Актуальное

Теплоизоляторы на российском рынке

Российский рынок теплоизоляционных материалов – один из самых развивающихся в мире.
По оценке специалистов, он растет на 15–20% в год.

Спрос рождает предложение

Потребность в эффективной теплоизоляции возросла после введения новых требований к ограничению теплопотерь через ограждающие конструкции. По данным компании «Сен-Гобен Строительная продукция»:
• с 6–7 млн куб. м в 1998 г. до 22–24 млн куб. м в 2006 г. вырос объем рынка ТИМ, то есть более чем в три раза;
• в 2001–2006 гг. прирост составлял до 20% в год.

В структуре потребления ТИМ преобладают волокнистые материалы, в том числе теплоизоляционные изделия на основе стеклянного и каменного (базальтового) волокна, минеральной и шлаковой ваты.
По данным компании «Сен-Гобен Строительная продукция», доля этих утеплителей в общем объеме использованных в 2005 г. материалов составила 73%, в том числе 41% теплоизоляционных изделий из стеклянного штапельного волокна и 32% теплоизоляционных изделий из каменной ваты.
Более 20% рынка занимают теплоизоляционные пенопласты, преимущественно пенополистирол (беспрессовый – ПСБ-С (EPS) – 17%, экструзионный – ЭППС (XPS) – 4%) и пенополиуретан – ППУ– 1%. Около 5% приходится на долю других ТИМ (изделия из природного сырья, из синтетических волокон, вспененный каучук, вспученный перлит и вермикулит).

– Рост спроса на теплоизоляцию в 2005–2006 годах в значительной степени покрывался предложением утеплителей из стекловолокна и пенопластов, – говорит Илья Мехнецов, руководитель отдела технической поддержки продаж компании «УРСА Евразия». – Эта тенденция связана как с эффективностью самих изделий (высокое термическое сопротивление при малом и предельно малом весе), так и с объективной ценовой политикой производителей.

Специфика российского рынка недавнего времени – присутствие на рынке изделий низкого качества из каменной ваты и пенопласта – уже в 2007–2008 году перестанет ощущаться, их доля не превысит 5%.
В 2005–2006 году были построены и модернизированы несколько производственных линий, а в конце 2007-го и начале 2008 года ожидается ввод новых, ориентированных на выпуск продукции высокого качества. Недостатка со стороны предложения современной теплоизоляции не ожидается.

Производства стали ближе к потребителю

Благоприятная конъюнктура рынка ТИМ привлекает внимание зарубежных инвесторов. За последние пять лет компаниями «Сен-Гобен Строительная Продукция», ROCKWOOL Russia, «Дау Кемикал», BASF, «Кнауф» и другими ведущими европейскими производителями построены заводы по производству теплоизоляции на основе стеклянного волокна и каменной ваты, изделий из пенополистирола, вспененного каучука.
Российский завод ISOVER в Егорьевске в мае вышел на плановую мощность и стал одним из самых крупных предприятий группы SAINT-GOBAIN в мире. Две производственные линии выпускают мягкую стекловату в плитах и матах и жесткую стекловату в плитах.
Теплоизоляционные материалы ISOVER производятся по фирменной технологии TEL, разработанной в 1957 г. для производства волокнистой теплоизоляции с повышенными теплотехническими характеристиками. TEL и сегодня остается передовой: она позволила создать уникальный негорючий продукт нового поколения – ISOVER Ultimate с температурой плавления 1000°C. Он незаменим в разных областях строительства и промышленности, где требования к пожаробезопасности особенно высоки.

«УРСА Евразия» (концерн GRUPO URALITA) располагает двумя высокотехнологичными производственными центрами, производящими около 70 000 тонн изделий из стеклянного штапельного волокна в год.
Заводы Группы компаний ROCKWOOL в г. Железнодорожный Московской области и г. Выборге Ленобласти выпускают теплоизоляцию из каменной ваты, предназначенную для утепления конструкций жилых, административных и производственных зданий, а также для изоляции трубопроводов, воздуховодов и промышленного оборудования.
В начале 2006 г. российское подразделение ROCKWOOL предложило пять новых продуктов, которые призваны уменьшить трудозатраты в два раза, снизить стоимость монтажа на 15–25%, а расходы на транспортировку – на 20–25%. Три из пяти продуктов производятся по технологии двойной плотности. Среди них ЛАЙТ БАТТС К – единственный компрессированный продукт из каменной ваты на российском рынке. Продукция при упаковке сжимается до 33%, что позволяет экономить треть расходов на транспортировку и хранение.

От 60 до 85% теплоизоляционных материалов, то есть основной объем, используется в строительном комплексе (включая металлические здания). На долю ЖКХ и промышленности приходится около 11–12% от общего
объема потребляемых в стране утеплителей.

Весной компания представила российскому рынку уникальный продукт – систему огнезащиты ROCKFIRE, предназначенную для комплексной огнезащиты строительных конструкций.
– Компания ROCKWOOL привнесла на российский рынок не только широкий ассортимент неизвестных ранее продуктов, но и изменила подход к структурированию номенклатуры в зависимости от типа утепляемой конструкции, – комментируют специалисты компании ROCKWOOL Russia. – Почти все российские производители включают в свой ассортимент продукты, используя похожие названия и шрифт. То есть наша теплоизоляция не только стала востребованной, но и помогает формировать российский рынок.
И наоборот – результаты продаж систем ROCKROOF для плоских кровель, ROCKFACADE для фасадов оказались настолько удачными, что Россия делится опытом создания, внедрения и продвижения этих систем с другими представительствами в разных странах мира.

Проблемы и перспективы

Приоритетные национальные проекты, ставка на энергоэффективные технологии, растущий приток иностранных инвестиций, увеличение объемов строительства – все это способствует развитию индустрии ТИМ. Тем не менее, как отмечают специалисты ROCKWOOL Russia, процесс внедрения и применения новых эффективных продуктов сдерживается низким уровнем строительной культуры и недостаточной квалификацией строителей.
– К сожалению, высокое качество материалов и передовые решения не гарантируют успешное продвижение и применение продукции, – соглашается Борис Шойхет, заместитель директора по техническому развитию компании «Сен-Гобен Строительная Продукция». – Повсеместное нарушение технологий строительства сводит на нет усилия производителей и специалистов проектных и архитектурных мастерских.
Кроме того, остро стоит проблема разработки новых национальных стандартов. Наша компания предлагает в России новые продукты не только с точки зрения технологии, но и с точки зрения стандартизации.

По мнению Ильи Мехнецова, одной из проблем в продвижении новой качественной продукции является цена.
– Качественно новые материалы стоят дороже, а наши строители и инвесторы стремятся экономить и часто не понимают безусловной выгоды от предлагаемых новинок, которые, как правило, лежат в области повышения производительности труда, теплотехнического и акустического качества конструкций, эксплуатационных свойств. Способствовать их продвижению может и должен рост требований к качеству строительной продукции со стороны владельцев зданий и сооружений. Это явление связано, в свою очередь, с развитием рыночных отношений и законодательства.

В целом использование теплоизоляции в строительстве еще не стало нормой, убеждены специалисты ведущих компа-
ний – производителей теплоизоляционной продукции.
• 18 млн куб. м – текущее потребление эффективных утеплителей.
• От 20 до 26 млн куб. м (по различным оценкам) – потенциальная емкость рынка.
• К 2010 г. потребность в качественной теплоизоляции может увеличиться до 30–33 млн куб. м.

– Существует большое количество зданий без теплоизоляции или с малоэффективной теплоизоляцией, – поясняет Илья Мехнецов. – Например, с ячеистым бетоном, который по теплотехническим характеристикам в 5 раз уступает волокнистым и пенополистирольным утеплителям. Перспективы рынка утеплителей во многом зависят от объема инвестиций в промышленное и гражданское строительство, энергетику и транспорт. Структура рынка будет изменяться в зависимости от объемов и темпов инвестиций по этим направлениям.
Исследования специалистов компании «Сен-Гобен Строительная Продукция» показывают, что рост объемов применения различных видов теплоизоляционных материалов происходит за счет увеличения доли легких утеплителей.

– Их доля в общем объеме потребления теплоизоляции в строительстве в последние годы неуклонно растет и будет расти в ближайшие пять лет, – уверен Борис Шойхет. – Согласно национальному проекту, к 2010 году более 50% от общего объема вводимого жилья составит малоэтажное строительство, где самым целесообразным является использование легких утеплителей из стекловолокна и минеральной ваты.

Татьяна Рейтер

По данным компаний «УРСА Евразия», «Сен-Гобен Строительная Продукция», ROCKWOOL Russia

Другие материалы по теме