жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Актуальное

Эксплуатация строительных машин

Разнообразие строительных объектов и, соответственно, используемых при этом строительных машин огромно. К ним относятся грузоподъемные краны, бульдозеры, экскаваторы, копры, автомобили, погрузчики. Кроме того, машины мобильные и стационарные, средства малой механизации, к которым относятся машины для штукатурных и малярных работ, люльки, грузовые лебедки, ручные машины и электроинструмент. При производстве СМР это требует от должностных лиц и рабочих повышенного внимания к вопросам безопасности труда.

Каково же положение дел с обеспечением безопасной эксплуатации строительных машин на строительных площадках Санкт-Петербурга и Ленинградской области?

По данным государственной инспекции труда, в Ленинградской области за девять месяцев 2007 года на стройплощадках произошло 6 смертельных и 6 тяжелых несчастных случаев. При этом около 40% из них было связано с эксплуатацией строительных машин. Подобное соотношение сохраняется на протяжении трех лет.

Например, во Всеволожском районе в сентябре в компании «Рудос» при производстве сварочных работ вместо автокрана использовался погрузчик для подъема стальной трубы длиной 12 метров. Труба упала и смертельно травмировала находящегося под трубой сварщика.

На стройплощадке Киришского домостроительного комбината водитель бетоновоза, слив бетон, стал сдавать автомобиль назад в условиях отсутствия подъезда и смертельно травмировал работника.

В эксплуатации строительных машин нет мелочей. Этой зимой в Подпорожском районе водитель, выходя из кабины, поскользнулся на ступеньке, покрытой льдом, упал, ударился головой и получил тяжелую травму.

В августе этого года в ЗАО «Строительный трест № 28» в Санкт-Петербурге при забивке свай копровой установкой с дизель-молотом на базе монтажного крана МКГ-25 БР произошел тяжелый несчастный случай, когда выпала свая из установки и ударила машиниста другой копровой установки по голове. В результате расследования, проведенного государственной инспекцией труда, причиной несчастного случая явились:

· неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в том, что работа осуществлялась по ПНР, не содержащим указания об ограждении опасной зоны работы копра;

· нарушение технологического процесса в части соблюдения минимального расстояния, предусмотренного ППР, взаимного приближения копров друг к другу при совместной работе.

Особо хотелось бы обратить внимание на соблюдение правил безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов, которые относятся к категории опасных производственных объектов. И наибольшее количество несчастных случаев и аварий на строительных объектах связано прежде всего с их использованием.

Наверняка все строители помнят чрезвычайное происшествие, случившееся на Камышовой улице в Санкт-Петербурге при ведении строительных работ. Там произошло падение башенного крана на 12-этажный дом, в результате чего погибли 3 человека и были ранены 5 человек.

Основной причиной падения крана признана техническая неисправность крановых путей. А точнее – ненадежные крепления тупиковых упоров на конце пути и отсутствие на них выключающего приспособления для отключения привода механизма передвижения крана.

Также сказался и человеческий фактор – неправильные действия машиниста, допустившего одновременное включение исполнительных механизмов поворота стрелы и передвижения крана.

Организационной причиной явился неудовлетворительный контроль со стороны должностных лиц по соблюдению порядка, обеспечивающего содержание приборов и устройств безопасности башенного крана в исправном состоянии.

Если исходить из общих принципов, то основными причинами несчастных случаев при эксплуатации строительных машин являются:

· неудовлетворительная организация должностными лицами производства работ;

· нарушение последовательности технологических процессов;

· нарушения в обучении работников требованиям охраны труда; это связано с допуском к работе на строительные машины работников, не обученных безопасным приемам труда, без инструктажа на рабочем месте, без стажировки, без проверки знаний требований охраны труда, а иногда и без профессиональной подготовки;

· снижение ответственности, требовательности и контроля руководителей всех уровней за надлежащей организацией труда.

При этом необходимо констатировать, что около 70% всех несчастных случаев при эксплуатации строительных машин происходит не по техническим, а по организационным причинам.

Вопросы безопасной эксплуатации строительных машин должны решаться прежде всего на основе применения действующих законодательных и нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

Основными нормативными актами, действующими в настоящее время, регламентирующими требования безопасного производства строительных работ (в том числе и безопасную эксплуатацию строительных машин), являются:

· СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;

· СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство».

Данные СНиПы устанавливают общую систему требований охраны труда при эксплуатации строительных машин, в том числе:

· безопасные условия выполнения различных строительно-монтажных работ с применением строительных машин;

· обязательное руководящее участие административно-технического персонала в организации, руководстве и контроле работ;

· систематический контроль за технически исправным состоянием строительных машин и запрещение их работы при обнаружении неисправностей, угрожающих жизни и здоровью работников;

· постоянный инструктаж работников, связанных с эксплуатацией строительных машин и систематический контроль знаний вопросов охраны труда;

· допуск к работе на строительных машинах специалистов, имеющих соответствующую подготовку;

· запрещение перевозки рабочих в машинах, не предусмотренных для этих целей;

· запрещение нахождения работников под поднятым грузом и в кабине автомобиля и т. д.

Но данных СНиПов для безопасной эксплуатации строительных машин не достаточно. Поэтому безопасные требования по эксплуатации конкретных строительных машин устанавливаются соответствующими правилами, ГОСТами, инструкциями по эксплуатации.

Например: 1. Эксплуатация грузоподъемных кранов ( башенных, автомобильных и т. д.), подконтрольных органам Ростехнадзора России, должна производиться с учетом требований нормативных документов, утвержденных этим органом.

2. Требования по техническому состоянию и оборудованию и эксплуатации автомобилей всех типов марок и назначений, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать Правилам по охране труда на автомобильном транспорте и Правилам дорожного движения РФ и т. д.

Подводя итоги, необходимо заключить, что безопасная эксплуатация строительных машин зависит от разнообразных факторов, включая:

· профессиональную пригодность и профессиональную подготовку машинистов соответствующих машин;

· конструктивную безопасность машин, оборудования и инструмента, способствующую предотвращению опасных ситуаций и снижающую тяжесть последствий в случае их возникновения;

· природно-климатические и производственные факторы окружающей среды, формирующие условия эксплуатации машин.

Начальник управления Института промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства

Н. И. Голофаст

Другие материалы по теме

X