жк днепропетровская 37 евродвушка

Актуальное

Работа без опасности

Сроки и сумма контракта для руководителя стройки подчас важнее условий и норм безопасного труда. Это увеличивает риск ЧП на стройплощадке. Статистика указывает на человеческий фактор как основной в ситуациях, угрожающих здоровью работника. Об этом особенно важно помнить при эксплуатации травмоопасной техники.

О теории и практике охраны труда в строительстве, осложненной применением различных технических средств, рассуждают наши эксперты.

Организация труда

Елена Будыльникова, начальник управления Института промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства:

Будыльникова.jpg– Это очень острая проблема в строительстве, так как отрасль по своим условиям относится к наиболее потенциально опасным производствам, где вероятен высокий уровень травматизма рабочих. Поэтому очень важно правильно организовать работу по охране труда.

Новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение объектов должны осуществляться по проектной документации, содержащей решения, разрабатываемые с учетом требований охраны труда и промышленной безопасности специалистами, которые имеют опыт производственной работы и прошли обучение и проверку знаний по ОТ и ПБ. К сожалению, при расследовании несчастных случаев, произошедших на строительных объектах, выявляются факты отсутствия в проектах производства работ (ППР) конкретных решений по обеспечению безопасности, незнание исполнителями работ содержания ППР либо даже отсутствие самого такого проекта.

В строительстве задействовано много сложных механизмов, специализированных машин, производственного оборудования, которые относятся к объектам повышенной опасности. Они должны быть безопасными при эксплуатации как для обслуживающего персонала, так и для других участников строительных работ. Вопросы конструктивной безопасности решаются на этапах создания новой техники.

Строительная техника сама по себе не является основной причиной травматизма. Необходимо констатировать, что около 70% всех несчастных случаев при эксплуатации строительных машин происходит не по техническим причинам, а по организационным. Это неудовлетворительная организация должностными лицами производства работ, отсутствие контроля и снижение ответственности руководителей всех уровней. А также нарушения в практике обучения работников требованиям охраны труда, следствие чего  – допуск к работе на строительных машинах людей без инструктажа, без профессиональной подготовки, без стажировки.

Человеческий фактор

Борис Бутов, генеральный директор СРО «НП содействия развитию качества и безопасности строительных работ «Инжспецстрой»: Бутов.jpg

– Полностью исключить ЧП в опасной зоне строительства, наверное, невозможно. Реально их свести к долям процента. Известно, что крупные ЧП – результат множества мелких нарушений, которым участники строительства не придают значения.

СРО выдает свидетельства о допуске к работам только таким предприятиям, которые представляют документальные доказательства готовности выполнять контрактные обязательства в соответствии с законами РФ, строительными нормами и требованиями ФЗ-315 «О саморегулируемых организациях».

Не подменяя надзорные органы, мы действуем с ними параллельно – следим за соблюдением правил ОТ в части кадров. В любом виде обучения, от вуза до курсов сварщиков, обязательно есть раздел по безопасности труда. Если человек обладает дипломом, свидетельством о том, что он в положенное время прошел переподготовку, значит, по крайней мере, осведомлен в вопросах техники безопасности. Свидетельство СРО удостоверяет: данное предприятие имеет достаточный кадровый и технический потенциал для обеспечения безопасного выполнения работ. Видов работ может быть много. И по каждому из них мы даем гарантию соответствия организации системе саморегулирования.

Проверку деятельности участников СРО, анализ негативных ситуаций у нас ведут выборные контрольный и дисциплинарный комитеты. Согласно положению, «ДК самoстoятельнo и независимо рассматривает дела o нарушении членами Партнерства требований технических регламентов». Он принимает решение на основе документов, подготовленных экспертами. В том числе по случаям, связанным с нарушениями правил безопасности. Комитет может постановить, например, отозвать допуск организации, возбудить дело в третейском суде, возбудить арбитражный, гражданский процесс, в конце концов, даже уголовный.

Контрольный комитет проводит плановые и внеплановые проверки членов СРО по вопросам «обеспечения oрганизациoнных и материальнo-технических услoвий сoблюдения членами Партнерства oбязательных требoваний».

На наших предприятиях (а в составе СРО их почти 300) ЧП, к счастью, не было. Вероятно, и потому, что мы педантично выполняем возложенные на нас контрольные функции, хотя для этого аппарату СРО приходится работать очень напряженно.

Что касается техники, то в образе западных машин к нам приходит система ценностей западного общества, где охрана труда является приоритетом. В этих машинах много блокировок, приборов контроля, техника конструктивно продумана, качественно исполнена, надежна и безопасна. Идея безопасности принадлежит не производителю – ему для извлечения прибыли лишних расходов на системы ТБ не нужно.

Это нужно обществу, это его социальный заказ, который побуждает заводчика устанавливать дополнительную защиту «от дурака», чтобы, иными словами, мотор останавливался при открытом капоте. Надеюсь, и мы придем когда-нибудь к такому пониманию ценности человеческой жизни.

На каждом собрании СРО «Инжспецстрой» мы подчеркиваем: саморегулирование – это взаимная ответственность, следовательно, гарантия безопасного производства работ. Успешный бизнес начинается с самых простых вещей – с трудовой дисциплины, осмотра и подготовки техники к работе. То есть с продуманной и эффективной организации труда.

Регламентная статья расхода

Максим Лайков, зам. генерального директора по производству ООО «ГСО «Север» (Объединение «Строительный трест»):

Лайков.jpg– Затраты на мероприятия по охране труда мы включаем в накладные расходы и не считаем, что эта статья – второстепенная. Напротив. В ООО «ГСО «Север» действует отлаженная система ОТ. Разработан регламент предприятия «О производственном контроле за соблюдением правил промышленной безопасности», в котором расписано, кто за какой участок работы отвечает и как практически осуществляется контроль. Перед приходом на новую стройку рассматривается проект производства работ, согласованный в органах Ростехнадзора.

В нем расписана не только технологическая карта, но и методы качественной и безопасной работы.

Не хочу называть имен, но знаю коллег из других предприятий, которые скачивают из Интернета типовые технологические карты, без доработки их по отношению к конкретной строительной площадке. В результате ППР, сформированный подобным образом, не представляет собой никакой ценности. А ведь Проект и ППР – важнейшие документы для линейных работников. Первый отвечает на вопрос, что строить, а второй – как, с соблюдением технологии, сроков, качества и максимальной безопасностью.

У нас ППР привязан к конкретной площадке, и его разработкой занимается специальный сотрудник. Он заранее выезжает на место будущего объекта, обсуждает с начальником участка, где будут находиться материалы, оборудование, механизмы, бытовки, чтобы опасная зона была ограждена. В ППР, который обязан знать каждый мастер, прописаны все опасные с позиций охраны труда операции, схема складирования грузов, порядок и время работы подъемных кранов и т. д.

Сейчас, как и прежде, за всю производственную деятельность и поведение человека на рабочем месте отвечает работодатель. Государство регламентировало практически все виды работ по линии их безопасного производства. Задача работодателя – создать на основе этих регламентов безопасные условия для работы специалистов. Главное – не подходить формально. Системное обеспечение техники безопасности нужно не для галочки в отчете. Здесь важна самодисциплина.

За соблюдением правил, обязанностей, норм техники безопасности обязателен контроль. У нас действует комиссия производственного контроля под моим руководством. В нее входят инженер по ТБ, главный механик, проектировщик ППР, начальник участка и др. Еженедельно собираемся и анализируем результаты работы. Причем не только своей.

Например, в последнее время на стройплощадках РФ было несколько случаев падения кранов в результате ураганных ветров. Выяснили, с каким типом кранов чаще всего происходят ЧП, и подготовили инструкцию для крановщиков и прорабов, где указали, что при определенной скорости ветра кран, который, по нашему мнению, имеет ряд конструктивных недостатков, следует останавливать и прекращать работу.

Если участвовать, как мы, в строительстве масштабных проектов, таких как «Балтийская жемчужина», «Кудрово», строить по унифицированной технологии в сочетании кирпичной кладки с монолитными плитами перекрытий, возводить 2–2,5 этажа в месяц жилых комплексов в разных районах города силами 500 рабочих и 150 специалистов, вопросы охраны труда неизбежно становятся первостепенными. Начиная от инструктажа каждого работника, регулярного техобслуживания оборудования и инструмента, заканчивая бытовками с душем, кухней и микроволновой печью. Ведь условия быта и техника безопасности связаны так же, как темпы и качество строительства.

Подготовил Виктор Малков

Другие материалы по теме

X