жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Под знаком качества (открытый круглый стол)

Качество строительной продукции – показатель бескомпромиссный, обеспечение его требует значительных затрат. Однако для производителей выпуск конкурентоспособных материалов – вопрос чести и способ завоевать «своего» потребителя. К такому выводу пришли участники открытого круглого стола,  организованного журналом «Промышленно-строительное обозрение».

Участники:

Дадченко.jpgАлександр Дадченко,

президент Национального кровельного союза

Рыжков.jpg

Игорь Рыжов,

директор по качеству ОАО «Объединение 45»

Семенов.jpg

Александр Семенов,

заместитель генерального директора по сбыту ЗАО «Стройкомплект»

Лебедев.jpg

Владимир Лебедев,

управляющий строительными проектами ОАО «СЛОТЕКС»

Бахвалова.jpg Марина Бахвалова,

коммерческий директор ООО «Строительная изоляция», крупнейшего дистрибьютора компании «Парок»

Земцов.jpg Андрей Земцов,

генеральный директор ЗАО «Пикалевский цемент»

Молчанов.jpg

Андрей Молчанов,

заместитель генерального директора

по коммерческим вопросам ООО «Стод» в г. Торжок – завод «Талион-Терра»

Голанд.jpg

Михаил Голанд,

начальник УКС ОАО «Талион»

Вопрос принципа

Качество продукции является одним из конкурентных преимуществ предприятий, работающих на сегодняшнем рынке строительных материалов. А вот как  сами производители для себя  формулируют понятие «качество продукции»? Что в процессе обеспечения качества самое важное? На что следует ориентироваться в своей работе в первую очередь – на стандарты, потребителя, уровень спроса? С обсуждения этих вопросов начался наш разговор.

Андрей Молчанов:

– Качество строительной продукции – это прежде всего соответствие ее характеристик нормативным документам, которые используют проектные организации в своих расчетах и которые необходимы строителям для возведения надежных зданий.

Как правило, обеспечение качества продукции производитель берет на себя. Планируя вывод на российский рынок эксклюзивной продукции – конструкционного клееного бруса LVL, мы нацеливались на создание высокотехнологичного производства, не уступающего по уровню мировым.

Разумеется, не только современные технологии, но и организация процесса выпуска продукции обеспечивают качество конструкций по мировым стандартам.

Андрей Земцов:

– В нашей работе мы, безусловно, ориентируемся на ГОСТы, соответствие которым для нас является обязательным. Государст­венные стандарты определяют границы качественных показателей продукции, которые мы должны обеспечить, чтобы она отвечала всем необходимым требованиям. Однако это не все. Наша продукция – цемент – имеет свойства, которые не «гостируются», но при этом привлекают потребителей и являются для них показателем качества.

Основной критерий качества продукции для нас – прежде всего спрос на нее, а уровень качества нашей работы определяет потребитель, который предпочитает цемент с теми параметрами и характеристиками, которые мы обеспечиваем.

Игорь Рыжов:

– Обеспечение качества, в нашем случае бетона, это комплекс задач. В  него входит входной контроль сырья, совершенствование производства, строгое следование технологиям, отраслевым стандартам, то есть все, что мы называем процессом управления качеством продукции. У нас эта система хорошо отлажена и действует много лет. При этом, бесспорно, мы ориентируемся на потребности рынка, на нашего конечного потребителя, и именно он задает те параметры качества продукции, которые мы должны обеспечить.

Марина Бахвалова:

– Высокое качество продукции является ее неотъемлемым преимуществом. Это показатель бескомпромиссный. И производитель не должен поступаться им даже в неблагоприятной экономической ситуации. Необходимо самостоятельно устанавливать правила игры.

Так, например, «Росизол», объединивший производителей качественной теплоизоляции в России и за рубежом (PAROC производится в Финляндии), сейчас занимается разработкой национальных стандартов, ведет работу по актуализации нормативной базы. Российский бизнес получил возможность участвовать в этом процессе, как это давно происходит в Европе. Это, безусловно, означает затраты – трудовые, временные. Но это работа на перспективу. Ведь если бы все усилия были приложены к тому, чтобы завоевывать рынок – возможно, объемы продаж продукции некоторых производителей выросли бы многократно. Мы заботимся о том, чтобы на рынке были качественные и надежные стройматериалы.

Александр Дадченко:

– Для получения качественной строительной продукции важно использовать сырье с необходимыми характеристиками. Но и из хорошего сырья можно производить некачественные материалы, как и из качественных – ненадежные конструкции. В Национальный кровельный союз входят представители всей технологической цепочки по созданию крыши: проектные и подрядные организации, производители. Контроль и ответственность участников рынка должны присутствовать на любом этапе, чтобы качество материалов определяло соответствующую надежность недвижимости.

Любое предприятие, работающее в стройиндустрии, – коммерческая организация, которая должна получать прибыль. Естественно, в рамках параметров, регламентируемых ГОСТами, качество продукции будет выдерживаться ровно настолько, чтобы, с одной стороны, она была не хуже, чем у конкурентов, а с другой – имела минимальную себестоимость. Качество бескомпромиссное безумно дорого, и этот товар на рынке реализовать необычайно сложно.

Сейчас ведется разработка Национального стандарта, где мы пытаемся описать качество в конкретных показателях, исходя из их потребительской ценности. Использована базовая система, основанная на еврокодах и сводах правил, в соответст­вии с которыми выпускается строительная продукция в Европе. Принцип, закладываемый в Национальный стандарт, применим не только к кровельным, но и к любым стройматериалам.





Александр Семенов:


– Соответствие продукции необходимым требованиям, например ГОСТам, по которым мы работаем, – еще не все. Нужно учитывать пожелания наших покупателей. Кроме необходимых параметров самой продукции важно предоставлять комплекс услуг: своевременность поставки, выдерживание необходимого интервала, оперативное реагирование на изменение заявок в течение дня.

Клиенту должно быть удобно работать именно с нами. Мы говорим о качестве в комплексе. Для нас не существует понятия «среднего» качества – оно либо есть, либо нет.

Владимир Лебедев:

– Качество продукции изначально было одним из основных стратегических принципов нашей компании. Так же как у коллег, производителей бетона, у нас действует СМК – целый комплекс управленческих мер, который обеспечивает в целом качество всех наших продуктов. У нас сложное производство, основанное на западных технологиях. Процесс должен быть четким, поэтому мы предъявляем высокие требования к сырью. Но оно не всегда нас удовлетворяет. Так, пропитанную бумагу необходимого качества мы, к сожалению, не можем купить в России и вынуждены ее импортировать.

Сейчас открываем новое направление – выпуск домокомплектов для малоэтажного строительства. Основу для них – OSB – тоже закупаем за рубежом, поскольку изделий необходимого нам качества в России сейчас нет. Это означает повышение себестоимости продукции и цены на готовые конструкции. Наши покупатели – это те, кто может заплатить за качество, которое мы обеспечиваем. И то, что они есть, позволяет нам работать на этом рынке на должном уровне.

Регулятор качества

Известно, что сегодня государство не контролирует процесс обеспечения качества продукции на предприятиях, как это было еще несколько лет назад. Система госнадзора за выпуском стройматериалов упразднена, и, как справедливо отмечают производители, ответственность за качество и спрос лежит на них. Тем не менее качество – процесс регулируемый. Но как и кем – на этот вопрос однозначного ответа нет.

Андрей Земцов:

– Существуют действующие ГОСТы, регламентирующие производство цемента, которые разрабатывались давно, но их требования постоянно совершенствуются, отражая потребности современной строительной отрасли и гармонизируя с европейскими стандартами. Для нас соблюдение этих требований является обязательным.

Однако продукция, выпускаемая в соответствии с этими нормами, должна продаваться, иначе предприятие на рынке не нужно. И здесь регулятором качества выступает спрос.

Наши потребители, в частности бетонные заводы, работают точно так же – в соответствии с нормативными документами, регулирующими производство материалов. Мы тесно связаны с ними и не можем выйти за рамки существующих отношений, поэтому должны выполнять и требования ГОСТов, и пожелания потребителей одновременно.

Андрей Молчанов:

– Формально мы как производители сами регулируем качество выпускаемой продукции в соответствии с тем регламентом, который сами себе задали. И, повторюсь, – с технологическим уровнем производства, уровнем ведения бизнеса.

На нашу продукцию ГОСТов нет, поэтому мы производим ее по стандартам, которые самостоятельно разработали и утвердили.

Михаил Голанд:

– Качество строительной продукции регламентируется существующими нормативами. Именно на них в первую очередь обращают внимание проектировщики, закладывая в проект те или иные материалы. Если ГОСТы на них устарели, то можно ориентироваться на ТУ. В промышленном строительстве зачастую требуются специальные техусловия. Строительные компании интересуют, прежде всего, регламентированные стандартами параметры материалов. Частные инвесторы также руководствуются требованиями государственных норм.

Мы от государства не свободны, и это хорошо, потому что позволяет избежать ошибок в строительстве. Плохо, что процесс нормирования, прохождения лабораторных испытаний очень затягивается. Процесс утверждения и изменения стандартов растянут во времени, не соответст­вует потребностям рынка и не позволяет быстро производить проектирование, согласование и строительство.

Марина Бахвалова:

– Все-таки убеждена, что соответствия продукции ГОСТам и ТУ мало. Необходимо постоянно доказывать и подтверждать ее качество потенциальным потребителям. Причем разными методами. Ведь если для проектировщика главное – нормативные документы, качество, характеристики и параметры, то для строителя важнее цена и сроки поставки. Для покупателя большое значение имеет и известность бренда. Продукция, которую мы поставляем, выпущена зарубежной компанией в соответст­вии с европейскими нормами, в том числе и стандартом качества ISO 9000. В данном случае обеспечение качества – задача производителя, и он ее выполняет.

Александр Дадченко:

– Основной регулятор – это спрос на рынке. Именно на него ориентируется каждая компания, определяя политику своей деятельности. В том числе в области обеспечения качества выпускаемых материалов и выполняемых работ. Для создания крыши используется большое количест­во различных материалов: утеплители, пленки, несущие конструкции.

Если идеология компании подразумевает создание надежной, долговечной конструкции – это хорошо. Но ведь бывает, что основная задача фирмы сводится к тому, чтобы взять заказ, выполнить работу, получить деньги и самоликвидироваться. И это тоже определенная политика компании в области качества. В результате критерии качества на строительную продукцию регулирует потребитель.

Игорь Рыжов:

– Контроль осуществляет государство, производитель и потребитель. Если приобретаемый товар перестает устраивать, можно сменить поставщика. Тот об этом знает и заинтересован в том, чтобы поставлять качественную продукцию и без сбоев.

Если же говорить о нормативной базе, то, к сожалению, она у нас во многом не соответствует потребностям рынка. То, что производители могли бы назвать своей технической конституцией, то есть системы техрегулирования, в той степени, как это существует в мире, у нас пока нет. ГОСТы – добровольного применения и во многом устарели. Евростандарт по бетонам не утвержден.

Александр Семенов:

– Уверен, что качество продукции регулируется рынком. Если товар востребован, цена на него приемлема и рекламаций нет, он и будет пользоваться спросом на рынке.

Цена качества

Качество строительной продукции – немаловажный ее показатель, от которого во многом зависит надежность конструкций. За соблюдение всех необходимых его параметров и характеристик в первую очередь отвечает производитель. И если поставщику проще продать некачественный материал по низкой цене и покупатель его приобретает, с этим сложно бороться.

Игорь Рыжов:

– Наше конкурентное преимущество – качество продукции и своевременность поставки. Но есть потребители, в том числе бетонных смесей, которым важна только цена. Мы конкурируем качеством своей продукции, обязательностью перед клиентом, другими неценовыми методами. Для нас важно, чтобы покупатель остался доволен, тогда он и в дальнейшем к нам обратится. А есть производители и, увы, потребители, которым это абсолютно все равно. Доля некачественного бетона на рынке составляет около 15%.

Александр Дадченко:

– В этой ситуации сделать что-либо сложно. Разве что надеяться, что органы надзора спохватятся, соберут доказательную базу и оштрафуют или даже закроют производство нарушителя по суду. Это единственное решение.

С материалами проще – у них много измеримых параметров. Гораздо сложнее дело обстоит со строительной продукцией. Экспертиза может продолжаться бесконечно долго, судебных заседаний – невероятное количество. И в итоге все закончится ничем. Потому что очень сложно при нынешней системе распределения ответст­венности в строительстве найти виноватого. В процессе участвуют проектировщики, производители материалов, монтажные, эксплуатационные службы. И в нашей стране нет ни одного нормативного документа, который бы оговаривал, в какой момент ответственность от одного исполнителя переходит к другому.

Возьмем, к примеру, случай с обрушением кровли в гипермаркете О’Кей. Виноватых скорее всего не будет. Как их определить? Площадь крыши – 50 на 100 м. Снег с нее можно сбросить только в двух местах, остальной периметр закрыт. Расчетная снеговая нагрузка – 110 кг на кв. м. И, по-хорошему, чистить снег нельзя, поскольку мягкая кровля легко повреждается лопатами, тем более зимой. Можно сейчас говорить, что кровля рухнула, потому что с нее не чистили снег. А кто должен был предусмотреть способ очист­ки? Ведь на практике любое перемещение снега по крыше приведет к тому, что нагрузка будет превышена. Кто виноват? Эксплуатационная служба? А была ли у нее реальная возможность достойно выполнять работу?

Александр Семенов:

– Примеров обрушений множество. И не только в нашей стране. Мы бы хотели, чтобы чиновники обратили внимание на существующую сегодня серьезную проблему. Государственная политика в сфере строительства и стройиндустрии, к сожалению, у нас отсутствует. Мониторинг существующих и новых производств не проводится. Правительство, как и многие потребители, к сожалению, не задается вопросом, откуда берутся низкие цены. Бетон класса В25 за 2,5 тыс. руб. сегодня может быть выпущен за счет использования дешевого некачественного сырья, уменьшения количества цемента в составе, отсутствия необходимого персонала ОТК и собственной лаборатории на предприятии. Либо организации просто не платят налоги.

Есть и проблемы с осуществлением контроля на стройках. На крупных и значимых объектах ведется технадзор, отслеживается качество поставляемой продукции. Но во многих случаях это решается по-другому.

И производители, и ассоциации готовы всячески содействовать в предоставлении информации госструктурам, чтобы исключить повторения несчастных случаев.

Марина Бахвалова:

– Сегодня действенного барьера для дем­пинга производителей некачественной продукции на рынке нет. Для нас очень важно донести до наших клиентов, что именно дает им качество поставляемой нами продукции. Для этого совместно с PAROC мы организовываем семинары для проектировщиков, строителей и наших дилеров. Не менее актуально «выращивать бренд», сделать его узнаваемым для покупателя, который просто пришел в строительный магазин. Мы должны донести до нашего потребителя преимущества использования качественной продукции – так мы боремся с некачественным товаром на рынке.



Хорошо – значит дорого

Может ли качественный товар стоить дешево? Некоторые производители убеждены, что нет, однако потребитель должен иметь право выбора, возможность приобрести продукцию по своим средствам. В конце концов, может быть для его целей может подойти низкосортный продукт. Либо он готов компенсировать «сэкономленное» сегодня последующими расходами, например, на более затратную эксплуатацию построенного дома. И, наконец, обеспечивает ли высокое качество продукции конкурентоспособность компании?

Александр Дадченко:

– Если продукция дешевая, это не значит, что она некачественная. Просто ее качество соответствует цене. Например, это может быть низкосортный материал.

Сделать хорошую кровлю за небольшие деньги, конечно, можно. Но нужно учитывать такие немаловажные показатели, как срок службы, стоимость эксплуатации. Недорогая кровля, скорее всего, окажется очень затратна в эксплуатации. Но это будет вполне качественная конструкция.

Здание или его часть может быть очень недорогим, но при этом отвечать критериям качества. Но вопрос – сколько оно простоит? Сколько будет стоить его содержание? Это уже не вопрос качества, а совсем другие понятия.

Андрей Земцов:

– Обеспечение качества продукции – сложный процесс, который зависит от множества факторов: это качество исходного сырья, квалификация персонала, занятого в производственном процессе, затраты на производство и оснащение лаборатории. В целом, оценивая затраты на качество, можно сказать, что это себе­стоимость продукции.

Однако не всегда хорошая продукция стоит дорого. Когда в стране начался кризис, цена на цемент упала втрое. При этом, по крайней мере на нашем предприятии, его качественные характеристики и технологии производства не изменились. Цена во многом зависит от ситуации на рынке и маркетинговой политики компании, а не только от себестоимости продукции.

Владимир Лебедев:

– Наша позиция уязвима. Процесс производства и сырье дороги, и мы не можем снижать цену на продукцию бесконечно. И если нарушим технологию, понизив качество сырья, быстро выйдет из строя оборудование. Это значит, при неизменно высоком качестве и производственных затратах мы работаем в узком диапазоне цен в любом случае. На продукцию одного класса и аналогичного качества цены на рынке примерно одинаковые.

Андрей Молчанов:

– Обеспечение качества продукции – дело затратное. Расходы на содержание и приобретение контрольно-измерительного оборудования, реагентов, лабораторий значительны, ведь у нас качество контролируется на каждом этапе – от приема сырья до оценки конечного продукта. В нашей компании на производстве занято 250 работников, а штат службы контроля качества составляет 56 человек. И, заметим, затраты на обеспечение качества – категория постоянная. Каким бы ни было изначально высокотехнологичным производство, оно требует постоянного внимания, вложения средств в обновление, совершенствование.

Владимир Лебедев:

– Система обеспечения качества продукции на предприятии должна быть действенной, хотя и обходится дорого. Ее наличие позволяет обеспечить выпуск продукции с заявленными характеристиками. И, как правильно заметили коллеги, следует постоянно совершенствоваться, развиваться.

Андрей Земцов:

– Очень многое на предприятии зависит от квалификации людей, занятых на производстве и даже в смежных подразделениях. Например, своевременность поставок бетона зависит от опыта водителя, его знаний города, аккуратности. Ответственность предприятия перед заказчиком – комплексная задача, включающая сложный процесс обеспечения качества продукции, развитие производства, сервиса. И чтобы ее решать, безусловно, надо иметь средст­ва. Причем сначала потратить, а через годы только получить отдачу.

Михаил Голанд:

– Уверен, на рынке должна быть представлена продукция разных сортов, параметров и назначения. В том числе высокого и низкого качества, по различной цене. Потребитель должен иметь возможность выбирать по своему усмотрению. Но при этом важно не нарушать требования нормативных документов.

Марина Бахвалова:

– Конкурентное преимущество, если мы рассматриваем его в аспекте качества продукции, – это то, что выгодно отличает нас от конкурента. Теплоизоляция, которую продвигает моя компания, находится в премиум-сегменте по качеству производимого материала, соответственно, это присущее ей конкурентное преимущество. Безусловно, используя дорогое сырье и передовую технологию производства, наш поставщик увеличивает себестоимость продукции, но это необходимое условие получения качественного материала.

Андрей Молчанов:

– Качество, уникальность и универсальность – эксклюзивные свойства нашего товара, и во многом мы продаем нашу продукцию благодаря тому, что эти характеристики остаются неизменными. Что, как следствие, делает нашу компанию конкурентоспособной не только на российском, но и мировом рынке и позволяет полностью загружать производственные мощности.

Александр Дадченко:

– Качество продукции – одно из конкурентных преимуществ предприятия. У каждого производителя есть свое знамя, с которым оно идет на рынок. Это может быть низкая цена, а может быть высокое качество. Под этим знаменем и собираются сподвижники – благодарные потребители.

Подготовила Славяна Румянцева

Другие материалы по теме

X