Актуальное

Из региона в регион

Проблема организации доставки сырья и материалов является одной из актуальных для операторов рынка региональной стройиндустрии. С большим количеством сложностей компаниям приходится сталкиваться и при транспортировке сырья и материалов из соседних регионов.

Грузите материалы бочками

Участники конференции «Состояние и проблемы строительной индустрии Санкт-Петербурга и Ленинградской области» сошлись во мнении: разговоры по поводу дефицита сырья и продукции на строительном рынке Санкт-Петербурга и Ленобласти порождены не объективным недостатком материалов, а скорее проблемами с организацией их доставки.

Городу нужна программа, которая связывала бы воедино развитие транспортной инфраструктуры и планируемое размещение строительных объектов. При этом следует учитывать еще и расположение предприятий–производителей строительных материалов.

По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга председателя Союза строительных объединений и организаций Александра Вахмистрова, для обеспечения полноценной работы предприятий стройиндустрии города сейчас недостаточно сырья.
– Город сам себя ресурсами обеспечить не способен, – считает Александр Вахмистров, – зато отрасль может развиваться в соседней Ленобласти, где находятся 180 месторождений полезных ископаемых, а также благодаря поставкам из других регионов. Поэтому одной из основных задач предприятий является организация доставки сырья и стройматериалов из Калининградской, Вологодской, Архангельской областей, Республики Беларусь.

– Наш регион не закрыт от других производителей, – отмечает генеральный директор ОАО «Группа ЛСР» Игорь Левит. – Несмотря на локальный характер рынков строительных материалов, наличие транспортных барьеров не мешает присутствию на петербургском рынке продукции из других регионов и даже из-за рубежа. Например, много лет белорусские производители поставляют в регион кирпич и газобетон. Кроме того, кирпич везут из Прибалтики, Новгородской и Псковской областей, а газобетон – из Липецкой области.
При этом проблема организации доставки – одна из наиболее болезненных в работе предприятий стройиндустрии, особенно учитывая активную миграцию сырья.

– Речь идет о локальных отклонениях объемов производства и потребления, усугубляемых слабо развитой транспортной инфраструктурой города и региона, а также постоянными летними «коллапсами» на Октябрьской железной дороге, – считает управляющий ОАО «Гранит-Кузнечное» Василий Кострица.
Транспортная инфраструктура города и области отстает в своем развитии от современных требований и функционирует со значительными перегрузками. Наиболее ярко это проявляется летом – в период увеличения массовых грузопотоков на всех видах транспорта.

Время «пик»

Железнодорожники, в недавнем прошлом практически монопольно перевозившие основные объемы материалов из Ленинградской области в Санкт-Петербург, на протяжении последних лет снижают объемы перевозок и уступают значительную часть грузопотоков автотранспортным компаниям. Причина кроется в переключении провозных способностей железных дорог на более высоко тарифицируемые грузы, такие как уголь, древесина, металл, в износе локомотивного и вагонного парка общего пользования.
При этом перспективные планы развития железнодорожной сети нашего региона не добавляют оптимизма. В связи с реализацией проекта высокоскоростного движения Санкт-Петербург – Хельсинки можно ожидать в ближайшем будущем выключения из грузового движения ветки Санкт-Петербург – Выборг, а планы по строительству альтернативного транспортного коридора пока отложены.

Стабильные показатели сохраняются по объемам перевозок стройматериалов и сырья из других регионов водным транспортом.
Провозные способности флота позволяют транспортировать куда большие объемы, но рост сдерживается ограниченным количеством в черте города причалов, пригодных для перевалки.
Существенно выросли за последние два года объемы перевозок автомобильным транспортом. В частности, доставка в город гранитного щебня, по оценке ОАО «Гранит-Кузнечное», за 2006 год автотранспортом составила более 1,8 млн куб. м.
За прошедший год автомобилисты переключили на себя с железнодорожного транспорта около 800 тыс. куб. м. И это только щебень – без учета перевозок песка, отсева, различных смесей и горной массы. Оценка суммарной провозной способности автотранспорта, эксплуатируемого сейчас в регионе, более 3 млн куб. м в год.

Транспортная инфраструктура города и области отстает в своем развитии от современных требований и функционирует со значительными перегрузками.
наиболее ярко это проявляется в период увеличения массовых грузопотоков на всех видах транспорта,
то есть летом.

Этот нереализуемый уже сейчас потенциал позволяет сделать вывод об ограничениях, накладываемых неразвитой сетью автомобильных дорог в области, находящихся к тому же в неудовлетворительном состоянии.
По мнению Василия Кострицы, сейчас в Ленинградской области фактически существует только одна автодорога, пригодная для круглогодичной доставки сырья и материалов – федеральная трасса «Скандинавия».

Лицом к потребителю

Можно отметить и положительную тенденцию развития рынка транспортных и логистических услуг в городе и области.
Появляются крупные логистические центры. Количество посредников уменьшается, при этом растет качество обслуживания и ответственность поставщиков при работе с потребителями. Для организации доставки сырья и материалов конечному потребителю задействованы специализированные предприятия, оказывающие широкий спектр услуг.
Это транспортно-экспедиторские компании, обладающие железнодорожными подвижными составами, предприятия, имеющие в черте города одну или несколько площадок и осуществляющие перевалку сырья с железнодорожного транспорта на автомобильный, автотранспортные предприятия, доставляющие сырье как непосредственно с карьеров Ленобласти, так и с площадок внутри города.
В число специализированных компаний входят судовладельцы и владельцы причалов и перегрузочной техники.
Многие из этих предприятий расширяют профиль и действуют одновременно в нескольких направлениях. Например, железнодорожные перевозчики выступают в качестве поставщиков. Они занимаются поставками продукции, открывают площадки в городе.
Владельцы площадок, в свою очередь, приобретают авторанспорт, в том числе мобильные дробильно-сортировочные установки и бетонно-транспортные узлы и таким образом развивают свой бизнес и упрощают решение вопросов доставки сырья и материалов.

Все свое вожу с собой

Крупные компании, те, кто может себе это позволить, решают вопрос обеспечения производства сырьем за счет создания собственной сырьевой базы.
– Рынок строительных материалов переориентировался, – считает начальник отдела развития и индустрии по строительству администрации Ленинградской области Георгий Вязников. – В результате реструктуризации отрасли в Санкт-Петербурге сейчас работает шесть-семь крупных строительных холдингов, которые ведут застройку города и используют материально-сырьевые ресурсы Ленобласти. Причем каждый строительный холдинг имеет собственную карьерно-сырьевую материальную базу, производственные мощности, транспортные парки, сбытовые структуры.
За последние 6–7 лет большинство крупных предприятий не только увеличили объемы производства, но и приступили к решению проблем доставки сырья и материалов собственными силами. При этом они активно инвестируют средства в приобретение собственных транспортных средств, перевалочных площадок, создание логистических центров.
Таким образом, развивается не только транспортировка сырья и материалов по городу и Ленобласти, но и из других регионов в Петербург и обратно.

– Региональный рынок стройматериалов в основном удовлетворяет потребности строительства в Санкт-Петербурге, – объясняет заместитель председателя Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга Алексей Кайдалов. – Дефицит в некоторых материалах покрывается за счет других регионов и государств. Растущие потребности рынка могут и должны быть восполнены за счет ввода на предприятиях новых производственных мощностей. Таким образом, имеющаяся база стройиндустрии в перспективе до 2010 года сможет удовлетворить потребности строительного комплекса.
К осени текущего года Комитет по строительству Правительства Санкт-Петербурга по поручению губернатора города намерен подготовить программу развития стройиндустрии, которая определит перспективы отрасли.
Однако этого недостаточно.
Большинство компаний, работающих на рынке стройматериалов, единодушны в том, что необходимо развивать транспортную инфраструктуру. По их мнению, проблема не в том, что предприятиям строительной индустрии города не хватает сырья и материалов, а в том, что не все поставщики и производители могут их своевременно доставить.

– Городу нужна программа, которая связывала бы воедино развитие транспортной инфраструктуры и планируемое размещение строительных объектов, – считает Василий Кострица. – При этом следует учитывать еще и расположение предприятий – производителей строительных материалов. Для создания такой программы, конечно, необходима четкая координация действий властей и строительного бизнеса.
Славяна Румянцева

По материалам конференции «Состояние и проблемы строительной индустрии Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Другие материалы по теме