жк днепропетровская 37 евротрешка

Актуальное

Ассоциация «Абетон», как инструмент рыночного воздействия

Избрание заместителя директора ЗАО «Проммонолит» Михаила Бизяева президентом Ассоциации «Абетон» вызвало неоднозначную реакцию среди коллег. Тем не менее, один из самых авторитетных специалистов-бетонщиков получил единогласное «за» от всех участников собрания. Такая поддержка, по мнению нового президента, ко многому обязывает.

 

-Михаил Викторович, вы, баллотировались в президенты с определенной программой? Как вам представляются основные задачи Ассоциации?

 

-Откровенно говоря, я никогда не думал о президентстве, но мои коллеги по ассоциации выдвинули меня, а руководство ЗАО «Проммонолит» и ОАО «Монолитсрой» поддержали, и собрание Ассоциации единогласно выбрало меня своим президентом.  Это большая ответственность и доверие, которое мне еще предстоит оправдать. Конечно, свое видение ситуации на рынке бетона и железобетона у меня есть, но определять основные направления деятельности будут сами члены Ассоциации. Ведь «Абетон» – общественная организация с коллегиальным управлением.

Сегодня в ее рядах состоят 22 предприятия  из Санкт-Петербурга по производству бетона и элементов сборного железобетона, которые в совокупности занимают на рынке около 80% товарного бетона  и примерно 70% железобетонных изделий и конструкций. Они отличаются по объемам производства, по его направленности, по номенклатуре изделий. Каждый из них по-своему понимает предназначение Ассоциации и свою роль в ней, имеет возможность высказывать свое мнение и отстаивать свои позиции на собраниях или на заседаниях правления. Задача органов управления – учесть эти мнения, выработать ключевые направления работы Ассоциации и нацелить компании на решение конкретных проблем.

Проблемы эти находятся вне зоны коммерческих интересов компаний. Для нормальной работы нашего бизнеса важно сформировать понятное всем правовое поле, обеспечить «прозрачность» рынка, защитить потребителя от недобросовестных поставщиков.

Для этого Ассоциации необходимо, прежде всего, стать действующим инструментом в поддержке производителей качественных стройматериалов и, главное, в создании современной нормативной базы.

 

-Попытка упорядочить эти вопросы предпринимается не в первый раз. Насколько обострилась эта задача для производителей стройматериалов в посткризисный период и насколько она решаема?

 

-В отличие, например, от цементного рынка, рынок бетона и железобетона менее структурирован и более конкурентен. Его участникам очень сложно договориться между собой, хотя общие проблемы есть. Одна из них – профессиональное лоббирование и защита интересов предприятий стройиндустрии.  На стройки Петербурга  поступает железобетон из Пскова, Новгорода, других регионов.  Сам по себе железобетон — недорогой продукт, и транспортная составляющая ощутимо сказывается на его цене. Поэтому, если железобетон везут за 300-400 км, и он оказывается дешевле, чем местный продукт, то возникает вопрос, насколько он соответствует  установленным техническим требованиям и нормативам. Речь в данном случае идет не столько о лоббировании местного производителя, сколько о правилах поведения на рынке и добросовестности поставщиков, а также потребителей стройматериалов, которые по закону  отвечают за безопасность и качество строящихся объектов. Отсюда вопросы к СРО. Миновал год и три месяца с момента вступления в силу закона о саморегулировании. Но как он действует? Каковы его результаты?

 

-То есть проблемы производителей стройматериалов заложены на уровне федерального законодательства?

 

-В самом законе о саморегулируемых организациях заложен серьезный конфликт интересов, так как из цепочки «изыскатель – проектировщик – производитель строительно-монтажных работ» выпал поставщик стройматериалов, чья продукция определяет конструктивные особенности объекта, в том числе связанные с обеспечением безопасности и жизнедеятельности людей.

Но по закону о техническом регулировании  продукция полежит контролю на стадии обращения, и начатая было дискуссия о том, должен ли закон о саморегулировании распространяться на производителей стройматериалов, постепенно потеряла свою остроту.

Но рано или поздно она возобновится. Ведь сегодня подрядчик покупает ригели и балки у производителя железобетона, не подпадающего под действие закона о СРО. Вся ответственность за качество выполняемых работ и, соответственно, за качество стройматериалов лежит на подрядчике, то есть он должен осуществлять процедуру контроля за используемыми конструкциями, хотя непонятно, как и какими средствами.

Вместе с тем, начались процедуры проверок компаний имеющих допуски от СРО. Возникает множество вопросов: чем эти проверки регулируются, какими нормативами, кто их утверждает и разрабатывает, почему им можно доверять?  А ведь несоответствие стандартам — это способ убрать неудобные компании с рынка.

Самое неприятное во всей этой ситуации заключается в том, что быстро эти вопросы не решить, а последствия некачественного строительства носят отложенный характер. Качество конструкций определяет их долговечность и, к сожалению, сложно прогнозировать, что будет с этими конструкциями через 20-30 лет. Поэтому мы все становимся заложниками решений принятых без активного участия специалистов, малоэффективной системы регулирования и отсутствия жесткого контроля со стороны государства.

 

-Получается, что сегодня рынок стройматериалов не имеет ни законодательного, ни инструментального контроля?  Что в таком случае может изменить общественная организация?

 

-В 2010 году в Росстрое РФ создан технический комитет по вопросам стандартизации, к работе которого будут привлечены эксперты, представители научных, проектных организаций, стройиндустрии. И мы сможем направлять туда наши разработки и предложения.

Если обратиться к европейскому опыту, то можно убедиться: там все операции по проектированию,  транспортировке, укладке бетона в конструкцию, изготовлению конструкций, уходу за бетоном увязаны в единый стандарт, причем не добровольного применения, а жестко регламентированный государством.

У нас такого единства нет. Прежние стандарты разрабатывались исходя из заводских условий изготовления бетонных и железобетонных конструкций, не было такого объема монолитных работ  и технических решений для их реализации. Да, старые ГОСТы тормозили развитие передовых технологий, но новые стандарты в полном объеме так и не были созданы, отрасль оказалась вне правил игры. Устанавливать и контролировать эти правила, по моему мнению, задача государства, но профессиональная Ассоциация должна в этом активно участвовать. Она больше всех заинтересована в разработке и производстве  материалов, которые обеспечивали бы долговечность и безопасность зданий и сооружений.

Строители иногда упрекают нас в лоббировании коммерческих интересов. Могу их успокоить – если бы мы могли договариваться между собой об отпускных ценах, то хоть как-то начали бы  регулировать во многом анархичный рынок. На деле Ассоциация в качестве инструмента влияния на рынок должна заниматься нормотворчеством, стараясь создавать прозрачные и одинаковые для всех правила игры. Тогда, по крайней мере, можно будет представлять себе ситуацию на рынке и разумно, в рамках действующих законов, управлять ею.

 

-Если понимание  таких основополагающих вопросов есть у всех членов Ассоциации, то в чем проблема консолидации производителей?

 

-У меня есть небольшой опыт участия в работе первого в России Некоммерческого партнерства СРО «Производители качественных строительных материалов» Свердловской области. Надо сказать, что на Урале сложился свой, отличный от питерского, подход к решению озвученных вопросов. В Сибири – другой, обусловленный региональными особенностями. В Татарстане – третий… Сегодня в России насчитывается свыше 12 тысяч производителей бетона и железобетона. Консолидировать наши интересы, да и просто собрать представителей на одно мероприятие без участия региональных ассоциаций очень сложно. Мы не цементный рынок, где общие вопросы могут решать 10-12  собственников цементных заводов.

Именно поэтому государство должно играть в этом процессе стержневую роль. Оно является заказчиком значимых дорогостоящих объектов и должно быть заинтересовано в их качественном строительстве. Новый устав Ассоциации, к примеру, предусматривает создание двух новых структур – наблюдательного совета и комиссии по техническому регулированию. Для участия в работе комиссии мы планируем приглашать чиновников из строительного комитета, так как совместное обсуждение и выработка решений представляется, на мой взгляд, взаимовыгодным как для производителей стройматериалов, так и для администрации города.

 

Беседовала Татьяна Рейтер

 

 

БИЗЯЕВ Михаил Викторович

В 1981 г. после окончания Пермского строительного техникума по специальности «Технология производства строительных материалов и железобетонных конструкций»  работал  на Чусовском заводе ЖБК мастером смены цеха КСБ, инженером ТО, заместителем  директора  завода. В 1990-1994 гг. занимал должности заместителя ген.директора, директора по развитию ПО «Горнозаводскцемент». Закончил Пермский политехнический институт по специальности «Экономика в строительстве». В 1994-1997 гг.  – директор управления инвестиций ОАО «Альфа Цемент», принимал непосредственное участие в создании и формировании цементного холдинга и управляющей компании с привлечением стратегических иностранных инвесторов. С 1997 года по 2002 год являлся генеральным директором  управляющей компании ОАО «Сланцевский цементный завод «ЦЕСЛА». Прошел обучение в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ по программе МВА «Управление финансами предприятия».  С 2002 г. на протяжении восьми лет работал исполнительным директором в ЗАО «Метробетон». В 2010 г. работал генеральным директором ЗАО «Невьянский цементник» и директора ООО «Невьянское карьероуправление» («ЕВРОЦЕМЕНТ групп»).

С февраля 2011 г. — заместитель генерального директора ЗАО «ПРОММОНОЛИТ». По объемам производства товарного бетона (более 200 тысяч кубометров в 2010 г.)  компания входит в пятерку крупнейших производителей бетона и раствора место в Санкт-Петербурге.

 

 

Другие материалы по теме

X