жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Школа бюрократов

Строительное образование: не без проблем

sadigov.jpgНедавняя конфликтная ситуация (www.izvestia.ru/news/514410) в СПб ГАСУ между студентами-бюджетниками, которым, с их слов, было предложено перейти на платную форму обучения после 4,5 лет учебы, заставила более пристально взглянуть на проблемы подготовки российских строителей. К счастью, сведения об этом конфликте дошли до министра образования (www.fontanka.ru/2012/02/03/140/), так что будем надеяться, что он сделает свое «вертикальное дело», и спор между студентами и руководством одного из лучших строительных вузов страны будет разрешен по справедливости.

Однако после этого стало интересно окинуть взором тот сегмент в сфере профессиональной подготовки строителей, где вертикаль власти не играет ключевой роли: где ответственность делегирована некой условной «горизонтали», именуемой саморегулированием. Что происходит в СРО, которые согласно п. 6 части 1 статьи 6 закона о саморегулируемых организациях (315-ФЗ) обязаны организовать профессиональное обучение работников компаний, являющихся ее членами?

А происходит вот что.



Непыльная работа

НОСТРОЙ бодро рапортует о подготовке так называемых «экспертов в области саморегулирования в строительстве». Соответствующие учебные курсы в конце прошлого года проведены в Москве, Петербурге, Красноярске, Краснодаре, в этом году — в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и т.д.

Мне всегда казалось, что «экспертом» в данной области становится каждый, кто проходил процедуру вступления компании в СРО, а таковыми являются топ-менеджеры всех без исключения российских строительных предприятий. Кого и чему тут еще учить?

Решил удостовериться в своей правоте и обратился к первоисточнику: сайту НОСТРОЯ, в раздел «Подготовка экспертов СРО» (www.nostroy.ru/sitePage.do?name=leftmenu9&id=109), где выложены «Положение об экспертах в области саморегулирования в строительстве» и другие документы.

«Положение об экспертах…» содержит приложение под названием «Компетентностные характеристики эксперта в области саморегулирования в строительстве». Оно, в свою очередь, состоит из трех разделов: 1. ЗНАТЬ, 2. ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, 3. УМЕТЬ.

Если соблюдать все пункты раздела 1, то таким экспертом может быть только профессиональный инженер-строитель, имеющий многолетний опыт руководящей работы на стройке. Ведь помимо правовых основ саморегулирования, требований к выдаче свидетельства о допуске к работам и всего, что с этим связано, он должен знать сферу применения машин в строительстве (п. 1.8); правила организации строительства (п. 1.14); порядок приемки объектов, методы контроля качества работ (п. 1.15), основы правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты (п. 1.16).

Однако деятельность такого компетентного эксперта (см. п. 3 УМЕТЬ) ограничивается, в основном, работой с документами. Труд не пыльный, в отличие от беспокойной напряженной работы на площадке. И уходят в эту кабинетно-прогулочную деятельность квалифицированные люди, чей ум и энергия чрезвычайно востребованы в живом строительном деле.  

На общественных началах

С моей точки зрения, львиную долю работ, обеспечивающих функционирование СРО согласно части 1 статьи 6 закона 315-ФЗ, могут выполнять секретари, клерки, начинающие юристы. Эта львиная доля есть ни что иное как подготовка документации для принятия экспертных решений. В моем понимании звания эксперта заслуживает человек, обладающий чрезвычайно высокой квалификацией и авторитетом в своем профессиональном сообществе. И называть этим высоким словом людей, проверяющих документы, наверное, не стоит. На мой взгляд, исполнители рутинной работы с документами СРО должны называться, допустим, референтами. Они готовят документацию, по которой потом принимаются экспертные решения. И в качестве эксперта может выступить любой топ-менеджер компании, являющейся членом строительной организации. Причем, на общественных началах, без отрыва от производства. А зачем тратить лишние деньги, нанимая дополнительный штат, если можно установить очередность по исполнению такой «общественной нагрузки»? Иными словами, коллеги-строители должны проверять друг друга. Вот это и будет истинное САМОрегулирование.

Эксперты и так есть

Считаю, что нужно уделить внимание подготовке референтов, эксперты и так есть. Из квалификационных требований к референту, конечно, следует исключить обязательное знание специфики строительного ремесла. Но сейчас получается, что заняться бумаготворчеством предлагается грамотным инженерам-строителям. А что такое бумаготворчество взамен живой профессиональной работы? Это — бюрократизм. И курсы по подготовке «экспертов в области саморегулирования в строительстве» сильно смахивают на школу бюрократов. Кто такой эксперт в области строительства — это понятно. А «эксперт в области саморегулирования» — звучит как-то надуманно и несолидно.

Другие материалы по теме

X