жк днепропетровская 37 евродвушка

Правила игры

2012 год ознаменовался рядом событий, которые кардинально преобразят промышленную и строительную отрасль и сформируют новые правила игры как для чиновников, так и для бизнеса.

Вступление года.

На равных со всем миром

Одно из поворотных событий 2012 года – вступление России во Всемирную торговую организацию, другими словами, участие в построении единого общемирового рынка с иностранными государствами.

Российская сторона в договоре о членстве в ВТО взяла на себя обязательства по уровню торговых пошлин на стройматериалы и по допуску иностранных компаний на рынок строительных услуг с более дешевыми кредитными ресурсами, передовыми технологиями и современными стандартами.

Традиционно в странах, вступивших в ВТО, из-за уменьшения таможенных пошлин снижаются цены на иностранную и отечественную продукцию, в производстве которой используются импортируемые компоненты. Это преимущество вряд ли затронет строительный рынок. Он в меньшей степени, чем товарные рынки, зависит от тарифов и таможенных барьеров.

С другой стороны, на российский рынок придут зарубежные поставщики стройматериалов с более дешевой продукцией, например из Китая и Турции (консорциум китайских инвесторов уже выразил намерение построить в Ленинградской области технопарк по производству изделий и конструкций для домостроения с низкой себестоимостью). Это должно привести к снижению темпов роста цен на строительные материалы и увеличить качество продукции.

Согласно данным Торгово-промышленной палаты РФ, ставки импортных пошлин на штукатурные материалы, известь, цемент, сухие строительные смеси, скорее всего, не изменятся, а на изделия из древесины будут снижены максимум на 2,7%.

Расчеты показывают, что либерализация импорта стройматериалов если и приведет к сокращению внутреннего производства, то незначительно – менее 0,1%. Льготный период по товарам стройиндустрии составит от года до четырех лет.

– Вступление России в ВТО, по-видимому, слабо отразится на внутреннем производстве стройматериалов, – делают вывод аналитики ТПП РФ.

Доля импортных материалов в строительном комплексе России традиционно высока. Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Ефим Басин считает необходимым поставить заградительные барьеры на пути дешевой, но некачественной импортной продукции и на уровне государства обеспечить поддержку новым инновационным производствам.

– Российский стройкомплекс должен в большинстве своем обеспечиваться российскими же строительными материалами, – убежден президент НОСТРОЙ.

Опасность для отечественных компаний представляет обязательство РФ следовать еврокодам на производство материалов. Это направление, в котором должна пойти унификация российских и иностранных строительных норм.

Еврокоды подразумевают иной стандарт качества, уровень энергопотребления и другие особенности, идущие вразрез с российским законодательством. Даже сторонники вступления России в ВТО называют инициативу по внедрению еврокодов напрямую, без учета национальной специфики, слишком смелой.

– Дело в том, что даже в ЕС техническое нормирование в строительстве в основном осуществляется на уровне национального законодательства, и только в последнее время появляются документы наднационального характера – еврокоды и технический регламент 305/2011 о строительных материалах, которые пока реально применяются только в отдельных странах ЕС. России следует идти по этому пути, – размышляет Ефим Басин.

Генподрядный рынок, который тоже будет открыт для иностранных компаний, считается дефицитным даже для местных игроков.

По данным отдела лицензирования Российского союза строителей, в нашей стране уже работает более 700 иностранных компаний. В Петербурге доля компаний с иностранным капиталом составляет 10%, причем за 10 лет она увеличилась в четыре раза, хотя рынок жилищного строительства все еще остается закрытым и непрозрачным для инвесторов.

Здесь традиционные российские методы ведения бизнеса должны сыграть на руку отечественным подрядным компаниям. Ведь иностранным фирмам придется вступать в российские СРО и получать допуски на виды работ. Иностранная проектная документация должна проходить обязательную экспертизу на соответствие требованиям российских технических регламентов, что фактически означает экспертизу на соответствие российским стандартам и строительным нормам и правилам. Так что ждать кардинального переформатирования рынка в ближайшие два-три года, скорее всего, не стоит.

Вступление в ВТО не предусматривает отказа Правительства РФ от регулирования цен на услуги естественных монополий.

Анатолий Турчак, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, президент – генеральный конструктор ХК «Ленинец», профессор, д. э. н., к. т. н., убежден:

– Вступление России в ВТО – важнейшее событие, и оно отразится на каждом из нас. По сути дела, постепенно будет формироваться иная предпринимательская среда, в которой предстоит работать.

Известно, что все процессы в мировой экономике взаимосвязаны. Она объединена глобальными финансовыми, материальными, информационными потоками, масштабными перемещениями трудовых ресурсов.

Роль дорожной карты в этом глобальном движении товаров, услуг, информации играют именно правила ВТО. Исходя из этого, можно предположить, что вступление России в ВТО – шаг в правильном направлении. Можно допустить, что ряд отраслей, например металлургия, производство удобрений, энергетика, смогут улучшить условия продаж на мировом рынке.

Но локальный рост продаж в отдельных видах экономической деятельности далеко не главное. Необходимо срочно определиться, по каким технологическим отраслям мы можем сохранить приоритет и стать в них мировыми лидерами.

ВТО необходимо нам для того, чтобы иметь возможность восстановить, а может быть, и создать новые высокотехнологичные отрасли, с помощью которых страна сможет выйти на мировые рынки.

Главная задача – это не оценка текущих выгод, а то, какие отрасли мирового уровня мы рассчитываем иметь через 5–7 лет. Сформировать приоритеты развития в рамках научно-промышленной политики – задача Министерства экономического развития России. Пока эта задача, к сожалению, не решена. По-прежнему надежды возлагаются на невидимую руку рынка.

Как известно, ВТО – система единых правил для всех участников экономической деятельности в мире. С этой точки зрения, казалось бы, все равны. Но, с другой стороны, участники рынка обладают совершенно разными экономическими потенциалами. Крупный бизнес, в лице трансна-циональных компаний – с одной стороны, мелкий и средний – с другой.

На мировом рынке господствуют глобальные игроки. Они разоряют слабых конкурентов и подчиняют их своим интересам. Это мы видим на примере экономик стран Восточной Европы.

Возникает вопрос, какие виды нашей экономической деятельности могут пострадать в большей степени от присоединения к ВТО? В экономических кругах чаще называют финансовый сектор, страховой рынок, аграрный комплекс, фармацевтику, авиа-, судо- и автомобилестроение.

Кроме того, экспансия международной торговой сети может повлечь за собой ликвидацию части рабочих мест в сфере розничной торговли. Поэтому для бизнеса полная открытость сферы торговли означает удар по самому большому сегменту малого и среднего предпринимательства, связанного с розничной и оптовой торговлей.

Они оказываются неконкурентоспособными по сравнению с транснациональными компаниями, торговыми сетями. Причем торговля может оказаться еще и отрезанной от отечественных товаропроизводителей, поскольку иностранные торговые сети привязаны к своим поставщикам, и, соответственно, возникает барьер для допуска российских товаров на собственный рынок.

Присоединение России к ВТО отнюдь не означает, что российские производители получат свободный доступ на мировой рынок. В мировой торговой практике есть ряд абсолютно легальных инструментов ограничения экспорта. Речь, в частности, идет о технических стандартах, экологических, санитарных и фитосанитарных нормах, требованиях к упаковке, импортном лицензировании.

ВТО – система международного торгового права. Чтобы в ней существовать, нужно знать эту систему. Возникает вопрос: сколько у нас юристов, обладающих опытом и знаниями именно в данной отрасли права? Смогут ли они защитить наш бизнес на международной арене?

Банковское сообщество выражает свою обеспокоенность тем, что в условиях присоединения страны к ВТО возникнут неравные конкурентные условия между российскими и иностранными банками.

Размеры капитала крупных зарубежных банков в разы превышают потенциал всего российского банковского сектора вместе взятого. Достаточно сказать, что совокупные активы российских банков меньше, чем активы одного крупного западного кредитного учреждения. Отсюда следующий вопрос: что нужно сделать для сохранения нашей банковской системы?

Убежден, что профессионально действовать в условиях, диктуемых ВТО, задача не только государства. Прежде всего, это задача каждого работодателя, каждого предпринимателя, независимо от сферы бизнеса и объема продаж.

Считаю, что первое, что мы сегодня должны делать, – это учиться. Иначе говоря, жить, действовать, управлять производством и бизнесом по новым правилам, правилам мирового сообщества. И Союз промышленников и предпринимателей предусмотрел возможность обучения специалистов и руководителей предприятий. Известно, что в Петербургском политехническом университете на кафедре мировой экономики, которую возглавляет профессор, д. э. н. Николай Диденко, подготовлена специальная программа обучения для руководителей тех предприятий, которые входят в СПП Санкт-Петербурга.

Нам необходимо самым серьезным образом заняться модернизацией производства, развитием прикладной и фундаментальной науки, подготовкой высококлассных специалистов для этих сфер деятельности.

Базовым здесь должен стать принцип так называемого бережливого производства, смысл которого состоит в следовании некоторым основополагающим принципам, один из которых – «Прежде всего думай о заказчике».

Взаимоотношения «заказчик – поставщик» предполагают полное осознание того, что нужно заказчику, внимание к его требованиям, совместное решение проблемных задач. Это необходимо для понимания того, что в тех или иных условиях каждый из нас сам является заказчиком или поставщиком.

Правило поставщика: «Выполняй так, как удобно заказчику, реагируй быстро и внимательно относись к его жалобам и претензиям».

Люди – самый ценный актив компании. Одним из принципов эффективного управления является принцип постоянства состава персонала. Бережливое производство предполагает создание определенных условий для работника, благоприятного морального климата в коллективе.

Все это основывается на следующих принципах: безопасные условия труда, социальные гарантии, возможность развиваться, внимание руководства к нуждам каждого работника. Большинство современных рынков характеризуется наличием жесткой конкуренции. В условиях напряженной конкурентной борьбы компании вынуждены стремиться к новому уровню товаров и услуг, максимальному удовлетворению требований рынка. Средством «спасения» в данном случае является процесс усовершенствования, который бесконечен, как всякое стремление к идеалу.

Такой подход к организации экономической деятельности позволит нам не только минимизировать риски от вступления в ВТО, но и сделать решительный шаг в создании новой экономики, о которой подробно в своем послании сказал президент России Владимир Путин.

Совет года. Больше отечественных материалов

30 октября премьер-министр России Дмитрий Медведев провел совещание о мерах по стимулированию применения новых материалов в строительстве. Встреча проходила на территории предприятия «Сибур-Химпром», производящего полимеры, и должна дать толчок применению современных материалов.

– Сегодня в России с этим есть проблемы, – заметил премьер. – Очевидно, что обеспечить потребности отечественного строительного комплекса можно только за счет введения новых мощностей. И эти процессы последние годы шли где-то быстрее, где-то медленнее. Я смотрю статистику: за девять месяцев текущего года производство цемента выросло на 11% практически по отношению к такому же периоду прошлого года; линолеума – на 12%, плитки – на 8%. Это означает, что рынок востребует эти материалы.

Напомню, что за прошлый год в различных регионах введено в эксплуатацию около 400 производств и технологических линий. Однако среди них предприятий, которые выпускают строительные материалы нового поколения, в общем, немного, можно даже сказать единицы, – констатировал премьер и лично прорекламировал пенополистирол, производимый «Сибур-Химпром», за высокие энергосберегающие свойства.

Премьер выразил надежду, что внедрение этой продукции поможет решить некоторые вопросы строительного комплекса, повлиять на цены подрядов и в целом повысить энергоэффективность отопительных систем. Считается, что теплоизоляция из полипропилена снижает теплопотери в среднем на 40%.

Также премьер высоко оценил свойства полимер-битума вяжущего:

– Он такой красивый, на нем просто можно банкеты проводить, – отметил Дмитрий Медведев. – У него более высокие эластичные свойства, более низкая температура хрупкости, и, соответственно, при прочих равных условиях повышается долговечность дорожного покрытия, плюс к этому более высокие трещиностойкость и устойчивость к динамическим воздействиям.

Применение таких материалов дает возможность увеличить срок службы дорог почти в два раза, до 12 лет, отметил премьер и поставил задачу довести долю использования этого материала до 10% (сейчас она не превышает 1%).

– Нужно подумать над системой побуждения к тому, чтобы при проектировании новые материалы в максимальной степени учитывались. Здесь коллеги из бизнеса рассуждали в таком полуфилософском ключе, на что нужно ориентироваться – на спрос, на предложение, на жесткость регулирования. Конечно, нужно ориентироваться на все три компонента. И нет дилеммы между лучшими практиками и экономической эффективностью: если лучшие мировые практики не создают экономическую эффективность, то это не лучшие практики, это фуфло, и наоборот, – заявил Дмитрий Медведев.

Обновить ресурсную базу строительной промышленности правительство планирует за счет создания банка данных новых технологий и материалов, работа над которым начата.

Коллизия года.

Нужна ли теплоизоляция?

Строительное сообщество ожидало, что в 2012 году, наконец, будет принят новый СНиП по теплоизоляции. От того, какие нормативы по термическому сопротивлению в нем закрепят, будут формироваться спрос и востребованность строительных материалов. Интересно, что попытки зафиксировать параметры теплоизоляции, которым должны соответствовать здания, предпринимались с разных сторон. В частности, в редакции Закона «О теплоснабжении» от 2012 года затраты тепла на отопление многоквартирного дома предлагается определять с учетом как жилых, так и нежилых площадей, тогда как в старой версии документа учитывается только жилая площадь.

В таком случае естественно, что затраты тепла окажутся меньше, дома автоматически будут соответствовать якобы более строгим требованиям к энергосбережению и не потребуют дополнительного утепления. Производителей теплоизоляционных материалов в таком варианте новая версия документа не устраивает.

Однако до конца года документ не был принят. В региональном методическом документе Санкт-Петербурга, который разработал Научно-исследовательский проектный институт высотных и подземных сооружений, закреплены нормативы действующего документа. Формально СНиП одобрен в середине 2012 года с соответствии с планом правительства по обновлению технической базы.

– Фактически нет той единой редакции СНиПа, с которой все были бы согласны. И, скорее всего, он будет принят в пакете с другим документом, – поясняет исполнительный директор партнерства «Рос-изол» Александр Фадеев.

Помимо СНиПа, параметры теплоизоляции указаны в постановлении 1830-р, принятом 1 декабря 2009 года во исполнение 261-го закона, и в приказе Минрегиона «Об установлении требований энергоэффективности в многоквартирных домах и зданиях», однако Министерство экономического развития дважды отклоняло эту редакцию.

В октябре 2012 года документ обсуждался на заседании под председательством вице-премьера Дмитрия Козака. Тогда было принято решение объединить параметры обоих документов: отдельные положения приказа внедрить в СНиП и, таким образом, обойти негативное отношение Министерства экономического развития.

Готовится внутриведомственное согласование документа департаментами ЖКХ и технического регулирования. В нем должно быть отражено ужесточение требований энергопотребления в многоквартирных домах: с 1 января 2013 года – на 15%, с 1 января 2016 года – еще на 15% и с 2020 года – еще на 10%, как это было записано в проекте приказа Минрегиона.

Интрига года. Региональные нормы градостроительного проектирования

До 1 января 2013 года во всех субъектах Российской Федерации должны вступить в силу региональные нормативы градостроительного проектирования. Этот документ содержит минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий и жизнедеятельности человека (показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения, проживающего на соответствующей территории, объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, социально-культурного, коммунально-бытового и рекреационного назначения).

Региональные нормы проектирования станут своего рода матрицей для создания жилых кварталов, так как предполагают комплексное планирование застраиваемой территории, с учетом назначения и этажности объектов. Также документ определяет, на чьи деньги – заказчика или инвестора – будет возводиться инфраструктура.

В Ленинградской области такой документ вступил в силу с 1 марта 2012 года и стал неприятным сюрпризом для многих строителей. Дело в том, что, согласно новым правилам, в Ленобласти не допускается строительство зданий высотой более 16 этажей в зоне высокой урбанизации. Это естественным образом ограничивает интересы девелоперов, активно ведущих застройку на областных землях, прилегающих к Петербургу.

Заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре Ленинградской области Владимир Демин объяснил необходимость принятия новых правил комплексной заботой об интересах граждан:

– Это позволит избежать создания переуплотненных анклавов с большой этажностью, которые к тому же лишены многих необходимых элементов. Скажем, люди, которые там проживают, не могут быть уверены в своей безопасности, потому что у нас нет оборудования, которое позволяет при пожаре эвакуировать жителей верхних этажей. В арсенале пожарных нет техники для проведения спасательных работ на высоте выше 50 м, – рассказал Владимир Демин журналу «Промышленно-строительное обозрение» (см. ПСО № 143). – Кроме этого, существуют косвенные признаки и последствия таких решений: обеспечение высотной застройки инженерией требует наземных магистральных сетей повышенной надежности. У нас таких нет. Все сети – водопровод, канализация, теплоснабжение – очень изношены и не выдержат дополнительной нагрузки.

Третий момент – социальная сфера. Высотные дома формируют очень плотные кластеры с необходимостью соответствующего количества детских садов, школ, поликлиник и так далее. Нет возможности обеспечить жителей таких кварталов социальными учреждениями за счет областного бюджета в относительно короткие сроки.

Тем более что на территории региона масса удаленных районов, на развитие которых не хватает средств. Жилье строится со скоростью, опережающей развитие социальной инфраструктуры. Но мы не можем все силы бросить, скажем, на Всеволожский район, где ведется масштабное жилищное строительство, а остальные районы области оставить без детских садов, школ и больниц. Необходимо равномерно распределять учреждения социальной сферы. Для власти и сто жителей города, и один житель деревни имеют равное значение, – объяснил Владимир Демин.

В Санкт-Петербурге принять новые правила градостроительного проектирования оказалось не так-то просто. Документ рассматривался в нескольких редакциях, в последний раз – в сентябре 2012 года на совещании с представителями городских комитетов по развитию транспортной инфраструктуры, по транспорту, по транспортно-транзитной политике, а также с членами некоммерческого партнерства «Объединение строителей Санкт-Петербурга». Редакция, учитывающая новые замечания и предложения, может быть готова к концу декабря 2012 года.

При этом подготовка документа не обходится без юридических коллизий. Конкурирующие версии документа готовят правительство и Законодательное собрание Петербурга. Дело в том, что Градостроительный кодекс РФ четко не формулирует, какой именно орган региональной власти должен принять документ.

Однако эксперты полагают, что проблема не просто техническая. «Правительственный» и «депутатский» варианты документа содержат принципиальные различия. Эксперты полагают, что «смольнинская» версия ориентируется на устаревшие нормы.

Во-первых, они едины для всего города и не учитывают территориального зонирования. Это означает, что все районы должны застраиваться одинаково: скажем, Курортный район так же, как Центральный. Специфика районов не учитывается.

Во-вторых, в них содержится избыточное государственное регулирование по одним аспектам (количество аптек, прачечных и других частных предприятий сферы обслуживания, которые давно регулируются рынком) и недостаточное по другим (например, отсутствуют нормативы для соотношения площадей застройки и улично-дорожной сети).

В-третьих, региональные нормы и правила в варианте Смольного дублируют нормы Правил землепользования и застройки.

Победа года.

Уменьшение барьеров

Госстройнадзор сократил количество требований в области экологии для объектов капитального строительства с 23 до 13.

– Этот шаг предпринят для улучшения предпринимательского климата в сфере строительства, – заявил начальник Госстройнадзора Артур Шеренешев. – И это только первый шаг из плана мероприятий так называемой дорожной карты, утвержденной Правительством Российской Федерации в августе 2012 года.

«Дорожная карта» принята для упрощения и усовершенствования административных процедур на всех стадиях строительства, сокращения времени прохождения и количества таких процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов, а также для снижения расходной части ведения строительного бизнеса.

Специалисты Госстройнадзора провели анализ действующего природоохранного законодательства, судебной и правоприменительной практики, разъяснений уполномоченных органов власти. Это позволило значительно сократить и максимально оптимизировать требования к документации в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства.

– Мы стараемся избегать излишних требований по проектной, разрешительной и иной документации в области охраны окружающей среды, предоставляемой в наш адрес, а также полностью исключили дублирование требований, контроль над исполнением которых непосредственно не относится к нашей компетенции, – пояснил Артур Шеренешев.

Несмотря на эти послабления, Санкт-Петербург остается лидером среди регионов России по количеству согласовательных процедур: от момента подачи заявки на аренду земельного участка до получения разрешения на строительство проходит около трех с половиной лет. Строительное сообщество подготовило свои предложения по сокращению 28 процедур, которые участники рынка считают избыточными. Предполагается, что в результате время, необходимое на получение согласований, сократится почти на год.

Консенсус года. «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Запада РФ»

Партнерство власти и бизнеса создано 28 сентября на заседании под председательством полномочного представителя Президента РФ в СЗФО в рамках исполнения Стратегии развития регионов до 2020 года. Учредителями выступили главы 11 регионов и руководители крупных системообразующих бизнес-структур, профессиональных ассоциаций и объединений. Наблюдательный совет Партнерства возглавил полномочный представитель президента РФ в СЗФО Николай Винниченко.

– Партнерство – это новый формат ассоциации «Северо-Запад», работающей с 1992 года. Оно станет площадкой для взаимодействия органов власти и бизнеса по реализации инвестиционных инфраструктурных проектов, – отметил Николай Винниченко.

Среди приоритетных он назвал проект «Белкомур», второе кольцо автодороги вокруг Петербурга, Невский водовод, развитие Арктической губы и другие проекты. Всего в регионе утверждено на федеральном уровне 45 проектов, еще порядка 370 – в разработке.

Как подчеркнул заместитель полпреда, инвестиционный уполномоченный Сергей Зимин, Партнерство будет работать на принципах открытости планов развития для всех участников и взаимной помощи. По его мнению, объединение позволит решить проблему дефицита трудовых ресурсов, взаимодействия уполномоченных по защите прав предпринимателей, несогласованности действий при реализации планов развития и финансирования.

Создание новой структуры поддержали губернаторы субъектов РФ, которые уверены в том, что Партнерство улучшит координацию деятельности по повышению инвестиционной привлекательности конкретных регионов и округа в целом. В состав партнерства приглашены представители крупнейших системообразующих предприятий всех регионов Северо-Запада, среди которых Октябрьская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», ОАО «МРСК Северо-Запад», фармацевтическая компания «Полисан» и другие.

Подготовила Ирина Силачева

Другие материалы по теме

X