жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Еще раз о безопасности

По мнению экспертов, предотвратить аварийные ситуации, повысить надежность зданий и сооружений помогут введение техрегламента и обязательный мониторинг состояния несущих конструкций.

Об актуальных проблемах обеспечения безаварийной службы зданий и сооружений рассказывает Владимир Егоров, д. т. н., зав. кафедрой «Строительные конструкции», декан факультета «Мосты и тоннели» ПГУПС.

– Владимир Викторович, какие недочеты в системе обеспечения безопасности зданий лежат на поверхности и можно ли в современных условиях изменить ситуацию?
– Сначала – об эксплуатируемых зданиях. По аналогии с автомобилями, которые каждые три года проходят техобслуживание, необходимо уделить внимание и эксплуатируемым зданиям. Несмотря на разговоры, нет четкого регламента на техническое обслуживание построенных домов.

Пока он не введен, будем работать в режиме пожарной команды и не сможем прогнозировать изменения в состоянии зданий. При этом речь не идет о дорогостоящих обследованиях. На первом уровне помогла бы ежегодная фиксация изменений конструкций. Это можно делать визуально либо при помощи простых приборов. Производить наблюдение способна та организация, у которой на балансе находится здание.
На деле, когда мы приходим обследовать здание, сталкиваемся с тем, что десятилетиями никто не следил за изменениями в его техническом состоянии. Как правило, отсутствует строительная документация на объект, а эксплуатация здания ведется с нарушениями.

– Любые дополнительные затраты непопулярны, ведь уже сегодня стоит вопрос о непомерных тарифах на услуги ЖКХ.
– Постоянное наблюдение, наоборот, может снизить затраты. Например, большая часть проблем в зданиях города связана с отсутствием водосточных труб и плохими кровлями. Для исправления этого дефекта не нужны большие затраты. Но если год-два здание стоит без водосточной трубы, нужно вкладывать в сотни раз больше средств, чтобы ремонтировать фасад, стену или несущие конструкции, которые подверглись коррозии и разрушались под действием влаги и мороза.

Приведу конкретный пример. Мы обследовали общежитие в районе метро «Черная речка». Ситуация была кошмарной – из-за неправильно проложенной системы внутренней канализации здание стремительно разрушалось. Пришлось срочно возводить рамный каркас для предотвращения падения стены. Устранение во время выявленного дефекта обошлось бы значительно дешевле.

– Как работают механизмы предупреждения аварийных ситуаций на стадии строительства?
– У нас в стране многие простые вещи становятся сложными. Например, возьмем экспертизу. С одной стороны, конечно, она нужна. Вообще оставлять без внешнего контроля проектировщиков – нельзя. С другой стороны, экспертизу проводят конкретные инженеры, имеющие опыт проектирования в отдельных областях строительства. И мы иногда сталкиваемся с тем, что эксперты навязывают проектировщику технические решения, исходя из собственных субъективных пристрастий.
При использовании в проектах новых конструкций эксперты не всегда успевают глубоко разобраться в существе технического решения. Например, большепролетные конструкции и другие строительные системы новых типов. Не все готовы утвердить такие конструкции из-за элементарной боязни, не говоря жестче, безразличия к развитию строительной практики в России. Предпочтение отдается типовым решениям. Эту ретроградскую функцию легко убрать. Многие вопросы, поставленные экспертом, могли бы сниматься в личном общении. На бумаге не все можно объяснить.

– Расскажите, каким образом обстоит дело с расчетом снеговой нагрузки, ставшей столь актуальной прошедшей зимой.
– В 2003 году СНИП 2.04. 07– 87* «Нагрузки воздействия» в части норм снеговых нагрузок были изменены – их увеличили. Это была реакция на изменения в структуре осадков и неясности в нагрузках. Нормотворческая функция в строительстве за последние 20 лет очень сильно деградировала. К сожалению, реформированы такие институты, как ЦНИИПСК, ЦНИИСК, НИИ железобетона и другие, которые длительное время накапливали информацию, опыт, знания, вносили изменения в нормативную базу. Сейчас хотят быстрого результата. Отсюда низкое качество выходящих в последнее время нормативных документов. В основном в них общие фразы, отправления к старым строительным нормам.
Расчет по снеговым нагрузкам для Петербурга сводился к таким цифрам – нормативная нагрузка принималась в 100 кг на квадратный метр. Использовались коэффициенты перегрузки, на которые увеличивалась нормативная нагрузка.
Для тяжелых кровель из железобетона и т. п. использовался коэффициент 1,4. Соответственно, для таких кровель нагрузка составляла 140 кг. Для легких кровель, вес которых до 70–80 кг на кв. м, применялся коэффициент 1,6, то есть 160 кг снега.
В 2003 году решили, что не нужно давать нормативные снеговые нагрузки, а сразу дать расчетные значения. И для нашего района назвали цифру в 180 кг. Для тяжелых кровель нагрузка увеличилась почти на 30%, а легких – на 20%. И сегодня все пользуются этими нормативами.
Но, к сожалению, в нормах не учитывается тип покрытия. С каких-то кровель снег скатывается, на других – задерживается. В этом вопросе, конечно, требуются уточнения.

– Существуют ли механизмы, способные предотвратить случаи, подобные тому, что произошел в торговом комплексе «Мега»?
– Никакими официальными данными я не располагаю. Только противоречивыми публикациями СМИ. В комментариях писалось, что проектировать нужно по СНиП. Это странно, поскольку все конструкции проектируются таким образом. Только совсем некомпетентный специалист может игнорировать действующие нормы на проектирование. В этом году был повышенный снеговой покров, и в некоторых случаях могла быть превышена расчетная величина снеговой нагрузки. Следует упомянуть, что здания постройки до 2003 года были спроектированы на меньшие нагрузки от снега. Но мы не знаем, что же там обрушилось.
Если профнастил, то это мог быть строительный дефект. Например, профилированные листы, на которые укладывается кровельный настил, должны быть хорошо скреплены между собой. Если этого нет, то несущая способность резко падает.
Если это была балка, в чем я сомневаюсь, мы бы видели серьезные ремонтные работы. Для того чтобы серьезно обсуждать причины, надо иметь авторитетную честную информацию о том, что же произошло. И это тоже проблема. В нашей стране с завидным упорством скрывается информация о причинах обрушений, анализе причин, повлекших аварии.
Не предоставляются результаты, по которым можно сделать выводы, накапливать опыт для предотвращения таких ошибок в дальнейшем.
Росстрой должен взять на себя обязательства в своих изданиях регулярно после таких значимых аварий публиковать компетентные результаты работы комиссии, с детальным разбором всех аспектов – оценкой технического решения, расчетной схемы конструкции, какие вопросы возникли к проектировщикам, к строителям, к эксплуатационникам. Честный анализ послужил бы стране во благо.

– Есть ли у ученых сведения о типах конструкций, которые требуют особого внимания?
– В анализе имеющихся материалов надо быть очень корректным. Поскольку причины бывают комплексные. Часто сама идеология проектирования отдается на откуп машинному расчету. А это лишь средство для решения задач. Сегодня сложилось убеждение, что расчет на компьютере идеален. Это, на мой взгляд, глубокое заблуждение. На этапе ввода данных присутствует человеческий фактор: могут появиться ошибки в нагрузках; неправильно выбранные расчетные схемы, что приводит к неверным результатам. В сложных строительных системах расчетные ошибки выявить затруднительно.
При эксплуатации часто страдают распорные конструкции. Может возникать эффект «домино», когда потеря несущей способности одним элементом влечет за собой последовательное разрушение всей системы в целом.
Второй аспект, я считаю, – в любых конструкциях следует дополнительно тратить какое-то количество материалов и создавать системы резервирования в несущих элементах.
Без систем резервирования трудно надеяться на долговечность работы конструкции.
О железобетонных большепролетных конструкциях можно сказать, что они могут вызывать вопросы, потому что содержат много скрытых элементов. Если в металлических конструкциях до большинства элементов можно добраться и определить их состояние, то в железобетонных самым важным является армирование. И очень многое зависит от добросовестности и профессионализма строителя.
Также под пристальным вниманием должны находиться популярные монолитные железобетонные конструкции с шагом колонн 12 на 12 и более. Примеров их применения много – крупные торговые центры, вокзалы, логистические комплексы. В самой системе есть существенные внутренние резервы, но на стадии возведения все можно свести к нулю за счет брака в строительстве. Он, к сожалению, сейчас не редок.

– Вы считаете, что недостаточно ставить основной фильтр на стадии проектирования, когда реальные проблемы возникают на стадии реализации?
– Проектировщик – самое уязвимое лицо в рассматриваемой цепочке. Он везде оставляет свою подпись. А после того, что наделали строители, часто не остается документальных подтверждений сделанного. Хотя все обязаны создавать рабочую строительную документацию, ее зачастую делают после того, как стройка завершается. Прораб обычно задним числом подписывает акты скрытых работ.
Сейчас, надо сказать, некоторые организации приняли за правило, например, все армирование фотографировать перед заливкой бетона. В разных ракурсах, с линейкой, чтобы можно было увидеть шаг и диаметр арматуры. По-моему, такая видеофиксация – недорогой способ облегчения анализа ситуации и просто просмотра. А сегодня юридически необходимы только акты на скрытые работы.

Проектирование же надо усилить развитием расчетных положений: первое – это резервирование, второе – расчеты на прогрессирующие разрушения и третье – расчеты надежности строительных систем.


Читайте также:

Для того чтобы обеспечить возможность строительства линии метрополитена, компанией «Нижегородский водоканал», сотрудники которой наравне с другими интернет-пользователями имеют возможность посетить портал http://agpipe.ru/plastikovye-truby-dlya-otopleniya и купить пластиковые трубы, проводятся уникальные для региона работы, в ходе которых будет выполнена перекладка канализационного коллектора.

Другие материалы по теме

X