жк днепропетровская 37 евродвушка
жк днепропетровская 37 евротрешка
жк днепропетровская 37 квартиры

Комплекс чистоты

Минувшая зима показала, что стихию не одолеть без качественной коммунальной техники в достаточном количестве. В итоге город выделил беспрецедентную сумму – около 5 млрд руб. – на закупку новых машин и оборудования. Проблема уборки, однако, не только техническая.



Конкурс в пользу эффективности

Существенное обновление парка техники приблизило решение более широкой задачи по круглогодичному поддержанию чистоты в городе. Об этом рассказал Геннадий Цветов, директор Центра комплексного благоустройства КБДХ.

Цветов.jpg– Коммунальной техники нам не хватает. Это факт. По нормативам Академии коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова для уборки Санкт-Петербурга, а это 53 млн кв. м, нужно примерно 4,5 тысячи уборочных машин разного назначения. Поэтому не следует думать, будто решение о закупке большого количества машин было спонтанным.

К конкурсу, проведенному в мае, мы готовились несколько лет. Начали с выбора наиболее эффективной технологии уборки города в условиях запаркованности улиц, интенсивности движения и непростых погодных условий. Под технологию шло формирование парка техники.

Два года назад мы проехали по европейским странам, где производится коммунальная техника. Учли положительный опыт Европы, условия работы наших специализированных дорожных предприятий. Имели значение габариты техники, ее многофункциональность, энерговооруженность, экономичность. Эти требования и были выставлены участникам конкурса.

Новая техника условно делится на три группы. Для уборки проезжей части – комбинированные машины, самосвалы с быстросъемным оборудованием, погрузчики. Тротуароуборочные универсальные машины с различным навесным оборудованием – подметально-уборочными приспособлениями, ковшами для сбора и погрузки снега. Мы сделали акцент на малогабаритную, маневренную тротуароуборочную технику, которая особенно необходима в центральных районах.

Третья группа – машины для пылеудаления, которые могут работать зимой и летом. Например, машина фирмы Dulevo (Италия), комбинированный пылесос (вакуумное всасывающее и механическое подметально-уборочное оборудование). При температуре воздуха от -5° и выше она может производить обеспыливание, при больших морозах работает как механический подборщик бытового мусора, песка. Все приобретенные машины импортные – Mercedes-Benz, Volvo, Unimog, HOLDER, Wille, Swingo, Dulevo.

Нас упрекали в ущемлении интересов отечественного производителя. Но, к сожалению, российские заводы не предложили ничего равноценного, хотя наши машины как минимум на четверть дешевле. Полтора года назад мы закупили три десятка комбинированных дорожных машин КО-829 на базе грузовиков КамАЗ. Большая их часть в эту зиму по 2,5 месяца простояла в ремонте. А машины Wille (Финляндия) за 12 лет эксплуатации в наших условиях ни разу не дали повода усомниться в их надежности.

Мы сознательно уходим от пока еще стоящей на вооружении наших ГУДСП малоэффективной и малофункциональной техники, когда каждая машина выполняет одну, максимум две операции. Для полного комплекса уборки в этом случае надо иметь парк летней и зимней техники. Летом одна часть парка стоит законсервированной, зимой – другая. А новые машины способны работать круглый год и целые сутки.

Еще одно преимущество европейских машин – экономичность при распределении противогололедных материалов, которые мы применяем для безопасности дорожного движения. Жители города жалуются зимой на слякоть, мокрый соляной снег, потому что в устаревшей технике норма распределения достаточно высока.

Новые машины позволяют управлять системой распределения с помощью электроники, причем с учетом скорости движения автомобилей и количества выпавшего снега. При небольшом снегопаде достаточно всего 5–10, а не 150 г смеси на квадратный метр. Не будет снежной каши, слякоти, да и на противогололедных материалах можно будет сэкономить.

Или сравним тротуароуборочные машины на базе трактора «Беларусь» МТЗ-82 с техникой, например, Wille. У «Беларуси» щетка все, что захватывает, перекидывает обратно. Непонятный эффект получается. А импортные машины с высокоскоростными щетками убирают начисто, снег счищают до асфальта. Та же картина по другим позициям импорта: качество рабочего инструмента, материал, из которого он сделан, его конструкция (плавающие ножи, угол наклона, система гребенок и т. д.), всепогодность оценит любой специалист.

Особое внимание мы уделяли универсальности техники. Наша задача – купить хорошую базу, шасси, на которые можно навесить различное оборудование – ковши, щетки и т. д. (его более 30 видов). Летом эту технику можно применять не только для уборки, но и для ремонта дорожного покрытия, содержания кюветов (в комплекте есть и косилки).

Однако для эффективной техники нужны оптимальные рабочие условия. Но у нас есть проблема запаркованности, особенно в центральных районах, и интенсивности движения. Статистика говорит, что летом на городских дорогах пробок больше, чем зимой. Горожане жалуются не только на снежные заносы. Чтобы убрать снег, надо перекрыть магистраль, ведь припаркованные автомобили оставляют свободной только полосу движения. Но как перекрыть, скажем, Гончарную улицу у Московского вокзала?

На основных магистралях прошедшей зимой работали колонны машин с плугами и щетками при содействии ГИБДД. Чтобы такая колонна прошла, скажем, по Московскому проспекту, надо закрыть движение от Сенной до площади Победы минимум на полчаса. И даже этого недостаточно. Так что предстоит искать новые организационные и законодательные решения. Потому что, например, принцип чет–нечет, когда по разным дням закрывается для уборки определенная половина улицы, не имеет пока законного статуса.

Проблемы городского сервиса

Государственное унитарное дорожное специализированное предприятие «Купчинское», одно из пользователей новой техники, ведет уборку свыше 9 млн кв. м проезжей части и тротуаров города. В зоне его ответственности три района – левый берег Невского, Фрунзенский и Московский.

О том, насколько технически оснащено предприятие, что делается в сфере, как теперь говорят, клининга, рассказывает Константин Рассадин, директор ГУДСП «Купчинское». Рассадин.jpg

– ГУДСП «Купчинское» – это восемь механизированных колонн, около тысячи человек штата, 248 единиц различной уборочной техники, при этом отечественная по ряду позиций постепенно заменяется импортной. И если еще в прошлом году износ парка составлял около 85%, то сегодня уже 70%.

Поскольку мы, как и многие организации, ощущаем дефицит рабочих кадров и специалистов, стоит задача меньшими силами выполнить больший объем работы. А для этого осуществить полное техническое перевооружение, как при поддержке городского бюджета, так и за счет собственных средств.

При этом без «иностранцев» не обойтись, ведь многих отечественных аналогов машин просто нет. Мы используем тротуароуборочную технику фирм HAKO, MULTICAR (Германия). Недавно начали поступать машины BUHER (тоже ФРГ). Прицепному оборудованию Nordic, Vassa, Scandia (Швеция) также российские изделия не конкуренты. Разумеется, мы рады бы иметь местную продукцию, которая выгоднее по ценам. Но в итоге оказывается, что дорогая импортная техника обходится дешевле – она безотказна, всесезонна и универсальна.

Были попытки создать коммунальные машины типа Nordic на Ряжском авторемонтном заводе (Рязанская обл.). Назывался подметально-уборочный прицеп «Чистогор» (продажная цена 1,1–1,3 млн руб. – «ПСО»). Но техника очень сырая, требует серьезной доработки.

Из российских есть у нас в парке подметально-уборочные машины ПУ-93 (Москва) и ММЗ-ПУ (Санкт-Петербург).

Был опыт работы с мини-погрузчиком МКСМ-800 (ОАО «Курганмашзавод», розничная цена 2010 г. 1 048 000 руб. – «ПСО»). Мы столкнулись с необходимостью произвести в нем ремонт двигателей (фирмы John Deere, США). Обратились к официальному дилеру, но нам ответили: эта модель снята с производства, можем поставить другой двигатель, тоже импортный, но тоже заведомо устаревший. В смысле, если опять потребуется ремонт, запчастей не ищите – не найдете.

Лет пять подряд мы ежегодно приобретаем до 30 единиц новой техники, при этом списываем старую, неэффективную. Допустим, машина Wille заменяет и фронтальный погрузчик, и трактор со щеткой, и подметально-уборочную технику, благодаря разному сменному оборудованию.

Приведу в пример многоцелевую машину Unimog. На нее можно установить пескоразбрасыватель, плуг, поставить автомобиль в колонну на подметание или формирование снежного вала, подвесить роторный снегоуборщик и этой же машиной вал переместить в кузов самосвала. Не нужно ни другой техники, ни дополнительных водителей. Причем продумана быстрая замена агрегатов. Буквально в течение пяти минут.

При всем уважении к трактору МТЗ-82 («Беларусь»), чтобы снять с него какое-то навесное оборудование, скажем, щетку, и прикрепить подметальный прицеп Vassa, нужно минимум полдня. Новая техника работает лучше, а ломается реже. Она в строю круглый год и с разным навесным оборудованием выполняет ряд операций. Наши машины уступают и в производительности.

Подметально-уборочная машина «Сеньор» (Швеция), работая с 1996 г., заменяет у нас несколько отечественных агрегатов такого типа. За одно и то же время делает намного больше. И убирает качественнее, счищает любую грязь начисто. Ей тяжело на запаркованных улицах (длина самосвала с прицепом – 9 м). Зато набережные подметает легко. Впрочем, даже MULTICAR при ширине 1,6 м с зимним оборудованием иногда не может убрать боковые проезды из-за парковок – не протиснуться.

Немаловажная сторона – удобство и комфорт для водителя, который в любое время суток и в любую погоду готов чистить город. В 2004 г. предприятие закупило ряд ульяновских машин «МультиУАЗ» (подобие немецкого MULTICARа), которые также посыпают, метут, поливают. По-честному, они отработали только один год. Многие коллеги сразу отказались от этой техники. Мы продержались еще год. И тоже отступились. Слишком велики затраты на ремонт, и расход топлива колоссальный.

А условия для водителя? Он сидит, как на табуретке, все дребезжит, сильная вибрация. В «Мультикаре» же – как в легковом автомобиле. Эти машины, в отличие от «МультиУАЗа», все еще ходят с родной краской, а им по шесть лет. («МультиУАЗ» в зависимости от комплектации стоит 410–540 тыс. руб.; MULTICAR – около 2,5 млн руб., с навесным оборудованием 3,6 млн руб. – «ПСО»).

Стараемся работать четко по регламенту. Но не все зависит от нас. Серьезный стопор в работе – запаркованность улиц. В претензии мы и на метеослужбу: ее прогнозы не всегда точны. Предупреждают о штормовом ветре, а его нет. Прогнозируют небольшие осадки зимой, а валит крупный снег, который мы обязаны предупреждать дежурными машинами.

Универсализация вместо специализации

Рынок коммунальной техники один из самых подвижных, у государства и частных компаний появилась возможность и потребность вести уборку территорий современными средствами.

Своими наблюдениями о том, в каком направлении развивается этот рынок, делится Антон Апракин, директор петербургского филиала компании «Универсал Спецтехника» – официального дилера техники John Deere. Апраксин.jpg

– В мире человеческий труд дорого стоит, и его стараются максимально механизировать, в том числе операции по поддержанию чистоты городов. В основе инженерной мысли лежат все-таки не гуманитарные, а чисто финансовые соображения.

Если оператору в машине комфортно, удобно, то у него выше производительность труда, а значит, есть и экономический выигрыш. Вот на что в России пока не слишком обращают внимание. Зато импортные машины соответствуют международным стандартам.

Основная тенденция в разработке специализированной техники – универсализация. Создается универсальное шасси, на которое навешивается рабочее оборудование в зависимости от выполняемых задач, сезона и условий.

Имеет значение, где работает машина: широкая улица – один типоразмер шасси, двор или узкая улочка – другой. Одну машину можно использовать для уборки улиц, ремонтных работ, погрузки снега, в качестве лебедки. Вместо щетки или ковша навешивается люлька, приспособление для полива, роторный снегоочиститель, бульдозерный или грейдерный отвал.

К погрузчику может быть до сотни видов навесных приспособлений. Есть инструменты, с помощью которых можно бурить, сверлить, подстригать кусты и кроны деревьев, косить траву, убирать листья, поднимать, перемещать. Множество крупных и мелких фирм специализируются на создании комплексного навесного оборудования.

История создания такой техники начинается не с конструктора, а с маркетолога, который изучает спрос и предопределяет успех новой продукции на рынке. Лидеры в производстве техники для ЖКХ – Финляндия, Германия, США.

Такую технику теперь покупают не только ГУДСП, но и ТСЖ, компании, которые обслуживают дороги, дома и придомовые территории, предприятия, занимающие большие площади, – крупные заводы, складские и контейнерные терминалы. Так, в нашей компании (а мы приступили к активной реализации коммунальной техники только с прошлого года) уровень продаж за короткий срок вырос на 50%.

Самые ходовые машины – универсальные погрузчики. Потом идут погрузчики с бортовым поворотом. Тракторные шасси с новым набором мощностей. Коммунальная техника с функциями трактора, погрузчика, тягача, подъемника, чистильщика. Машины с цельной или ломающейся рамой, поворотом задними колесами, проскальзыванием, как у танка.

Комплектация может быть разной, в зависимости от задач заказчика. В среднем спросом пользуются машины мощностью до 100 л.с. (обычно 60–70), массой 5–7 т. По типу трансмиссии – гидростатические. Кабины с кондиционерами. Как правило, это недешевая техника. Порядок цен начинается от 1 млн руб. Даже маленький погрузчик стоит в пределах 1,5 млн руб. (JCB, Deere, Caterpillar, Komatsu и др.).

Некоторые заказчики говорят: зачем я буду тратиться, найму отряд гастарбайтеров с лопатами. Мы произвели простой арифметический подсчет производительности человека и машины, затрат на тех и других. Оказалось, дорогая уборочная машина окупает себя через полтора месяца и начинает приносить прибыль.

В среднем человек убирает городской двор (в зависимости от площади) за пять часов, машина – за 15–20 минут. А за пять часов она справится с мусором, пылью или снегом еще в 20–30 соседних дворах на пользу своему владельцу.

Коммунальные машины будут востребованы еще больше, если мы хотим не очутиться в городах допетровской Руси, а развивать социальную сферу. От этого выиграют все – и жители, и коммунальщики, и дилеры.

Подготовил Виктор Малков

Другие материалы по теме

X