Актуальное

Высокое положение

Специалисты уверены: использование морально устаревшей техники –
не главная причина аварий на стройплощадках. Чрезвычайные происшествия возникают вследствие неудовлетворительного состояния крановых путей, нарушения правил складирования и неисправности устройств безопасности.

Основные грузоподъемные машины в строительстве – это башенные краны. Они предназначены для механизации строительно-монтажных работ при возведении жилых, гражданских и промышленных зданий и сооружений. С помощью кранов обеспечивается вертикальное и горизонтальное транспортирование строительных конструкций, элементов зданий и стройматериалов непосредственно к рабочему месту в любой точке возводимого здания.
Таким образом, темп строительства во многом определяется производительностью башенного крана, которая в свою очередь зависит от скоростей рабочих движений.
– В нашей стране строительная индустрия – одна из самых быстроразвивающихся отраслей. Даже несмотря на кризис, новые здания все-таки возводятся, пусть и не в прежних объемах, – говорит директор «Инновационной промышленно-строительной компании» Сергей Черных. – Соответственно, развиваются технологии, в том числе и в части организации работ, методик строительства. Повышаются требования к грузоподъемным механизмам, в частности к башенным кранам.
В зависимости от предназначения возводимого объекта и соответственно применяемых технологий строительства потребителей техники интересуют производительность, грузоподъемность, высота, зона обслуживания, скорость перемещения грузов, мобильность (скорость монтажа-демонтажа) машин.
Так, например, с появлением новых технологий строительства скорость возведения зданий увеличилась. Грузоподъемный кран работает на стройплощадке недолго и по завершении возведения основной конструкции перебазируется на другой полигон. Соответственно, скорость перемещения становится важным фактором выбора оборудования.

Вариант безопасности

Основу конструкции подъемного крана составляют металлоконструкции – пролетные балки, опорные стойки, башня, стрела, подстрелок, опорная и поворотная рамы и т. д. Они могут быть коробчатого, как на большинстве автокранов и мостовых кранов, и решетчатого сечения – такой вариант в основном применяется при создании башенных кранов. Видом конструкции определяются условия эксплуатации и надзора, способ производства и расчеты при проектировании. Применение конкретного типа выбирается согласно техническим, технологическим и другим требованиям.
Механизм подъема груза состоит из гибкого подъемного органа (стального каната или цепи), грузозахватного устройства (крюк, петля, грейфер и т. д.) и грузовой лебедки.
Для обеспечения безопасности грузоподъемный механизм оснащается ограничителями грузоподъемности (грузового момента), анемометрами, ограничителями рабочих движений, координатной защитой, защитой от падения груза (стрелы) при обрыве одной из фаз электропитания. Кроме того, согласно требованиям Ростехнадзора, некоторые виды техники должны быть оснащены приборами регистрации параметров работы (регистраторами параметров).
Это оборудование позволяет следить за работой грузоподъемного крана и предназначено для непрерывного контроля работы механизма, индикации текущих значений, а также для хранения и последующей детальной расшифровки всей контролируемой информации.
В зависимости от технического состояния башенного крана, его оснащенности приборами безопасности, способности обслуживающего персонала и ИТР обеспечить безопасную эксплуатацию надзорными органами принимается решение о возможности его эксплуатации.
По данным Ростехнадзора, в России зарегистрированы более 250 тыс. кранов. При этом только за последние 10 лет число башенных кранов в стране уменьшилось на 80 тыс. единиц.
С рынка выбывает старая советская техника, заменить которую нередко просто нечем, особенно в сегодняшней ситуации – у строителей не хватает средств на обновление парка машин. Однако специалисты уверены, что использование морально устаревшей техники – отнюдь не главная причина аварий на стройплощадках.
Не редкость эксплуатация кранов с неисправными или отключенными приборами безопасности, неудовлетворительное состояние подкрановых путей, нарушение норм и правил при замене стальных канатов. И как результат – падение техники из-за перегруза, обрывы грузовых и стреловых канатов, падение стрел, разрушение несущих металлоконструкций и выносных опор. Все это результат неудовлетворительного надзора за эксплуатацией грузоподъемной техники на предприятиях-владельцах.
В прошлом году, по данным Ростехнадзора, с башенными кранами произошло более 30 аварий. Основными видами нарушения являются неудовлетворительное состояние крановых путей, нарушение правил складирования и неисправность устройств безопасности.

– Безопасность и надежность машины обеспечиваются прежде всего качественным ее обслуживанием, – уверен Сергей Черных. – Время эксплуатации крана, безусловно, влияет на его работоспособность. Любая техника имеет свой ресурс, который со временем вырабатывается.
Однако если эксплуатирующая организация уделяет большое внимание обслуживанию крана: своевременно проводит технические осмотры, текущий и капитальный ремонты, то тем самым страхует себя от аварий. Грузоподъемные краны, и в частности башенные, согласно закону о промышленной безопасности, внесены в реестр опасных техустройств. Соответственно, к ним предъявляются особые требования.
Существует большое количество руководящих документов, которые регламентируют эксплуатацию, ремонт, обслуживание, демонтаж, монтаж, транспортировку машин. И если следовать нормативам, то и проблем не будет.
Но чаще всего владельцы кранов выполняют требования Ростехнадзора либо не полностью, либо не вовремя. Именно о них мы узнаем. Например, из новостей об упавших кранах.

Высокие отношения

Рынок башенных кранов можно условно разделить на три группы: импортная техника европейских заводов, российских производителей и китайских компаний.
Среди ведущих отечественных предприятий: ОАО «Ржевский краностроительный завод», ОАО «Нязепетровский краностроительный завод» (Челябинская обл.), Одинцовский механический завод, АО «Строммашина» (г. Кохма), ОАО «Санкт-Петербургский механический завод», ОАО «Ухтинский механический завод», ОАО «Карачаровский механический завод».

Основная доля импортируемой техники принадлежит Германии (Liebherr) и Франции (Potain). Кроме этого, на рынке России широко представлены башенные краны TEREX, IHI, Jaso, Linden-Comansa, Ogawa, PPM, Raimondi и Zeppelin. Серьезную конкуренцию им составляют китайские машины – их доля в прошлом году составила почти треть от общего объема импорта, тогда как в 2005 году едва превышала десятую часть. И это притом что ввоз башенных кранов в РФ в целом увеличился за последние четыре года почти в пять раз.

– В зависимости от марки и технических характеристик стоимость кранов может составлять от 8 до 50 млн рублей, – комментирует директор ИПСК. – Машины российского производства дешевле выпущенных в Европе почти в два раза. Цены же на китайские краны ниже, чем на отечественную продукцию, на 10–15%. Но при этом техника, выпущенная в КНР, бывает совершенно разного уровня качества. Есть бросовые продукты, не выдерживающие никакой критики. А есть и очень неплохие экземпляры, которые по качеству, оснащенности, техническим характеристикам близки к лучшим европейским аналогам.

– Сейчас продукция российских производителей занимает примерно треть рынка, – продолжает Сергей Черных. – До недавнего времени продажи техники зарубежных производителей были выше, но после кризиса они сократились, и сейчас потребители больше внимания уделяют российским и китайским башенным кранам.
И если российские заводы смогут приблизить качество своей продукции, начиная с металла и заканчивая эргономикой, к зарубежным аналогам, то окажутся в выигрышном положении. Ведь традиции отечественного машиностроения очень достойны. У нас есть базовые предприятия, специалисты и идеи.

Подготовила Славяна Румянцева

Другие материалы по теме