIGATOR (Германия) в 2005 году.

Одно из многочисленных достоинств этого продукта в том, что подобранная комбинация пигментов-наполнителей в сочетании с микроструктурной поверхностью действуют фотокаталитически – загрязнения на фасаде распадаются благодаря воздействию света. В Петербурге достоинства этой краски можно воочию оценить на комплексе зданий Академии художеств, а также на фасаде Русского музея.

Игорь Романов:

– Мы работаем в сегменте DIY, который не предполагает большого спроса на прорывные технологии, особенно в России.

В первую очередь российский рынок ЛКМ развивается в части увеличения доли и расширения ассортимента водно-дисперсионных материалов. Так, если еще пять лет назад на рынке доминировали материалы на органических растворителях, то сейчас ЛКМ на водной основе постепенно занимают доминирующее положение. И в дальнейшем доля водно-дисперсионных ЛКМ в структуре общероссийского производства будет только расти. Это общемировая тенденция. Например, в европейских странах доля красок на водной основе составляет в различных сегментах рынка от 60 до 100%. Такие материалы экологически безопасны и, как правило, не уступают по потребительским и эксплуатационным свойствам продукции на органических растворителях, которые в своем большинстве переходят в низкий ценовой сегмент.

– Какие новые технологии производства ЛКМ вы могли бы отметить?

Андрей Дринберг:

– Современные тенденции в развитии технологии производства ЛКМ – это прежде всего отказ от организации крупных многотоннажных производств. Сейчас наблюдается тенденция создания небольших мобильных заводов по производству ЛКМ, которые можно разместить у домостроительных комбинатов или вообще непосредственно на строительной площадке. Этим значительно снижаются транспортные расходы, расходы на тару и необходимость содержания большого штата персонала.

Игорь Романов:

– Чаще всего производство инновационных продуктов – исключительно вопрос конъюнктуры. Все-таки российская наука достаточно отстала от мирового уровня. Конечно, некие новые разработки выводятся, однако их нельзя назвать принципиально новыми.

Выводятся на рынок перспективные, интересные продукты – энергосберегающие, шумоизолирующие, обладающие бактерицидным действием ЛКМ. В основном – материалы, которые были известны и ранее, однако не использовались для массового потребления. Еще одно перспективное направление для лакокрасочной отрасли – производство продукции для обработки дерева. Эти товары интересны для широкого сегмента потребителей, от деревообрабатывающих предприятий до владельцев загородных деревянных домов.

В целом же наиболее актуальный путь развития российского рынка ЛКМ – адекватно воспринять и применить на практике европейский опыт производства.

Подготовила Славяна Румянцева

Общий рост потребления ЛКМ по итогам 2010 года ожидается в районе 10%, хотя в следующем году он замедлится до 7–8%.

Другие материалы по теме

X